Сегодня мы завершаем рассказ о втором по величине сербском городе — Нови-Саде.
Важнейший транспортный узел и надежды на возвращение трамвая
Нови-Сад — это один из крупнейших транспортных узлов Сербии и, безусловно, ключевой на севере страны. Прежде всего в этом контексте столицу Воеводины отмечают как промежуточный пункт на автомобильном и железнодорожном пути Будапешт-Белград. Но Нови-Сад также является «воротами» в Центральную Европу. Если ты пришёл на автовокзал немного раньше своего рейса, то обязательно увидишь на платформах автобусы в Вену, Мюнхен, Франкфурт или другие города «старой Европы».
Кроме того, по прямой расстояние от Нови-Сада до Загреба на 15 километров меньше, чем от Белграда, однако, учитывая структуру сербских «автопутов», дорога на автобусе между главными городами Воеводины и Хорватии займёт примерно на час больше — 7 против 6 часов из сербской столицы. Автобусный путь до столицы Словении Любляны займёт примерно 8 с половиной часов и от Белграда, и от Нови-Сада.
В самом Нови-Саде общественный транспорт — это прежде всего автобус, с которым конкурирует только такси. Основной транспортный хаб в городе — Бульвар Яше Томича, 4-6, где рядом расположены автовокзал и вокзал. Отсюда автобусы разъезжаются по городу с интервалом в 5-10 минут. В марте этого года было подписано соглашение о покупке 10 польских электробусов Solaris — с помощью кредитной линии от Европейского банка реконструкции и развития. Поляки победили в тендере белорусский «Белкоммунмаш» и белградскую компанию DAT Holding DOO, чьи болгарские электробусы Chariot Motors уже ходят по столице Сербии. Планируется, что автобусы на электричестве будут введены в эксплуатацию в апреле следующего года.
Кроме того, в Нови-Саде обсуждается и возвращение трамваев. Этот вид электротранспорта появился в нынешнем главном городе Южно-Бачского округа в 1911 году, первые трамваи были приобретены в Венгрии и Германии. Они и курсировали по двум линиям по городу. В 1944 году во время бомбардировок Нови-Сада электростанция, обеспечивавшая функционирование трамваев, была разрушена. Возобновили работу «уличные поезда» в мае 1945 года. Однако в 1958 правительство Тито приняло решение трамваи убрать — из-за слишком дорогой электроэнергии и нерентабельности. То же самое в том же году произошло и в третьем по величине городе Сербии — Нише. Там, правда, история электротранспорта была короче — 28 лет. Дольше просуществовали трамваи в Суботице — до 1974 года. Кстати, во втором по значимости городе Воеводины электротранспорт появился вторым во всей Сербии — в 1897 году. Ещё во времена доминирования экипажей, запряженных лошадьми. Старше только белградский трамвай — он начал работу в 1892 году. Он же пока и последний — сейчас в Сербии трамваи ходят только по столице.
В «сербских Афинах» обсуждаются планы возвращения трамвая, на фоне увлечения идеями уменьшения загрязнения воздуха — серьёзной проблемы для городов крупнейшей страны бывшей СФРЮ. В прошлом месяце был принят предварительный градостроительный план, который предусматривает воссоздание двух трамвайных линий. Рельсовые пути времён короля Александра и Тито полностью повторить не удастся — из-за застроек; но логику траекторий планируется сохранить. При этом новосадчане относятся к этой перспективе примерно с таким же скепсисом, как воронежцы к идеям метро или «легкорельсового трамвая». Хотя, думается, шансы Нови-Сада восстановить движение трамваев всё же несколько выше. А пока столица Воеводины довольствуется крупнейшей в Сербии инфраструктурой велодорожек.
«Другая Сербия»?
Во многом благодаря тому, что Нови-Сад как культурный и туристический центр Сербии традиционно получает большие дотации из Белграда. Чем не всегда довольны жители соседних и близлежащих областей — например, в Среме, Шумадии или Мачве.
Милица, 44 года, жительница Сремской-Мировицы, офисный работник: «Не понимаю, зачем столько бюджетных средств вкладывается в Воеводину. В своё время так пытались задобрить албанцев в Косово, сколько денег в 1980-е и 1990-е вкладывали в автономный край — и что получилось. На Срем и Мачву тратят в несколько раз меньше средств, может, стоило бы как-то перераспределить — чтобы поддерживать наше сельское хозяйство? А то крестьяне регулярно протестуют, перекрывают дороги и даже мост между Сремской и Мачванской Митровицами».
В этом году именно этот мост не блокировали, но традиционные баррикады из тракторов снова возводились по всей Сербии. Однако было это не только в Среме, Шумадии или Мачве (или в пригородах Белграда и Ниша), но и в самом Нови-Саде, где сельхозработники также недовольны низкими закупочными ценами и небольшими субсидиями. В главном же городе Воеводины считают, что недовольство соседей преувеличено, как и автономия края, поскольку Нови-Сад и сам даёт в сербский бюджет немало средств от туризма.
Преувеличена и проблема сепаратизма. Венгерское меньшинство составляет лишь 13% от населения Воеводины. И, в отличие от албанок, рожают детей венгерки меньше, чем сербки. Это, конечно, не отменяет потуг Запада раскачать ситуацию по косовскому сценарию, но шансы на это очень невелики. Тем не менее сербские власти предпринимают превентивные шаги и стремятся, чтобы венграм в Воеводине жилось не хуже, чем в Венгрии. Отсюда и большие бюджетные ассигнования.
На этом фоне слышал даже такие разговоры: «Мол, не только в венграх дело. В Воеводине и сербы не такие, как в других сербских регионах. А более холодные, не зря северные». Новосадчане считают это ерундой. Честно говоря, я, вспоминая, как гостеприимно меня встречали во время визита в декабре 2019 года на философском факультете Университета Нови-Сада (там я читал открытую лекцию по информационным войнам), очень в этом сомневаюсь. В России иногда жителей Санкт-Петербурга тоже называют слишком холодными.
И снова о русской эмиграции
В прошлом материале мы коснулись проблем русских релокантов, пытающихся осесть в Нови-Саде. Добавим, что русских, переехавших в этот город, волнует, помимо перечисленных, ещё немало проблем: слишком жаркая погода летом, невозможность продлить или получить шенгенские визы и другие. Главной в любом случае остаётся проблема поиска работы. Сейчас ведь количество вновь прибывших в столицу Воеводины составляет по разным данным 40-50 тысяч человек, немногим меньше, чем в Белграде.
А что думают о таком большом количестве релокантов из России сами жители Нови-Сада? Говорит коренной новосадчанин Неманя Вукчевич, 47 лет, преподаватель университета:
– Сразу хочу отметить, что если число прибывших точное – то мы говорим об 1/6 населения нашего города. Тут необходимо принимать во внимание два аспекта. Во-первых, Нови-Сад всегда был во всех отношениях открытым городом. Имею в виду его мультиконфессиональный и многонациональный характер. Во-вторых, современный Нови-Сад – тот, каким мы его знаем, –сформировался именно за счет миграций.
Так, например, после Второй мировой войны в Нови-Саде проживало около 36 тыс. человек. Но затем имела место первая современная миграция – в основном из Боснии и Герцеговины, потом последовал распад Югославии и, гражданские войны спровоцировали новую волну переселенцев из Хорватии и Боснии и Герцеговины. Можно было бы сказать, что сейчас мы имеем дело с третьей большой волной миграции – русской иммиграцией. Причем это не первая русская иммиграция русских в Сербию – мы помним об иммиграции «белых» русских после революции 1917 года, но это первая настолько большая миграция русских в Нови-Сад.
Моё личное мнение: не многие новосадчане в курсе национальных отличий русскоговорящих из постсоветского пространства — кто из России, кто из Украины, кто каких политических взглядов придерживается.
В общем, у новосадчан есть опыт сосуществования с приезжими, чья культура и менталитет как-то отличаются от местных. Поэтому у жителей Нови-Сада приезжие не вызывают отторжения. При этом важно, чтобы миграция давала определенный импульс развитию малого бизнеса. На самом деле город в любом случае меняется, ведь параллельно происходит массовая иммиграция населения Сербии с юга. Искренне надеюсь, что городские власти используют ситуацию как шанс для развития, что вполне вероятно, учитывая исторический опыт.
– А поменялась ли как-то существенно жизнь в Нови-Саде после 24 февраля 2022 года?
– Первое, что приходит мне в голову, – закончился коронавирус. Это, конечно, шутка. Если же говорить серьезно, приведу несколько иллюстративных фактов из повседневной жизни. Стоимость недвижимости и аренды значительно увеличилась, хотя тренд на повышение цен имел место и раньше. Затем необходимо вспомнить временный дефицит определенных продуктов (например, сахара), который пытались объяснить специальной военной операцией. Однако затем выяснилось, что это было банальной рыночной спекуляцией.
Также в этом году отопительный сезон начался почти на месяц позже. Это тоже пытались списать на политику и иммиграцию, хотя на самом деле этой осенью днем температура воздуха была выше 20 градусов. Прямо сейчас власти рекомендуют нам экономить электричество – эту идею активно продвигают в СМИ. Вместе с тем специалистам в области энергетики совершенно ясно, что проблема электроснабжения лежит совсем в другой плоскости, и она существует уже 10 лет, а не с февраля 2022 года. Но у властей есть соблазн всё списать на военные действия. Хотелось бы заострить внимание на том, что с давнего времени новосадчане ежедневно могли услышать на улицах своего города английскую, немецкую, итальянскую, венгерскую речь, а после 24 февраля 2022 года к этому добавился в большом количестве ещё и русский язык.
Заканчивая разговор о «новой русской эмиграции» и о Нови-Саде в целом, хотелось бы ещё раз сказать то, с чего начинал разговор о Сербии этим летом. Сербы очень гостеприимный народ и, разумеется, нормально относятся к большому наплыву релокантов из России. Все неприятности, недоразумения, драки — из-за того, что россияне начинают плохо высказываться о своей стране и президенте. Вот этого сербы в подавляющем большинстве точно не понимают и не поймут. Но это проблема не сербов, а тех, кто в Сербию из России приезжает. Сербы — большие патриоты и своей, и нашей страны. И очень не любят предателей, оплёвывающих свою Родину. Впрочем, предателей не любят нигде — и презирают их. Просто на Западе их сейчас воспринимают как «полезных идиотов», но в будущем выкинут, как ненужный мусор. А вот в Сербии своё презрение высказывают открыто.
Фото автора.
Читайте другие тексты из цикла «Балканский вояж»: