Раньше в Сербию русские летали и ездили либо в туристических целях, либо по работе (чаще всего под этим подразумевался бизнес). Сейчас структура летающих в Сербию кардинально изменилась, и уже не факт, что те, кто посещает её в культурно-познавательных целях, составляют большинство. Скорее, на него могут претендовать три новых группы выезжающих в Сербию.
Новые мигранты – нормальные и не очень
После начала СВО ЕС, как известно, запретил прямые рейсы для российских авиакомпаний в свои страны и пролёт над своим воздушным пространством. Европейские компании, разумеется, получили ответный бан. И Сербия, которая не ввела санкции против России, стала главным хабом, где россияне могут совершить пересадку для дальнейшего полёта в страны Евросоюза. По логистическим причинам – более популярным, чем Стамбул и Дубай. Первую группу россиян, которые летят в Сербию, таким образом, составляют транзитёры. Некоторые из них резонно решают не ограничиваться простым ожиданием в аэропорту Никола Тесла, а посмотреть Белград. Поэтому могут остаться на день-два.
Вторая группа – те, кому западные санкции помешали вести свой бизнес из России. Это касается, прежде всего, айтишников, работавших с западными клиентами. Блокировка американских и европейских платёжных систем всех типов привела к усложнению или невозможности расчётов, другим финансово-логистическим проблемам. Сербское министерство труда оценивает количество зарегистрированных гражданами России ИП и ООО в стране с конца февраля в более чем 500.
Наконец, третья группа, которая улетела в Сербию с воплями «пора валить!!!». Просто по причине того, что в Сербию удобнее улететь и здесь дешевле жить. Среди них немало откровенных отбросов общества, которым дружба России и Сербии, как телеге пятое колесо, а то и как кость в горле. Прилетая в братскую русским страну, они начинают ругать Путина и «рашку» и заниматься заукраинствующим мракобесием – чем вызывают непонимание, злость и раздражение местных жителей, которые начинают недоумевать, зачем они с такими взглядами сюда вообще прилетели. Выяснение отношений «на кулаках» иногда тоже прилагалось. Увидев такое восприятие сербами либерально-прозападных взглядов, «новая эмиграция» несколько приутихла. Но только приутихла, а не замолчала.
«Звёздный час» для Air Serbia
С начала военной спецоперации на территории Украины билеты в Сербию подорожали в 4-5 раз буквально за несколько дней. Однако, несмотря на это, Ассоциация туроператоров России (АТОР) сообщила об ажиотажном спросе на авиабилеты в Белград среди российских туристов. Стоимость билетов из Москвы в Белград с конца марта 2022 года варьировалась от 57 340 рублей (самая низкая стоимость) до 174 500 рублей.
Увы, сербский перевозчик Air Serbia воспользовался положением монополиста и просто взвинтил цены на билеты. Если в начале СВО это как-то можно было объяснить взлётом курса евро, то сейчас, когда валюта ЕС в России самая дешёвая за 5 лет, сослаться на эту причину, понятное дело, больше нельзя. Что-то можно списать на усиление мер безопасности – ведь ципсошники и им сочувствующие регулярно «минируют» рейсы Air Serbia и ведут против неё кампанию чёрного пиара. И всё-таки. Цены по-прежнему значительно (в 2,5-3 раза) выше, чем в начале февраля. Самый дешёвый билет стоит 37 тысяч рублей. Турецкие компании предлагают перелёт с пересадкой в Стамбуле – за 28 тысяч. Но это займёт 15 часов вместо трёх при прямом перелёте. И тем не менее билеты раскупают задолго до рейсов.
Ажиотажный спрос актуализировал проблему «овербукинга» – то есть, когда на рейс продаётся больше билетов, чем мест в самолёте. И если на рейс являются все пассажиры, купившие билеты, – кто-то неизбежно остаётся «в пролёте». По методу полуслучайного отбора. Именно так на днях не повезло автору этой колонки, который столкнулся с этой проблемой впервые в жизни и в итоге улетел в Белград на 25 часов позже, чем планировалось. Авиакомпания Air Serbia предоставила, как и остальные, кто занимается «овербукингом», номер в гостинице с трёхразовым питанием – на время ожидания. Но всё равно мне пришлось отложить несколько важных встреч в Белграде, не говоря о других неудобствах от задержки. Поэтому автор колонки ждёт от авиаперевозчика обещанной денежной компенсации. Кстати, самолёт на повторный рейс опоздал на 2 часа.
Изменение структуры пассажирских потоков из Москвы в Белград видно невооружённым глазом. Впервые отметил для себя, что русских в самолёте больше, чем сербов. По вышеуказанным причинам. Кстати, подорожание билетов в какой-то степени компенсируется удешевлением евро в России. В Москве его можно купить и за 60 рублей, потом поменять в Сербии на динары. Такая же нехитрая операция ещё в начале года оказалась бы куда менее выгодной. С рублями лучше не ехать – курс обмена тут плохой.
А так жаркий (35 градусов) Белград, как обычно, встречает величественной красотой исторического центра, Дуная и Савы, богатейшей растительностью.
О жизни Белграда – в нашем следующем материале.
Фото автора.