Ситуацию удалось на время успокоить после встречи «посла США в Приштине» Джеффри Ховиниера с так называемым премьер-министром Косово Альбином Курти. Введение дискриминационных мер отложили на месяц. КПП через 26 часов албанцы открыли, сначала для пешеходного перехода, затем и для машин. Баррикады были разобраны, но сущностного разрешения кризиса ждать не приходится.
Это далеко не первая подобная провокация со стороны приштинских властей. Год назад боевики ROSU уже брали под контроль КПП «Яринье» и «Брняк» – когда начались массовые протесты сербов против введения автомобильных номеров так называемой Республики Косово. Тогда тоже дошло до стрельбы по сербам, в Рашку даже приезжал, помимо другой бронетехники, расчёт Панцирь С-1 из 6 машин, в воздух над этим округом была поднята сербская боевая авиация. Потом нашли «компромиссное решение» – на сербских номерах стали заклеивать флаг и краткое название города. То же самое стали делать с «косовскими номерами» в Сербии. Так сейчас и происходит.
Уже на этой неделе на трассе Митровица-Лепосавич боевики ROSU остановили сербскую машину скорой помощи и увезли её экипаж в неизвестном направлении. А ведь это сербская часть Косово. Приштина объяснила это «антинаркотическими мерами», как было и в начале этого года, когда ROSU провёл рейд по аптекам Северной (сербской) Митровицы. Смешно слышать это от «косовских властей», которые превратили автономный край в перевалочный пункт для транспортировки наркотиков из Афганистана в Западную Европу. Также на этой неделе были отмечены случаи зачёркивания сербских названий населённых пунктов на дорожных указателях. И «замену» их на албанские.
Недоступное Косово
После того как албанские боевики взяли под контроль последний сербский КПП между Косово и остальной Сербией в Яринье – на границе, которая согласно нормам международного права является административной, – начался настоящий беспредел. Приштинские власти могут перекрыть границу, особо не утруждая себя объяснением причин или используя надуманные предлоги, например, когда весной 2020 года началась эпидемия COVID-19.
Граждане России сейчас могут пересекать эту границу только при наличии Шенгенской визы (не важно, в какую страну), срок пребывания – не более 15 дней. Однако по факту любого обладателя российского паспорта могут завернуть на КПП без объяснения причин. Такие случаи участились после начала СВО на Украине. Особенно не любят албанцы в Косово российских журналистов. В сентябре 2021 года международным скандалом закончилась попытка попасть в автономный край российских журналистов из МИЦ «Известия». Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала тогда поведение властей Приштины произволом и сказала, что ответственность за это лежит на западных «опекунах» косоваров. С тех пор в российском МИДе и нашем посольстве в Белграде отечественным журналистам советуют не тратить зря деньги на бензин или автобусные билеты: не пустят или выгонят. Вот и на этот раз большинство российских журналистов томилось на КПП в Яринье, ограничиваясь репортажами с пограничного перехода. Для материалов используется видеокартинка международных агентств и стримеров, а также архивные кадры.
Однако автору этого материала удалось попасть на территорию Косово и Метохии. Используя старые связи (например, в декабре 2019 года я читал две открытые лекции на сербском языке на тему информационных войн в Приштинском университете со временным пребыванием в Косовской Митровице). Подробности раскрывать не буду, напомню только, что согласно резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, Косово – это неотъемлемая часть Сербии. И любые пограничные ограничения на административной границе между Косово и остальной Сербией вне рамок сербского законодательства нелегитимны. В принципе, жёстких формальных ограничений на въезд граждан РФ в Косово нет. То есть как албанцы решат. Просто решают они, как правило, не в пользу русских. А «коронавирусные ограничения» и тому подобное всегда помогут в «легитимизации»запретов на проход через границу, которую албанцы под руководством своих хозяев из США и ЕС установили силовым путём. В нарушение норм международного права. Поэтому на законных основаниях ограничить меня в пересечении границы Сербия-Косово могут только сербские власти. Чего им делать, разумеется, нет никакого резона. Есть ещё возможность, кстати, сделать «косовскую визу» – в Турции или Албании. Но тогда вопросы возникнут уже у нашего МИДа, поскольку Россия независимость Косово не признаёт. Кстати, есть вопросы к оператору сотовой связи «Билайн», поскольку на въезде в Космет он отправляет сообщение… «Добро пожаловать в Республику Косово». Получается, официальная позиция России по этому поводу им не указ.
А так в Косовской Митровице сейчас полно западных журналистов, моими соседями по отелю были, например, финские коллеги. А вот русских в Митровице в эти дни не встретил – по описанным выше причинам. Надеюсь, просто не встретил (как и их материалов с присутствием в автономном крае), и желаю всем русским попадать в Косово, когда они этого захотят.
Ну а первый материал о жизни в Косово и Метохии – завтра.
Фото и текст: Владимир Сапунов.