Видовдан – символ современных сербских политических противоречий
Как никогда не утихнут споры о том, кто действительно выиграл Косовскую битву, так и нынешняя сербская политика является двойственной и противоречивой. Ничто не характеризует её так иллюстративно, как вчерашняя активность президента Александра Вучича. С одной стороны, сербский лидер на ежегодной церемонии вручения государственных наград заявил: «Мы будем говорить Западу то, что ему не понравится». С другой – Вучич не нашёл ничего умнее, чем на Видовдан встретиться с послом США в Белграде Кристофером Хиллом. По итогам разговора Вучич заявил, что «встреча была конструктивной и содержательной, обсуждали геополитику и энергетику».
Чего Запад хочет от Сербии в этих сферах – давно известно. Признание независимости Косова и введение санкций против России, уменьшение зависимости от российских энергоносителей, а лучше полный отказ от них. Вучич, с одной стороны, фанатично говорит о «безальтернативности европейского пути». С другой – выполнение условий США и ЕС неприемлемо, поскольку против этого высказывается абсолютное большинство сербского народа.
Впрочем, частично отказаться от российских энергоносителей Сербии придётся и без своего желания. С 1 ноября вступит в силу часть шестого пакета санкций ЕС, предусматривающая запрет на морской импорт российской нефти. Её Сербия сейчас получает так – сначала танкеры приходят в хорватский адриатический порт Риека, а затем по нефтепроводу JANAF сырое топливо переправляется в Сербию. Хорватия – член ЕС, поэтому российской нефти Сербия лишится. Придётся либо покупать более дорогую иракскую нефть из Киркука, либо приобретать российскую обходными путями, через посредников.
Чужие санкции бьют по Сербии
Вучич недавно заявил, что западные санкции против России уже лишили Сербию 600 миллионов евро, а запасов мазута и солярки на зиму может быть недостаточно. Тревожные ожидания бьют по хозяйству крупнейшей страны Центральных Балкан – хотя особых экономических оснований для этого нет. Фактически экономика Сербии переживает те же трудности, что и экономика стран Евросоюза. С начала СВО на Украине резко выросли цены на бензин и основные продукты питания, услуги общепита, бытовую химию. И подорожание продолжается, цены растут каждую неделю. Жители Сербии жалуются на ухудшение условий жизни, ругая при этом своё правительство и спекулянтов. Последних поливают особенно сильно, понимая, что они нагревают руки в непростых условиях.
«Когда дорожают продукты, которые ещё в начале года были на складах, какое отношение это имеет к санкциям?» – задаёт вопрос Виолета, СММ-менеджер из Белграда. – «Рис, пшено, сахар. Просто они подняли цены произвольно, как обычно. Только теперь не просто подняли, а взвинтили».
В любом случае Сербия становится заложником своего географического положения в центре Европы. Выхода к Адриатическому морю крупнейшая страна бывшей СФРЮ лишилась в 2006 году после отделения Черногории. И, увы, эти факторы объективны, и их сербское правительство вынуждено учитывать во внешней политике – то, что страна стала заложником игр брюссельских политических и военных бюрократов. России западные санкции до лампочки, а Сербии нет.
Главные проблемы столицы – транспорт и цены на жильё
Растут при этом, разумеется, и цены на коммунальные услуги и на жильё, гостиничные номера и апартманы (съёмные квартиры). Риэлторский и ипотечный рынок скукоживается, что в разговоре с нами подтвердила белградский риэлтор Ана, сокрушаясь, что клиентская база у неё за последний год сократилась как минимум на треть. И это общая тенденция.
Общественный транспорт – это традиционная проблема Белграда. Дневная единая карта в сербской столице стоит 89 динаров, цена пока не менялась с начала прошлого года – но и это весьма дорого, поездка в один конец эквивалентна московской. При том, что в среднем розничные цены в Москве как минимум в два раза выше белградских.
А вот услуги такси за год подорожали вдвое. Белградские таксисты – это особая каста, которая всегда готова постоять за себя и организовать забастовку. Причём с размахом и со вкусом. Два года назад белградские таксисты, протестуя против появления на рынке лоукостера CarGo, так перекрыли столичный центр, что по нему нельзя было передвигаться не то, что на транспорте, но и пешком. Конечно, такая борьба за свои права далека от романтики знаменитого югославского фильма «Алло, такси» 1983 года с легендарным Батой Живоиновичем в главной роли, но результат приносит. В отличие от одобрения белградчан. При этом дилемма пробок в городе выглядит просто неразрешимой, а трамваи не резиновые.
Главная же проблема Белграда традиционна для этого времени года – чудовищная жара. Сегодня в столице Сербии 37 градусов, и это совсем не предел. Самые популярные места отдыха – побережья Савы и Дуная. По понятным причинам много людей у фонтанов. В парке у крепости Калемегдан пенсионеры традиционно играют в шахматы. И конечно же, огромное количество кафе, посиделки в которых остаются любимым видом отдыха белградчан, уже сформировавшим особую культуру. Есть то в Белграде, что не поменяется никогда.
Фото – Владимир Сапунов.