Рассылку постановлений о проверках ФСБ назвали фейком в Воронеже
 

В Воронежской области взлетела заболеваемость COVID-19

Воронежские власти опровергли информацию о подростке, отрезавшем себе половой орган

Дополнительные поезда пустят в новогодние праздники между Воронежем и Москвой

Вражеские дроны вновь приблизились к границам Воронежской области

В этот день лучше всего устроить мозговой штурм для решения сложных вопросов. Задействуйте весь свой ресурс и сможете найти выход из любой ситуации.

В Воронежской области обломки сбитого БПЛА повредили остекление ТЦ

Воронежцев предупредили о фейке про повышение пенсионного возраста

Здание 18 века отремонтируют по заказу воронежского онкоцентра
 

Глава СК РФ потребовал от полиции передать дело о погибших в ДТП воронежских подростках

В Борисоглебске парня оштрафовали на 50 тыс. рублей за танцы под песню Сердючки

Воронежцев на рабочей неделе ждут дожди и мокрый снег

Гороскоп на 17 ноября: день противоречий

Пять БПЛА сбили над четырьмя районами Воронежской области в ночь на 17 ноября

Название для нового индустриального парка предлагают выбрать воронежцам

Воронежцы смогут понаблюдать зрелищный звездопад Леониды

Турбаза, которую хотели продать под жилое строительство, подешевела до 509 млн рублей под Воронежем
 

Воронежский «Факел» спустя полвека впервые победил в Саратове

Воронежцы скупили билеты в Сочи и Минеральные воды на Новый год

Домовые чаты Воронежской области массово переходят в мессенджер MAX

 

Более 200 дронов закупят для Воронежского технического университета

Бизнесмена Богомазова из-за болезни не смогли доставить в воронежский суд на оглашение приговора

Беспилотники ВСУ атаковали три города Воронежской области
 

О фейках про «новый смертельно опасный вирус» рассказали воронежцам

В Воронежской области установили прожиточный минимум на 2026 год

400 миллионов, выделенных на строительство ливнёвок в Воронеже, утекли в неизвестность
 

Увеличат зарплаты по перерасчету с 1 июля педагогам и работникам муниципальных детсадов в Воронеже

Сегодня не стоит браться за ответственные дела. Да, есть шанс прослыть лентяем, но иначе все серьезные начинания обернутся крахом

Медианная зарплата превысила 72 тысячи в Воронежской области

Овощи подорожали, но подешевела водка в Воронежской области

Авторы

Балканский вояж: чем живёт Южная Сербия

some alt text
В начале прошлой недели в связи с резким обострением ситуации в Косово и Метохии автор этого материала отправился на юг Сербии – в историческую столицу этого государства Рашку. В этот город я, разумеется, поехал, чтобы подготовить поездку в Космет, однако и о самом старинном сербском городе есть что рассказать. 
 

Рашка – административный центр одноимённого округа. В XII-XIV веках это была столица государства Неманичей, Старой Сербии, в которую, помимо Косово, входили Вардарская и Эгейская Македония (сейчас принадлежат соответственно Северной Македонии и Греции). В 1915 году Рашка стала военной столицей Королевства Сербии – после оккупации Австро-Венгрией Белграда и большей части Сербии.

Именно Первая мировая война стала причиной разрушения большей части Рашки. В том числе был покалечен и Каменный мост через горную реку Ибар, построенный в конце XIX века. Его, в отличие от большинства зданий, в 1925 году восстановили. Самым старым светским зданием в городе считается Дом Курсулича, который появился примерно в 1878 году. Вокруг него сейчас расположился культурно-просветительский центр «Градац» – по одноимённому названию средневекового монастыря в округе. Церковь Святого Архангела Гавриила в центре города старше дома Курсулича на 4 года (по другим данным – на 7 лет). Остальные же здания и достопримечательности были построены уже после Великой Войны, в том числе лидеру Первого сербского восстания Петру Карагеоргиевичу на площади в центре города. Любителям же средневековой архитектуры или паломникам надо будет проехать десяток километров, чтобы увидеть монастыри XII-XIV веков, самым известным из которых является Студеница.
 
  

Красиво и дёшево 
 

Рашка – это очень живописный город на берегу Ибара. Как и большинство городов Южной Сербии, он расположен в низине под горами и холмами, а некоторые части находятся прямо на возвышенностях. Оба отеля в Рашке – с замечательным видом на Ибар. Только желательно перед въездом предупредить хозяина гостиницы, что вам нужен именно такой номер – иначе есть шанс, что ваши апартаменты будут выходить на бензоколонку. Проживание – 20 евро за ночь (примерно 2400 динаров).

Такси по городу обойдётся весьма дёшево – 200 динаров (около 100 рублей – прим. ред.). Если захотите отправиться к монастырям – это уже около 1000 динаров. Примерно за такую же сумму вас отвезут к КПП «Яринье» – на «административную» границу между Косово и остальной Сербией.
 

Приятно удивят цены и в ресторанах. Обед из трёх блюд будет стоить всего 1000 динаров. Это примерно в 2,5 раза дешевле, чем в Белграде, ниже такие расценки и чем в Северо-Западной Сербии, и чем в Косовской-Митровице. В общем, на российский юг совсем не похоже. 

Ресторанов мало, но немного и посетителей. А вот кафешки у прогулочной улицы, «шеталишта», в центре города вечером забиваются до отказа. Туристов привлекает возможность спокойного отдыха в горах, хотя в самом городе нет специальных курортных баз, они расположены неподалёку – на одном из самых популярных курортов в Сербии Врнячке-Бане, относящемуся к округу Рашка. 
 
 

Некурортные разговоры 
 

Как и в остальных сербских городах, в которых мне довелось побывать этим летом, местные жители интересуются прежде всего ходом военной операции на Украине и моим мнением об этом. А меня в свою очередь интересует, что они думают о происходящем на юге Сербии. 

«По-хорошему, в душе, войны мне не хочется», – говорит Дарко, бармен в одном из местных заведений. – «Однако головой трудно не понять, что конфликт в Косово мирного решения не имеет. Поэтому готовиться надо ко всякому. И скорее всего, не мы решим, когда начнётся война». «А что Россия?» – спрашиваю я. «Без России мы проиграем и погибнем», – отвечает мой собеседник. – «Жаль, что есть у нас такие, кто этого не понимает, но хорошо, что их мало. Особенно здесь, рядом с границей».

«Если бы были, как какая-нибудь Болгария или Македония. Или Хорватия даже – нас бы оставили в покое», – замечает пожилой житель Рашки Миодраг, отдыхающий на лавочке в центре города. – «А мы не отдаём, видите ли, наше святое Косово. Поэтому и покоя нам не будет». 
 

С удовольствием поддержав такие мнения, я отправляюсь в Косово, наблюдая, как над южным сербским небом кружит ястреб, выбирая жертв среди ласточек. Чем не позиция США и ЕС по отношению к нынешней Сербии? Поэтому и ласточками сербам сейчас быть нельзя – за независимую позицию и свободу надо бороться. 

Автор текста и фото: Владимир Сапунов