В Воронежской области продолжается строительство нового участка трассы Р-22 «Каспий», который включает объезд Борисоглебска и охватывает километры с 444-го по 459-й. Ориентировочный срок окончания работ был назван заместителем председателя правительства, Маратом Хуснуллиным

Активист Анна Левченко рассказала тревожную историю в сообществе «Сдай педофила». По ее словам, подробности поведала подруга девочки своей старшей сестре.
 

Сегодня стоит стать излишне скрупулезным и рациональным, тогда все задуманные дела реализуются ожидаемым образом. А вот беспечность может стать фатальной ошибкой

Огурцы резко подорожали в последнюю неделю осени в Воронежской области

Никто не захотел реставрировать парк дворцового комплекса Ольденбургских

Фейковое видео с обращением губернатора распространили в Воронежской области

Владелец воронежской сети «Русский Аппетит» Андрей Прытыкин останется в СИЗО до 4 февраля

Стекло на пирамиде у памятника Славы в Воронеже заменили спустя полгода

Власти рассказали о состоянии раненой при атаке БПЛА на Воронежскую область женщины

Сегодня вполне можно ухватить удачу за хвост, однако есть вероятность и крупно проиграть, так что следует быть настороже.

Валерий Войнов ждет от прокуратуры Воронежской области работы без «бравурных докладов»

Главную новогоднюю ель начали устанавливать в Воронеже

Диски с автографом Юрия Шатунова продают в Воронеже за 500 тысяч рублей

Воронежцам рассказали график работы катка на Адмиралтейской площади

Воронежцы стали заложниками огромной очереди в поликлинику №4

Автоледи скончалась после лобового столкновения на воронежской трассе: пострадали двое детей и двое взрослых

В Воронеже устранили крупную аварию на водопроводе на улице Лидии Рябцевой

Сегодня лучше всячески избегать всех негативных новостей. Старайтесь сознательно ограждать себя от всего, что не улучшит вашего настроения

Воронежцев предупредили о тумане и гололеде 3 декабря

В Воронежской области на установку понтонного моста направят 146 млн рублей

Шестеро подростков без вести пропали за неделю в Воронежской области

Обновленный воронежский цирк могут ввести в эксплуатацию во II квартале 2026-го

На остановках и в парках Воронежа появятся светящиеся мусорные урны

Воронежских «огнеопасных» называли «колхозниками» после победы над «Челябинском»

Стрелка из воронежского бара оштрафовали на полмиллиона рублей

Сегодня будет казаться, что день проходит непродуктивно, на самом деле, нужно лишь сбавить темп и тогда все начнет постепенно налаживаться

Видео с тренировки 14-летней фигуристки Костылевой из Воронежа взорвало интернет
 

Воду отключат на семи улицах в воронежском микрорайоне Отрожка

В ночные клубы Воронежа нагрянула полиция

«История подошла к концу». Воронежцам показали состояние стадиона профсоюзов перед сносом

Авторы

Балканский вояж: чем живёт Южная Сербия

some alt text
В начале прошлой недели в связи с резким обострением ситуации в Косово и Метохии автор этого материала отправился на юг Сербии – в историческую столицу этого государства Рашку. В этот город я, разумеется, поехал, чтобы подготовить поездку в Космет, однако и о самом старинном сербском городе есть что рассказать. 
 

Рашка – административный центр одноимённого округа. В XII-XIV веках это была столица государства Неманичей, Старой Сербии, в которую, помимо Косово, входили Вардарская и Эгейская Македония (сейчас принадлежат соответственно Северной Македонии и Греции). В 1915 году Рашка стала военной столицей Королевства Сербии – после оккупации Австро-Венгрией Белграда и большей части Сербии.

Именно Первая мировая война стала причиной разрушения большей части Рашки. В том числе был покалечен и Каменный мост через горную реку Ибар, построенный в конце XIX века. Его, в отличие от большинства зданий, в 1925 году восстановили. Самым старым светским зданием в городе считается Дом Курсулича, который появился примерно в 1878 году. Вокруг него сейчас расположился культурно-просветительский центр «Градац» – по одноимённому названию средневекового монастыря в округе. Церковь Святого Архангела Гавриила в центре города старше дома Курсулича на 4 года (по другим данным – на 7 лет). Остальные же здания и достопримечательности были построены уже после Великой Войны, в том числе лидеру Первого сербского восстания Петру Карагеоргиевичу на площади в центре города. Любителям же средневековой архитектуры или паломникам надо будет проехать десяток километров, чтобы увидеть монастыри XII-XIV веков, самым известным из которых является Студеница.
 
  

Красиво и дёшево 
 

Рашка – это очень живописный город на берегу Ибара. Как и большинство городов Южной Сербии, он расположен в низине под горами и холмами, а некоторые части находятся прямо на возвышенностях. Оба отеля в Рашке – с замечательным видом на Ибар. Только желательно перед въездом предупредить хозяина гостиницы, что вам нужен именно такой номер – иначе есть шанс, что ваши апартаменты будут выходить на бензоколонку. Проживание – 20 евро за ночь (примерно 2400 динаров).

Такси по городу обойдётся весьма дёшево – 200 динаров (около 100 рублей – прим. ред.). Если захотите отправиться к монастырям – это уже около 1000 динаров. Примерно за такую же сумму вас отвезут к КПП «Яринье» – на «административную» границу между Косово и остальной Сербией.
 

Приятно удивят цены и в ресторанах. Обед из трёх блюд будет стоить всего 1000 динаров. Это примерно в 2,5 раза дешевле, чем в Белграде, ниже такие расценки и чем в Северо-Западной Сербии, и чем в Косовской-Митровице. В общем, на российский юг совсем не похоже. 

Ресторанов мало, но немного и посетителей. А вот кафешки у прогулочной улицы, «шеталишта», в центре города вечером забиваются до отказа. Туристов привлекает возможность спокойного отдыха в горах, хотя в самом городе нет специальных курортных баз, они расположены неподалёку – на одном из самых популярных курортов в Сербии Врнячке-Бане, относящемуся к округу Рашка. 
 
 

Некурортные разговоры 
 

Как и в остальных сербских городах, в которых мне довелось побывать этим летом, местные жители интересуются прежде всего ходом военной операции на Украине и моим мнением об этом. А меня в свою очередь интересует, что они думают о происходящем на юге Сербии. 

«По-хорошему, в душе, войны мне не хочется», – говорит Дарко, бармен в одном из местных заведений. – «Однако головой трудно не понять, что конфликт в Косово мирного решения не имеет. Поэтому готовиться надо ко всякому. И скорее всего, не мы решим, когда начнётся война». «А что Россия?» – спрашиваю я. «Без России мы проиграем и погибнем», – отвечает мой собеседник. – «Жаль, что есть у нас такие, кто этого не понимает, но хорошо, что их мало. Особенно здесь, рядом с границей».

«Если бы были, как какая-нибудь Болгария или Македония. Или Хорватия даже – нас бы оставили в покое», – замечает пожилой житель Рашки Миодраг, отдыхающий на лавочке в центре города. – «А мы не отдаём, видите ли, наше святое Косово. Поэтому и покоя нам не будет». 
 

С удовольствием поддержав такие мнения, я отправляюсь в Косово, наблюдая, как над южным сербским небом кружит ястреб, выбирая жертв среди ласточек. Чем не позиция США и ЕС по отношению к нынешней Сербии? Поэтому и ласточками сербам сейчас быть нельзя – за независимую позицию и свободу надо бороться. 

Автор текста и фото: Владимир Сапунов