В течение последних двух недель мы рассказывали читателям о жизни в Сербии. Cейчас наш корреспондент находится в Боснии и Герцеговине, откуда его сегодняшний репортаж.
Чтобы попасть в Боснию, гражданам России, как и для пересечения границы с Сербией, виза не нужна – достаточно загранпаспорта. Пограничный контроль спокойный и весьма быстрый, на сербской границе просто собирают паспорта, на боснийской – надо выйти из автобуса и показать паспорт пограничнику в окошке. Досмотр вещей не производится.
Есть несколько сербских пограничных переходов в Боснию – все через Мачванский округ: Каракай (община Мали Зворник), Шепак (община Лозница), Павлович мост (община Богатич). Самый быстрый автобус из Белграда в столицу Республики Сербской Баня-Луку идёт через Хорватию – переход Славонски Брод, но им граждане России могут воспользоваться только при наличии шенгенской визы. Помимо Республики Сербской, второй энтитет страны – мусульманско-хорватская федерация. Автобусы из Сербии и Республики Сербской в этой части Боснии не останавливаются, если это не конечный пункт. И наоборот.
В Боснии очень красивая горная природа, бурная и живописная растительность. Крупнейшие реки: Босна, Дрина, Врбас, Миляцка. Один из наиболее примечательных горных городов Республики Сербской – Пале, куда мы и держим путь из Шабаца, пройдя пограничный контроль в Зворнике.
Горнолыжный курорт и столица боснийских сербов во время гражданской войны
Пале – самый дальний пригород Сараево на востоке. Его история типична для сербских территорий. Становление сербской государственности, османское иго, австро-венгерская оккупация, во время Второй мировой войны – часть НДХ и зверства усташей.
В период зимней Олимпиады в Сараево 1984 года Пале принимал горнолыжные соревнования. Сейчас комплекс в горном массиве Яхорина (высшая точка более 1900 метров над уровнем моря) – это горнолыжный курорт.
Политический расцвет Пале пришёлся на гражданскую войну 1992-1995 годов. После принятия мусульманскими националистическими властями Сараево решения об отделении от Югославии, подкреплённое референдумом 1 марта 1992 года, боснийские сербы, бойкотировавшие его, разместили свои органы власти – правительство и Скупщину (парламент) в Пале. Именно здесь были приняты важнейшие исторические решения – прежде всего о провозглашении Республики Сербской 9 января 1992, вне подчинения сараевским властям. Здесь принимал решения первый президент боснийских сербов Радован Караджич, здесь Скупщина многократно отвергала план урегулирования Оуэна-Венса, предпочитая продолжать воевать за свободу сербской части Боснии.
После заключения Дейтонских соглашений, завершивших войну в Боснии, большая (западная) часть Сараево осталась за бошняцко-хорватской федерацией, в том числе исторический центр в старом городе (район Башчаршия). Сербам достались восточные районы и пригороды, сейчас они называются Восточное (Сербское) Сараево. Они включают шесть общин, в том числе Пале. Пале наиболее удалён от Сараево (10 километров) и инфраструктурно практически никак с ним не связан.
Подзабытая туристическая мекка
Сейчас о войне девяностых в Пале напоминает разве что мемориальный комплекс в честь погибших сербских бойцов. «Вы отдали свои жизни за наши. Без ваших жертв не было бы Республики Сербской» – написано на чёрном мемориальном камне. Политическая война между энтитетами в Боснии тем временем продолжается. Год назад после решения назначить новым Высоким представителем по Боснии Кристиана Шмидта Баня-Лука приняла решение не участвовать больше в работе центральных правительственных органов в Сараево, в том числе Президиума БиГ.
Кандидатура Шмидта не была одобрена Советом Безопасности ООН, а Республика Сербская, как и Россия и Китай, считают, что должность Высокого представителя, введённая Дейтонским договором, исторически себя исчерпала и больше не нужна. В итоге Шмидт свою должность занимает, но Баня-Лука его решения не исполняет, как например – об уголовной ответственности за отрицание геноцида бошняков в Сребренице в июле 1995 года.
Разговоры о референдуме в РС об отделении от Боснии и присоединении к Сербии звучат всё громче, этим постоянно пугает власти в Сараево и «международное сообщество» член Президиума от сербского энтитета Милорад Додик. Тем не менее в особо чувствительных вопросах на обострение отношений стараются лишний раз не идти. Так, под давлением Запада со здания Университета Восточного Сараево убрали почётную доску в честь Радована Караджича, которого Международный трибунал по бывшей Югославии признал военным преступником. А для сербов он герой, как и другой узник гаагских застенков генерал Ратко Младич, муралы в честь которого в Пале вынужденно закрашивают.
Однако, помимо всего, Пале ещё очень живописное место, расположенное в горах. Спорадическое автомобильное движение практически не влияет на чистый воздух из густых лесов. Неподалёку пещера Орловачка – памятник культуры; в общине две красивые православные церкви и католический храм, в западной части протекает река Миляцка. Пале может привлечь и обычных туристов, и любителей горного отдыха. Снять апартаменты хорошего качества в городе на ночь можно за 18-25 евро. Цены в ресторанах примерно в 2 раза ниже, чем в Белграде. После распада СФРЮ и войны этот курорт подзабыт, тем не менее это удобное место для любителей туризма, особенно познавательного.
Продолжение рассказа о жизни в сараевской агломерации – в нашем следующем материале.
Читайте также:
Автор: Владимир Сапунов
Фото – Владимир Сапунов.