Гороскоп на 17 мая: не все ожидания оправдываются

Синоптики спрогнозировали в Воронеже теплые и дождливые выходные

Защита осужденного за присвоение 58 млн экс-ректора ВГТУ отозвала ходатайство о замене наказания

Сегодня необходимо тщательно продумывать все действия, тогда и результат будет вполне ожидаемым и даже лучше

Грозы обрушатся на Воронежскую область

На Московском проспекте ликвидируют парковочные карманы

Летние каникулы в воронежских школах стартуют с 26 мая

Воронежский суд постановил снести скандальный особняк на берегу Усманки

Миллиардный штраф за ущерб Воронежскому водохранилищу так и остался не оплачен

В Воронеже движение у площади Ленина будут закрывать в течение двух недель

Воронежцы берут своих домашних любимцев на отдых в Грузию и Турцию

Сегодня стоит играть первую скрипку лишь в тех сферах, где вы являетесь экспертом

Заболеваемость COVID-19 выросла в два раза в Воронежской области

Стало известно число пострадавших при взрыве в Острогожске 9 мая

Снова отложили снос стадиона профсоюзов в Воронеже

День не будет существенно отличаться от предыдущего, поэтому стоит мобилизовать все свое внимание, дабы неприятные происшествия не испортили картину дня

Начальнику ЮВЖД вынесли предупреждение за игнорирование обращений воронежцев

Воронежский губернатор: «Факел» уже переписал историю, подарив нам три сезона подряд в РПЛ

Следующие длинные выходные ждут воронежцев в июне

Торги на строительство школы на 1500 мест под Воронежем провалились

День накануне полнолуния будет довольно сложным, вполне вероятно, что можно столкнуться с предательством, так что сегодня важна неустанная бдительность
 

На учет в воронежских военкоматах поставлены 142 «новых» гражданина РФ

Более 16 часов Воронежская область находится под угрозой атаки БПЛА

Воронежцев начали пугать украинской акцией «Отравление» ко Дню Победы

Зарплаты в Воронежской области подскочили на 20% с начала года

 

Видео атаки БПЛА на Воронежскую область опубликовали в соцсетях

Экс-глава Ямного под Воронежем попал под уголовное дело

День очень чувственный, но при этом обойдется без перегибов и ссор

Мотопробег «Ночных волков» в честь юбилея Победы прошёл в Воронеже

Воронежцам пообещали единый номер и чат-ботов для обращения к врачам

 

Авторы

Балканский вояж: разделённый Добой – красота и скрытая ненависть

some alt text
Добой – это типичный сербский провинциальный город в Боснии. Практически это крайняя точка западной части Республики Сербской в её северо-восточной части. Ещё полчаса на юг, и вы окажетесь уже не «практически», а в самой крайней точке – городе Дервента. Дальше на юг – уже территория боснийско-хорватской федерации, через которую лежит путь в Баня-Луку.
 
 
 

История Добоя – сплошные войны
 

Во многом типичность Добоя определяется и тем, что после Гражданской войны 1992-95 годов, по  результатам Дейтонских соглашений, его поделили между двумя энтитетами – по горе Озрен. Большая часть города и наивысшая часть горы принадлежит Республике Сербской, остальное – Добойско-Зеницкому кантону мусульманско-хорватской федерации, в десяти общинах которого компактно проживают мусульмане (80%) и хорваты (около 13%). Во время вооружённого конфликта первой половины 90-х здесь велись в основном позиционные и артиллерийские бои, а в результате типичных для той войны  этнических чисток с обеих сторон десятки тысяч людей превратились в беженцев. Падение «Озренского кармана» (Маглай, Завидовичи) в 1995 году окончательно зафиксировало военную победу сербов в этом районе. Небольшая часть мусульман и хорватов, впрочем, смогла вернуться в свои дома после Дейтона. 
 

Не только новейшая, но и более далёкая и древняя история Добоя связана с постоянными войнами, что для этой части Балкан – общее место. Город был основан римлянами в I веке н.э., приблизительно в шестом веке сюда пришли славяне. Потом образовалось Боснийское королевство, которое существовало до тех пор, пока король Твртко II не был побеждён венгерским королём Жигмундом. Добой вместе с большей частью Боснийского королевства отошёл к венграм, сам Твртко  II попал к ним в плен  и стал их вассалом. Именно венгры дали городу современное название. 

Средневековое боснийское государство затем было отвоёвано у венгров османами и прекратило существование в 1463 году. Добой, несмотря на его мощную по тем временам крепость, венгры отдали туркам без боя в 1476 году. За это турки  брали с жителей города вдвое меньший оброк, чем в остальной Боснии и забирали вдвое меньше мужчин в турецкую армию. Границу между провели по добойской крепости. Продолжалось это всё недолго, в 1503 году турки забрали весь город, и он надолго (с небольшими перерывами) стал частью Османской империи.
 

Вплоть до 1878 года, когда после русско-турецкой войны город оказался под властью Австро-Венгерской империи. Во время Первой Мировой войны австрийцы устроили в Добое крупнейший концентрационный лагерь для сербов – в нём в ужасных условиях в 1915-1917 годах содержалось в общей сложности около 46 тысяч человек. От голода и эпидемий, пыток в лагере умерли по разным данным от 6 до 8 тысяч человек. О жизни интернированных и военнопленных  в бараках и бывшем здании «лошадиной лечебницы» общественность узнала из воспоминаний выдающегося сербского писателя, Нобелевского лауреата Иво Андрича. Во время Второй Мировой войны Добой вошёл в состав марионеточного хорватского НДХ и оказался под властью хорватских усташей, которые разрушили памятник-склеп жертвам австро-венгерской оккупации и, словно соревнуясь в зверствах с империей Габсбургов, вырезали сотни сербских семей. Добой был освобождён через полгода после Белграда – 17 апреля 1945 года – когда советскими войсками и югославскими партизанами окончательно была разгромлена немецкая группа армий «Е».
 
 

Латентная ненависть
 

Сейчас в Добое проживает около 28 тысяч человек, а в сербской общине – около 68 тысяч. До мусульманской части Добоя в Зеницко-Добойском кантоне – 15 минут пешком. Как и в других разделённых городах и общинах Боснии, сербы, мусульмане и хорваты стараются без лишней необходимости не ходить в «чужие районы». Но мусульмане в сербской части более частые гости, чем наоборот. 
 

«Внешне всё весьма спокойно», – говорит боснийский эксперт по вопросам безопасности и терроризма Джевад Галияшевич, живущий в Добое. –  «Но за видимым миролюбием скрывается взаимная ненависть – она через 27 лет после войны разве что затухла немного. Лично я немало сделал, чтобы этого не было. Когда я после войны стал председателем общины Маглай, изгнал оттуда 1500 боевиков – моджахедов, разрушил «осиное гнездо» ваххабитов. Чтобы сербские семьи, которых изгнали в начале 90-х, вернулись в Маглай. Исламисты ведь после войны заняли их дома. За это избили моего сына, а угрозы мне поступают до сих пор. Ну, хоть в тюрьму не посадили, как в югославские времена в конце 80-х».
 
 

Крепость и храмы
 

Главная достопримечательность Добоя – вышеупомянутая крепость «Градина». Построена она была по разным сведениям в XIII или XIV веке. В XX-XXI веках неоднократно реставрировалась. Как и любая крепость в Сербии и Республике Сербской, «Градина» находится под защитой государства. Вход, как и в другие крепости на сербской земле,  свободный. Ограничительных ограждений, как, скажем, у крепости «Кастел» в Баня-Луке, тут практически нет. Но есть табличка, на сербском, английском и немецком языках, предупреждающая туристов о том, что за свою прогулку по крепости они несут ответственность сами. Власти города страхуются, потому что каменные дорожки и выступы в верхней части крепости действительно небезопасны. 
 

Помимо крепости, в городе есть несколько известных храмов. Православный собор святых Петра и Павла является главной религиозной достопримечательностью города. Именно здесь был склеп-памятник жертвам австро-венгерского концлагеря, разрушенный затем хорватскими усташами. В центре также расположены католический храм «Пресвятого сердца Иисусова» и мечеть «Селимия». Ещё раз скажем, что для  сербских городов Боснии соседство в центре православных церквей, католических кафедралов и мусульманских мечетей – обычная история. В киосках также рядом лежат «Глас Српске», хорватский Jutarnji List и сараевский Dnevni Avaz. А вот хорватского пива здесь, в отличие от Брчко, ни в кафе, ни в магазинах вы не найдёте. 
 
 

Река красоты и несчастий
 

Живописная горная река Босна, которая течёт примерно в полутора километрах от автовокзала на окраине города, приносит добойцам не только радость, но и серьёзные проблемы. Наводнение мая 2014 года унесло жизни 11 человек и причинило значительный материальный ущерб. Затоплен был весь центр (старый город). Помощь Добой получил из Белграда и Баня-Луки, как помогали югославские власти жертвам похожего наводнения здесь в 1963 году. А вот федеральное Сараево природную катастрофу восьмилетней давности практически проигнорировало.
 

Разговоры с добойцами, как и с жителями других сербских городов Боснии, свидетельствуют о том, что люди настроены весьма мирно и не хотят повторения событий начала 90-х. Но, если что, готовы защищать свою землю с оружием в руках. Пока разрушения приносит только Босна, но по сути Добой является одним из самых взрывоопасных районов БиГ. Тут уж без преувеличений – поднеси спичку и вспыхнет.
 

Сейчас же скажем, что Добой – не только один из самых живописных сербских горных городов Боснии, но и один из самых дешёвых. Цены тут примерно на уровне Пале, скажем, апартман (квартиру) в центре города вполне можно найти за 18-20 евро за сутки. Дешёво всё и в ресторанах. Недостаток – длинные очереди на почте и в банках. На почте в середине длинной очереди нам ещё и сообщили, что пропал интернет. Впрочем, как объяснили мне сотрудники, если бы я зашёл получить денежный перевод в любой день, кроме понедельника, проблем с очередями у меня было бы значительно меньше. В чём, правда, визит в банк на следующий день меня убедил не сильно.

Автор фото и текста: Владимир Сапунов.