Самый русский город в Боснии
Требине известен и тем, что в нём собралось наибольшее количество русских во всей Боснии и Герцеговине.
– Почему так? – спрашиваю свою собеседницу, Милану Бабич, профессора сербского языка и дипломированного теолога, председателя местного литературного общества «Сусрет» (Встреча).
– Требине – город с богатой и долгой историей, особым географическим положением и неповторимой культурой, – говорит Милана.
– Русские любят приезжать в Требине и из-за братских связей, и из-за приятного климата и красоты города. Требине — это место, предлагающее покой и отдых от суеты больших городов и особую гармонию жизни. Примерно в двадцати километрах от Требинье, можно наслаждаться морем. Черногория и Адриатическое море совсем близко.
Для настоящего русского особую ценность представляют исторические свидетельства сербско-русских связей, к сожалению, недостаточно использующиеся в качестве концептуальной основы туристической презентации города. Например, монастырь Дужи, иллюстрирующий особые отношения наших народов на протяжении веков. Или Клобук близ Требинье, где произошло знаменитое сражение, в котором вместе участвовали сербы и русские.
Николай, 45-летний автомеханик, переехавший в Требине из России 6 лет назад, более прагматичен.
– В Требине мы приехали по желанию жены, ей очень понравилось здесь, когда мы путешествовали по Боснии и Черногории.
– Прежде, чем переехать на ПМЖ в Республику Сербскую, при всём гостеприимстве людей и красоте городов, надо очень сильно подумать. В отличие от Сербии, власти в Сараево не позволяют «визоранить». В Сербии ты можешь по истечении 30 дней, которые тебе там разрешает пребывать закон, пересечь границу любого соседнего государства (как правило, Боснии) — вернуться и затем спокойно жить ещё месяц. А по законодательству Боснии — через 30 дней ты должен вернуться именно в Россию — и только потом жить дальше. Поэтому на постоянное место жительство сюда надо приезжать уже с самыми серьёзными намерениями.
– Как это сделали мы с Натальей, моей супругой. Купили недвижимость, я нашёл работу обычным автомехаником, хотя в России у меня была своя автомастерская. Постепенно обжились, свою станцию по ремонту автомобилей я тоже зарегистрировал, но только через год. Если вы не миллиардер — об автоматическом переносе бизнеса в РС забудьте даже думать. Здесь всё надо с нуля начинать. Хотя сербы бы это всё упростили, как в Сербии, но хорватско-мусульманская федерация категорически против. А так — нам здесь очень нравится. Регулярно ездим в Черногорию на море. Природа здесь действительно потрясающая.
– Сколько здесь русских? Не спрашивай, этого точно никто не знает. Я думаю, не меньше полутора тысяч. Кто-то говорит, что две тысячи. Может, это и так. Тут недалеко посёлки Аранджелово и Язина, где живут русские долларовые миллионеры. Как тебе сказать «живут». В некоторых домах хозяева не появлялись несколько лет. И новые дома особо сейчас никто не покупает — большой риск. В основном, в Требине приезжали 5-10 лет назад. Тех, кто уехал от СВО сюда, я не знаю. К их счастью, потому что я спецоперацию на Украине абсолютно поддерживаю.
Результаты октябрьских выборов: Додик победил, но вопросы остаются
– Требине очень патриотичный город, здесь победил Додик, – говорит мой собеседник Срджан, который подвозил меня до апартаментов на Косовской улице.
– Я сам голосовал за него, но, в основном, потому что мне очень не нравится Елена Тривич, которую поддерживает Запад. К Додику очень много вопросов по поводу коррупции и инертности властей в решении элементарных бытовых вопросов. Но, конечно, прозападная оппозиция ещё хуже. Было бы ошибкой говорить, что те, кто голосовал здесь за Тривич, не любят Россию. Русских здесь любят около 100% населения. Просто многим надоел Додик, так и голосуют поэтому. Тем не менее на митинги в Баня-Луку за Тривич из Требине не было ни одного автобуса.
На осенних выборах президента Республики Сербской и представителя от энтитета в Президиуме БиГ в Требине победили действующие власти — кандидаты от СНСД Милорад Додик и Желька Цвиянович соответственно. Отрыв Додика от кандидата от либерально-западной оппозиционерки Елены Тривич составил около полутора тысячи голосов. Не так мало для тридцатитысячного города, но и убедительной победу назвать нельзя. Но по крайней мере, СНСД здесь победила, в отличие от Биелины, Приедора, Гацко, Миличе, Дервенты и Нови-Града.
– Выборы в Требине показали глубокое разделение общества, - говорит Милана Бабич. – Что меня в какой-то степени пугает. Нетерпимость иногда зашкаливает, и страсти доводятся до кипения. На предстоящих местных выборах результат трудно предсказать, и такие оценки основаны на тенденциях последних голосований. Недовольство людей иногда мотивировано, а иногда нагнетается средствами массовой информации. Многие молодые и талантливые люди чувствуют себя задавленными партийными структурами СНСД, потому что в правящей партии слабо идёт ротация и обновление. Власть не формируется по принципу, когда руководящие должности занимают лучшие. Необходимо искать модель, в которой будет задействованы настоящие профессионалы и эксперты — в том числе без привязки к партийной принадлежности.
Да, выборы продемонстрировали, что правящая партия и ее лидер Милорад Додик по-прежнему ведущая сила в Республике Сербской. Однако пора обновлять кадры, власть это сама должна понимать. Республика Сербская находится в очень деликатном положении, между различными силами и течениями с Востока и Запада. Растёт осознание того, что однополярный мир рушится и наступает новая эра, в которой будут новые правила. Необходимо создать долгосрочную стратегию выхода из навязанной нам политической повестки, которая ведёт к уничтожению сербской национальной идентичности (имею в виду европейскую интеграцию, которой мы должны избежать любой ценой). Время покажет, хватит ли нам зрелости и сил, чтобы выжить в этой очень опасной геополитической ситуации, где настоящее выживание будет означать сохранение собственных традиций. Сербы — глубоко травмированный Западом народ, веками бывший раздражающим фактором для западной цивилизации. Важно не питать к ней иллюзий, чувствовать важность исторического момента и понимать, в чём наши настоящие интересы — и куда нам идти.
В апартаменты я возвращался под сильнейшим ливнем, который несколько скукожил мои туристические планы. В районе Каменного моста через Требишницу меня остановила женщина, которая попросила у меня «небольшую финансовую помощь», говоря о проблемах в семье. Такое я наблюдал и в Биелине, и в Вишеграде, и в Добое — на улицах просят о помощи прилично одетые женщины, не цыганки и «профессиональные нищие». Это, увы, говорит о том, что уровень жизни во многих сербских городах не такой красивый, как местные горы и реки.
Автор – Владимир Сапунов.
Фото автора и из личного архива Миланы Бабич.
Зимний и весенний цикл проекта «Балканский вояж» реализуется порталом 36ON при поддержке компании «ПМК-710» (город Иваново).
Читайте также: