В воронежском микрорайоне появилось граффити с персонажами культовых аниме Миядзаки

День обещает быть интересным: страстным, порывистым, вдохновляющим. 

Как развиваются СМИ на «новых» территориях РФ

В Воронеже Росприроднадзор ищет владельцев незаконной свалки

 

Улицы возле Центрального стадиона профсоюзов перекроют в Воронеже 6 мая

Опубликовано видео невероятного северного сияния в Воронежской области
 

День в целом комфортный и умиротворяющий, однако к вечеру не избежать хлопот.

На XII Медиафоруме раскроют механизмы маскировки применения биологического оружия

О заморозках до -5 в выходные предупредили воронежцев

В Воронежской области может находиться военнослужащий, самовольно оставивший часть

На XII Медиафоруме в Воронеже военкор НТВ раскроет изнанку своей профессии

Репетиция Парада Победы 4 мая состоится в Воронеже

Первая майская гроза в Воронежской области ожидается уже 2 мая

7 легковушек и 1 ПАЗик столкнулись у Центрального парка в Воронеже

Большая часть дня будет сложной, но во всем есть свои плюсы, уверяют астрологи.

Воронежцам напомнили о штрафах за несданную вовремя налоговую декларацию

Лучший бомбардир воронежского «Факела» из-за тяжелой травмы завершил сезон

Воронежцам показали проект поликлиники в Железнодорожном районе

В Воронеже концепцию парка «Танаис» архитектурная комиссия отправила на доработку

Ушедший из «Факела» Ташуев решил дела за сутки и готов работать

Игорь Черевченко возглавил воронежский «Факел» после ухода Ташуева

В Воронеже на улице Крынина восстановили работу уличного освещения и светофоров

Сегодня будет много общения, встреч и дел, готовьтесь.

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже в первые майские выходные

Досрочно прекращена лицензия на добычу никеля в Воронежской области

В Воронеже ограничат движение и парковку в православные праздники

Жители Воронежа пожаловались на жуткий запах гари

Сегодня лучше всего поставить дела и планы на паузу. Посвятите день самому себе.

В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Авторы 1284

Балканский вояж: крах «Алюминия» и другие проблемы Мостара

some alt text
Мы продолжаем знакомить читателей с жизнью в Мостаре, административном центре Герцеговинско-Неретвенского кантона Боснии и Герцеговины. 
 
 
– Конечно, «Алюминий» разворовали, – убеждён Игор, 53-летний бывший работник градообразующего предприятия «Алюминий» в Мостаре. –  Хорошо, что этим занялись прокуратура и суд. Только поздно было – завод-то закрылся, и 900 сотрудников потеряли работу. А ведь все мы знали, что руководство ворует. А сказать боялись – чтобы не уволили. В итоге завод просто накрылся. Я 15 лет проработал на этом предприятии, здесь работал и мой отец, закрытие «Алюминия» было для меня большим ударом. Мне несказанно повезло, что я нашёл работу на почте. Другие не были так удачливы.  
 
 
 
Гордость югославской промышленности 
 
 
Фабрика Aluniminij была открыта в Мостаре в 1977 году. За 8 лет до этого геологоразведчики открыли месторождение бокситов в Ливнице неподалёку от города. В 1974 году сараевский индустриальный гигант Energoinvest объявил о проекте строительства алюминиевого завода в Мостаре, в качестве соинвестора была привлечена французская компания Pechiney. Предприятие должно было заниматься не только алюминием, поскольку рядом с рудником нашли и залежи глины. Поэтому было создано диверсифицированное предприятие.
 

 
Строительство фабрики одобрил лично Тито. В Мостаре говорят, что он хотел прилететь на её открытие, ведь для югославского лидера строительство каждого крупного завода воспринималось как личная гордость. Но здоровье уже тогда не позволило – запретили врачи. 
 
«Алюминий» успешно работал до 1992 года, обеспечивая процветание городу. Во многом доходами от алюминия объясняются потрясающие успехи футбольного клуба «Вележ» (Мостар) в 80-е – два Кубка СФРЮ и вице-чемпионство в одной из сильнейших в то время лиг Европы.
 
 
Потом началась война – и стало не до бокситов. Во время боевых действий предприятию был нанесён значительный ущерб. По окончании вооружённого конфликта, в 1997 году, завод возобновил работу и постепенно начал наращивать производственные мощности. Остро стояла кадровая проблема – сербы и многие бошняки, работавшие на заводе, покинули город. Однако руда есть руда, вскоре завод вновь стал промышленным гигантом – и в 2017 году занял первое место в Боснии по объёмам экспорта – 360 миллионов марок (180 миллионов евро). 44% и 12% акций предприятия были соответственно в руках правительств Хорватии и Боснии и Герцеговины. 
 
 
Просто разворовали?
 
 
10 июля 2019 года руководство «Алюминия» объявило о прекращении его работы. Убытки предприятия достигли 200 миллионов евро. Стало нечем платить за свет, который заводу просто отключили. 900 работников получили уведомления собирать вещи. Попытки правительства БиГ субсидировать электроэнергию для завода окончились провалом.
 
Как получилось, что столь успешное предприятие превратилось в банкрота? 30 декабря 2020 года прокуратура Боснии и Герцеговины возбудила уголовное дело по факту хищения в особо крупных размерах. По представлению финансовой полиции, которое гласило, что за период с 1 января 2014-го по 10 июля 2019 года менеджментом предприятию был нанесён ущерб примерно в 105 миллионов евро. 
 
 
Однако воровство стало не единственной причиной закрытия предприятия. Этому «способствовали» и структурные проблемы. Руководство кантона, да и страны в целом, слишком увлеклось продажей алюминия за рубеж, затыкало за этот счёт бюджетные дыры. А затыкать было что – ведь, например, в 2013 году администрация Мостара объявила дефолт по бюджетным выплатам, фактически став банкротом.   
 
 
При этом чиновники всех уровней настаивали на  увеличении производства без должной амортизации, обновления оборудования. А тратить на это деньги МВФ, Всемирного банка, Европейского  банка реконструкции было нельзя, они на поддержку промышленности средства не выделяют никогда. Прикрывают это необходимостью развивать «альтернативные источники энергии». На самом деле просто убирают конкурентов. 
 
 
Возрождение? 
 
 
Руда есть руда. В апреле 2020 года о намерении купить Aluminij вместе с долгами объявила израильско-китайская группа Abraham. Незадолго до возбуждения уголовного дела против бывшего менеджмента о готовности возобновить сотрудничество с заводом заявил крупнейший мировой торговец редкоземельными металлами – компания Glencore. 
 
 
Выкупив завод, Abraham Group пытается восстановить производство. Сейчас штат новой  компании Aluminij Mostar d.d. составляет 340 человек. Больше инвесторам пока не нужно. До прежнего ореола, конечно, пока далеко. Да и рабочие не спешат возвращаться на фабрику.
 
 
– Хотел бы я вернуться на Aluminij? – размышляет Игор. – Теоретически конечно после стольких лет работы. А вот на практике отношусь ко всему этому с недоверием. Где гарантия, что всё это не повторится. Что иностранный инвестор просто не уйдёт в один прекрасный день. Что изменилось в отношении государства к «Алюминию»? Такое же потребительское, как и было. Уголовные дела возбуждены, а никто за воровство не наказан. В городе бардак, начальника  полиции не могут назначить 8 лет. И инвестор осторожничает – зарплаты на заводе сейчас на треть ниже, чем были у нас. Один за двоих работает? И мы осторожничаем. Так что меня пока устраивает работа на почте. 
 
 
Не только «Алюминий»
 
 
Игор имел в виду, что должность комиссара полиции Герцеговинско-Неретвинского кантона остаётся вакантной с 2014 года. Тогда начальником был назначен Илия Лашич, но Кантональный суд признал это решение незаконным. С тех пор постоянно возникает путаница с подписями, ставится под вопрос законность документов, что ведёт, скажем, к проблемам с начислением пенсий. Во многом поэтому служба в полиции не является в кантоне популярной – и до полного укомплектования штатного состава не хватает 225 человек. «Вакантное» место – результат политических противоречий между двумя главными политическими партиями кантона – хорватской HDZ (Хорватский демократический союз) и бошняцкой SDA (Партия прямого действия). Не могут договориться о кандидатуре.
 

Среди других проблем жители города называют неэффективную реконструкцию тоннелей Vradnik и Crnaja на трассе M-17 Сараево-Мостар. Власти заняли на эти работы деньги у международных финансовых организаций, но процесс неоправданно затягивался и не принёс желаемого результата. Подземные воды по-прежнему проникают в тоннели, от наводнений они по-прежнему защищены недостаточно. Мостарчане винят во всём коррупцию и некомпетентность городских властей.
 
 
На фоне этого неизменным источником пополнения бюджета, как и по всей стране, остаются лишь доходы от туризма. Именно поэтому Мостар, как и вся Босния и Герцеговина, финансово тяжело пережил эпидемию COVID-19. Но это уже другой разговор. 
 
 
В одном из следующих материалов мы также поговорим об экономических проблемах мусульманско-хорватской федерации в целом. 
 
Зимний цикл проекта «Балканский вояж» реализуется порталом 36ON при поддержке компании «ПМК-710» (город Иваново).
 
Читайте также:
 
 
Фото: Владимира Сапунова, архивный снимок TANJUG 
 
Автор: Владимир Сапунов