Пограничный пункт Зупци/Ситница на границе Боснии и Герцеговины и Черногории. Высота около 1,8 километров над уровнем моря. Сильнейший ливень, который провожал меня из Боснии, в высокогорье сменился на мощнейший поток мокрого снега, поддерживаемого пронизывающим ветром. Пассажиры автобуса Баня-Лука – Херцег-Нови, кутаясь и ёжась, выходят к КПП, чтобы показать документы. На другой стороне границы уже черногорская часть Герцеговины.
В районе города Герцег-Нови прибывающих встречает красивейший морской пейзаж. Если бы не он, изменений в погоде по сравнению с Южной Боснией мы бы не заметили. Всё тот же холодный ливень, налетающий так же стремительно, как исчезающий. Море в тот день было очень беспокойным. Но наводнений, в отличие от горных рек Южной Боснии не вызывало.
Херцег-Нови – сербский город
Я снимаю комнату в типичном восьмиэтажном доме югославских времён. Хозяева: пенсионерка Милица и её сын примерно моего возраста (около 45 лет). Мы втроём сидим на небольшой кухне и пьём кофе.
– Херцег-Нови – это сербский город, – говорит Милан. – Здесь люди были не рады отделению Черногории от Сербии. До сих пор не понимаю, как Западу удалось так заморочить людям голову. Мы – одна нация, у нас один язык. У меня брат работает адвокатом в Белграде. Ещё весной 2006 года казалось, что референдум о независимости провалится. Но телевизор и пропаганда сделали своё дело. Солана и Мило (президент Черногории Джуканович – прим. 36он) обманули людей. Кому от этого лучше стало – не знаю.
Последние выборы подтверждают слова Милана. В 2017 году патриотическая коалиция «Демократической Черногории» и «Демократического Фронта» взяла власть в городе победив связку сторонников Джукановича – ДПС и социал-демократов.
В мае 2021 года, уже после поражения партии Джукановича на всеобщих парламентских выборах, победу вновь одержала коалиция во главе с Демократами Алекса Бечича – «Ни вправо, ни влево – направление Нови». А местная «Команда за европейскую Черногорию», составленная из сторонников Джукановича, потерпела второе важное поражения после Никшича в марте того же года (об этом городе разговор ещё впереди). Председатель общины – Стеван Катич – тоже представляет умеренных демократов и был в июне 2021 переизбран на второй срок. О деталях политической жизни в Черногории мы подробно говорили в сентябре в аналитическом репортаже из Подгорицы. Новый материал на эту тему выйдет в ближайшее время.
Большинство новлян называют себя сербами. И подавляющее большинство жителей общины численностью в 33 тысячи человек являются прихожанами Сербской православной церкви.
Не так знаменит, как красив
В отличие от двух наиболее «раскрученных» курортов адриатического побережья Черногории – Будвы и Тивата – Херцег-Нови не так знаменит в качестве морского курорта. Но это лишь из определённых особенностей побережья и туристического бизнеса страны. ХН – самый «дикий", «незабетонированный» (как тут говорят) из всех прибрежных городов. Поэтому и внимания к нему меньше. От этого горный морской пейзаж города не становится менее красивым и романтичным.
Основные пляжи расположены в районах Топла и Игало – особенно на их границах. Игало имеет статус самостоятельной административной единицы в общине Херцег-Нови.
Традиционно для древнего балканского населённого пункта (Херцег-Нови был основан в 1382 году боснийским королём Твртко I) – одним из самых привлекательных мест является Старый город.
Здесь, на площади Белависта, мы увидим православную Церковь Святого Михаила конца XIX – начала XX века, построенную в сочетании неовизантийского, готического и романского стилей. Рядом башня Сахат-Кула с часами – которую возвели турки-османы. Под ней знаменитая арка и лестница. Этот комплекс считается символом города.
Неподалёку Морская крепость – важное для конца XIV века фортификационное сооружение, построенное Твртко I первым в городе в 1382 году, на берегу Боко-Которского залива. Близко - Спасская церковь начала XVIII века, Савинский монастырь XII века и другие достопримечательности в центре города
Из более современных зданий – дом, построенный нобелевским лауреатом Иво Андричем в 1963 году. В нём всемирно известный сербский писатель, доктор наук и дипломат прожил со своей супругой Милицей Бабич пять лет. Здание, на которое Андрич потратил часть Нобелевской премии, сейчас является музеем мастера слова.
«Музей великого мастера» в центре города посвящён русскому писателю Михаилу Булгакову. Сам Михаил Афанасьевич в Херцег-Нови никогда не был, зато в 1929 году здесь жил его брат Николай – после получения диплома в Загребском университете. В том же году он уехал в Париж, где жил до смерти в 1966 году. Музей был открыт 2 сентября 2020 года.
«Второй русский город Черногории»
Херцег-Нови, помимо прочего, считается вторым по численности русских эмигрантов городом в Черногории - после Будвы. Точно эти данные проверить нельзя, но русская речь в центре города слышна повсюду.
– Количество переехавших из России здесь оценивается примерно в 5 тысяч человек, – рассказывает Денис, 41 год, уехавший с женой жить в Херцег-Нови 5 лет назад. – Большинство приехало сюда ещё 5-10 лет назад. К политике это, в основном, отношения не имеет. Люди перебирались сюда, потому что здесь тепло и красиво, привлекала и относительно недорогая недвижимость.
– Я в начале работал физиотерапевтом на факультете прикладной физиотерапии Университета Черногории. Именно возможность работать здесь по специальности определила выбор города. Но, увы, два года назад в институте начались проблемы с зарплатой, и пришлось оттуда уйти. Но руки не опустил, верчусь разнорабочим. Здесь вообще надо себя держать в форме – горы повсюду, ХН называют «городом тысячи лестниц». Мне как физкультурнику это нравится.
– Да, факультет действительно был близок к состоянию банкротства, – подтверждает Милан. – Жаль, конечно, это сейчас один из символов города, был основан в 1976 году, старше меня. Мои друзья оттуда ушли. Надеюсь, жизнь там наладится.
– Главным образом, костяк русской диаспоры тут сложился лет пять назад, – продолжает Денис. – С началом СВО и после объявления о мобилизации новые релоканты появились, но не так много. В основном, едут в Сербию. Там подешевле, работу найти полегче. К тому же тут пугают тем, что отнимают собственность у бывших российских олигархов и что могут ввести для россиян визы. Да и вообще отношения у Сербии с Россией сейчас лучше.
Цены на адриатическом побережье сейчас действительно высокие. Особенно дорогие блюда из морепродуктов в кафе и ресторанах. То, что не ловят в море, привозят большей частью из Подгорицы. А там цены сейчас начали превышать белградские.
– Пенсия у меня 280 евро, за электроэнергию плачу 100-120 евро в месяц, – жалуется Милица. – Приходится комнату сдавать. Но зимой клиентов меньше, в основном - летом основной доход, который распределяем потом на год.
– Не понимаю русских, которые приезжают сюда, ругают свою страну, Путина, – переводит разговор в другое русло Милан. – Думаю, Запад не оставил России выбора, как начать эту военную операцию. Просто припёр к стенке. Поэтому я действия Путина полностью поддерживаю и желаю России победы. Я сам служил 7 семь лет, в том числе в черногорском контингенте НАТО в Ливии. Знаю, что в войне ничего хорошего нет. Но, когда выбора нет, то нет. Я тут обычно у русских спрашиваю: ты за Путина или нет. Кто против – мы тут не обижаем, конечно, никого, но уважения что-то к ним не много.
Вопрос: «Ты за Путина или нет?» я действительно слышу на Балканах нередко, особенно от сербских патриотов. Вероятно, жизнь заставляет проводить такой водораздел. Кстати, местные жители возмущаются, когда нынешних релокантов пытаются сравнивать с белой эмиграцией 1920-х. Тогда из 40 тысяч уплывших в Черногорию 17 000 обосновались в Херцог-Нови.
«Нынешние ваши уехавшие от мобилизации – это по духу те же, кто захватил власть в 1917 году», – обосновал мне один серб в Белграде. «Поэтому тогда уезжали в эмиграцию патриоты, а сейчас наоборот». «Ну да, такую нынешнюю релокацию я бы сравнил, скорее, с эмиграцией Ленина в Швейцарию», – согласился я. "Главное, чтобы у нынешних не получилось, как у него», – мрачно усмехнулся собеседник.
В следующих материалах мы продолжим рассказ о жизни в городах на Адриатическом побережье Черногории.
Зимний цикл проекта «Балканский вояж» реализуется порталом 36ON при поддержке компании «ПМК-710» (город Иваново).
Балканский вояж: Белград – новая Касабланка