Горнолыжный комплекс «‎Донгор»‎ под Воронежем снова выставили на продажу

Остановка рухнула на легковушку в воронежском ЖК

Сильный ветер сорвал вывеску с магазина в Воронеже

Вероятно, сегодня вам предстоит некое соперничество. В целом, день неплох, хоть и будет наполнен определенными переживаниями

Суд в Кемеровской области поместил под стражу обвиняемых в убийстве лискинцев

Из-за ОРВИ закрыли на карантин классы в двух школах Воронежа

Девять человек погибли на железных дорогах Воронежской области
 

На Вогрэсовском мосту в Воронеже увеличат количество полос для борьбы с пробками

Воронежская прокуратура проверит «креативные» предложения по борьбе с бездорожьем от главы села

Лесотехнический университет загорелся в Воронеже

Подрядчиков на два городских маршрута ищут в Воронеже

17 снарядов взорвали в Воронежской области 

Воронежцев предупредили о новой схеме мошенников с доставкой цветов и подарков

В Воронеже на проспекте Патриотов и Кольцовской сегодня отключат светофоры

День будет интересным. Во-первых, в отличии от предшествующих двух суток, наконец, обойдется без провокационных ситуаций, а во-вторых, сегодня ваша жизнь непременно изменится в каком-либо аспекте
 

Численность госслужащих сократят в Воронежской области на 10%

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Воронежцу попалась монета с «Ежиком в тумане»

Труп 70-летнего мужчины нашли в сгоревшем в воронежском селе доме

Сегодня определенно стоит следовать этому совету из детской книги, ведь провокаторы будут подстерегать на каждом шагу
 

Фейковые листовки с информацией о ядерных ударах распространяют в Воронеже

Перебои с телевещанием ожидаются на юге Воронежской области

В Воронеже приступили к подготовительным работам перед реконструкцией Центрального стадиона профсоюзов

Воронежский проект «Бетонные сады» получил архитектурный «Оскар»

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Специалисты устранили утечку на Московском проспекте в Воронеже

На атомной станции в Нововоронеже включат сирены 21 ноября

Николай Саврун может покинуть пост главного прокурора Воронежской области

Неизвестные напали с ножом на экс-тренера воронежского «Факела» Вадима Евсеева

Температурные качели ждут воронежцев на рабочей неделе

Авторы

Балканский вояж: зимний и солнечный день в Тивате

some alt text
— Море? Море, дружище, здесь везде, куда ни пойдёшь — туда, туда или туда. Но лучше тебе пройти через парк. Там и центр города посмотришь, и к морю выйдешь.
 
Так пожилой черногорец в районе автобусной станции Тивата отреагировал на мою просьбу объяснить, как пройти к морскому побережью на этом адриатическом курорте. 
 
 
Пройдя где-то километр пешком, я оказался у искомого парка, а затем довольно быстро у моря. Погода в этот день, наконец, благоприятствовала прогулке по побережью. После сильнейших балканских ливней Херцега-Нови и Будвы Тиват встретил солнцем и мягким ветром. 
 
 
 
 
 
 
 
Заасфальтированное побережье Адриатического моря одного из самых популярных курортов Европы, тем не менее, практически пустое. Знаменитая марина Порто Монтенегро, созданная 15 лет назад богатейшими людьми мира — Ротшильдами, Питером Мунком, Бернаром Арно и другими, — словно застыла. Яхты за десятки и сотни миллионов долларов мирно покачиваются на рейсах, словно подчёркивая, что курорт находится в зимней спячке. По улицам бродят одинокие туристы, чайки надрывно кричат, по-своему радуясь улучшению погоды. 
 
 
 
 
 
Оживляет картину карусель с игрушечными лошадками, на которой под звуки тихой рождественской музыки родители катают своих детей.
 
 
— Всё закономерно, сейчас зима, туристов мало, — говорит Ясминка, продавец билетов на аттракцион. — Тиват, как и любой курорт, зарабатывает летом, а зимой живёт на эти деньги. Сейчас выручка на нашей карусели раз в 15-20 меньше, чем летом. Но в ней хотя бы есть смысл, а большинство аттракционов на зиму просто убираются. Ну кому сейчас взбредёт в голову полететь с резиновой горки в воду? 
 
 
Рай для западноевропейских туристов 
 
 
От Будвы до Тивата всего полчаса пути на рейсовом микроавтобусе (они ходят примерно каждые полчаса). Но разница между двумя курортами видна невооружённым глазом. Общие, конечно, море, горы, пальмы. Но вот на побережье уже всё выглядит по-другому. В отличие от диких пляжей Будвы (по содержанию, не по форме — все пляжи в Будве давно приватизированы) побережье в Тивате облагорожено и заасфальтировано. И в отличие от подавляющего большинства древних балканских городов в Тивате нет Старого города, хотя этот ныне самый маленький муниципалитет в Черногории (всего 46 квадратных километров и около 13 тысяч жителей) был основан иллирийцами немногим позднее Будвы — в III веке до новой эры. Почти все здания города, находящегося на горном массиве Врмац и одноимённом полуострове, были построены не ранее XIX века.  
 
 
 
Сюда приезжают и богатые, и по-настоящему богатые люди, и тут всё для их удобства — шестизвёздочные отели, дорогие рестораны, казино, вертолётные площадки, гольф-клубы, бухты для яхт в Которском заливе. Здесь даже есть верфь, где можно прямо на месте заказать строительство своей яхты, работают инженерные курсы. И, разумеется, организуются морские прогулки. 
 
 
Вспомнились слова одного черногорца в Херцоге-Нови: «В Тиват я сейчас почти не езжу: асфальт и бетон. Хочешь настоящего моря — лучше Херцога-Нови и Котора не найти. В Будве пока ещё есть море, но скоро и там пляжи забетонируют». Любителям песка и гальки в Тивате действительно придётся ещё поискать привычные пляжи — и от центра города они всё дальше. Ближайший и самый известный — пляж Белане. Западноевропейские туристы, на которых прежде всего рассчитан Тиват, любят порядок и организацию. Не случайно западные миллиардеры вкладывают огромные деньги в развитие инфраструктуры этого города.
 
 
 
 
 
 
 
В Тивате, в частности, есть международный аэропорт. Летом количество чартерных рейсов сюда достигает пятидесяти в день, зимой насчитал 5-7 самолётов за одни сутки. Когда-то, ещё в начале 2000-х, были чартерные рейсы в Тиват и из Воронежа — их осуществляли S7 и «Аэрофлот». Бюджетные (или чуть более дорогие) туристические поездки в Черногорию пользовались популярностью у представителей воронежского среднего класса и тех, кто просто мог позволить скопить деньги на такой отдых. Но сначала эпидемия коронавируса, а потом и санкции черногорского правительства, закрывшего авиасообщение с Россией, поставили на таких турах крест. 
 
 
 
Здесь уже меньше русских  
 
 
Русская речь в Тивате слышна, но уже реже, чем в Будве и Херцеге-Нови. Недвижимость здесь дороже, как и жизнь в целом. Поэтому на постоянное место жительства приезжает сюда меньше россиян — в основном приезжают из ближайших городов, на отдых. Но есть и те, кто живёт в Тивате постоянно. 
 
 
Мой собеседник Вадим, риэлтор 48-ми лет, мы сидим и пьём с ним кофе в одном из кафе на адриатическом побережье Тивата. 
 
— Я как раз и приехал жить в Тиват, потому что здесь поменьше русских, — усмехается Вадим. — По моей профессии я с русскими в Черногории общаюсь очень много, но, как правило, не выхожу за рамки работы. Честно говоря, я не очень в восторге от русской диаспоры здесь. 
 

— Эмигрантов я бы разделил на три группы, — продолжает Вадим. — Первую я условно называю «турецкие челноки». Это те, кому всё равно, где жить — лишь бы не в России. У них молодость прошла, как частично и у меня, в поездках за шмотками в Турцию и Польшу и перепродаже товаров в Россию. Они мечтали тогда закрепиться за границей, уйти от российской нищеты 90-х. И позже, в начале 2000-х, когда жизнь позволила, у них получилось. В Турцию ехать жить для них дороговато, вот и едут в Черногорию. Впрочем, в Турции тоже можно купить дом с видом на море весьма дёшево — но это в очень маленьких городках. Поэтому русских из сей группы это мало интересует, им известные курорты подавай. Вот и едут в Будву.  
 
Вторая — самая плохая группа, это «политические». Смешно слушать рассказы некоторых, как они чуть ли ни едва штаны успели надеть, спасаясь от преследований «кровавой гэбни». Ну, не нравилась им власть в России, критиковали они её, но кого там Путин за критику-то преследует? Да никого. А если действительно уголовное преступление совершил — ну это уже другой разговор. Просто уехали, потому что не нравится обстановка в стране, да и сама страна. А если желают майдан в России устроить, свергнуть власть, отдать Россию Западу — чего они от власти хотят? Чтобы им на блюдечке страну отдали? Такие и поносят тут Россию, что у меня уважения не вызывает. 
 
 
Третьи — это нормальные. Кто просто приехал сюда, потому что тут красиво, природа, море, хороший климат. Ну и чего скрывать, что за этим приехал. Вот я сам такой, перебрался в 2011 году сюда. Сначала жена в Москве оставалась, я к ней на выходные летал, потом сюда перебралась. В итоге мы развелись, она вернулась в Россию — а я уже без Адриатики и не могу. 
 
 
Сейчас русских поменьше сюда приезжает, на выходные уже просто так в Россию не полетаешь, добираться стало сложнее — в основном через Сербию едут. Да и случай с Мельниченко, у которого тут в марте арестовали яхту на 530 миллионов евро, многих напугал. Конечно, из-за этого «делают ноги» из Черногории миллионеры — им есть чего бояться. Ну а те, у кого тут дома стоимостью 18 тысяч евро, боятся, видимо, за компанию. 
 
— Ты моё имя измени, как будешь писать репортаж, — смеётся Вадим. — А хотя нет, не надо, чего мне бояться.
 
 
— Из Воронежа? — отвечает мой собеседник на последний вопрос. — Да, приезжают, покупать недвижимость сюда. Совсем недавно у меня был клиент в Херцег-Нови. И до этого несколько было.
 
 
«Не все шведы одинаковые»
 
 
Уже вечером, когда я мирно пил пиво на лавочке на морском побережье Тивата, ко мне подсел пожилой седовласый мужчина с баночкой слабоалкогольного.
 
 
— Меня зовут Ларс-Эрик, я из Швеции, — представился он на английском. — А вы откуда? Вы говорите по-английски? Я вас первый раз здесь вижу. Можем и по-немецки, мне тоже удобно. Гётеборг — город, где в Швеции на немецком хорошо говорят, часто в школе учат. И жил я в Германии некоторое время.  
 
— Да, говорю. Владимир, из России, — ответил я на немецком. — Можем и по-немецки, и по-английски — без проблем. Любите зимнее море?
 
 
— Да, очень люблю, каждый год сюда прилетаю именно после Нового года отдыхать. Раньше приезжал с женой, но она умерла 5 лет назад. Всегда с грустью это вспоминаю здесь.
 
После недолгой беседы о жизни разговор приобрёл неожиданный оборот. 
 
— Вы там напишите в России, — сказал Ларс-Эрик, — что я поддерживаю Россию и Путина. В Швеции я с этим в меньшинстве, но я уже давно на пенсии, мне всё равно. Считаю, что Запад России не оставил выбора — НАТО и ЕС слишком агрессивны, припёрли Россию к стенке. А ещё я категорически против вступления Швеции в НАТО, и против членства в ЕС был. Нейтралитет для Швеции — это лучшее. Я всю жизнь был против вооруженных конфликтов, но когда мне говорят, что сейчас виновата Россия… Ну, смешно же. Разве Россия стоит на границах США? Во всех последних боевых столкновениях именно американцы виноваты, а Европа расхлёбывает эту кашу. Я в своё время участвовал в антивоенных протестах в родном Гётеборге. Ещё даже против войны во Вьетнаме. А теперь я попал в разряд «Putinversteher», как в Германии говорят. Так что не все шведы одинаковые.
 
 
К позднему вечеру снова подул сильный ветер и закапал дождь.
 
— Хорошо, что сегодня весь день было солнце. В такое время тут это не так часто, каждому солнечному дню надо радоваться, — улыбнулся Ларс-Эрик.
 
 
Зимний цикл проекта «Балканский вояж» реализуется порталом 36ON при поддержке компании «ПМК-710» (город Иваново).
 
Читайте также:
 
 
 
Фото - автора.
 
Автор: Владимир Сапунов