Какую роль играют медиа в создании нового миропорядка

В Воронеже на детской площадке заметили маму с лисятами

 

Выяснилось, сколько воронежцев пострадали во время страшного урагана
 

Воронежцам назвали первоочередные 12 зон отдыха, подлежащие благоустройству

В Воронеже за год спрос на аренду студий вырос на 18%

«Ночь музеев-2024» в Воронеже: куда идти и что смотреть

Рационализм вчерашнего дня, к сожалению, будет слегка приглушен. На первый план выйдут эмоции, причем, не факт, что позитивные.

В Воронежской области подорвали 14 мин времен ВОВ

Две девушки ответят в суде за поцелуй в баре в центре Воронежа

На XII Медиафоруме в Воронеже выяснили, как побеждать в инфовойнах

В Воронежской области с начала 2024 года выявили 23 случая бешенства у животных

В парках Воронежа пройдут концерты под открытым небом

На XII Медиафоруме в Воронеже выяснили, как побеждать в инфовойнах

Заведующую кафедрой воронежского вуза осудили за взятки от студентов
 

Женщина и подросток пострадали в ДТП с перевернувшимся автомобилем под Воронежем

Популярный бар закрыли в центре Воронежа

Эмоциональность предыдущих двух дней пойдет на спад, начнет включаться рациональное мышление.

В Воронеже ищут подрядчиков для осенней высадки более 500 деревьев

В Воронеже задержанным на стадионе «Факел» мигрантам вручили повестки

Юных диверсантов отправили под стражу за поджог железной дороги под Воронежем

Синоптики рассказали, когда в Воронеже ожидается дождь

Душевное состояние у многих людей сегодня будет, увы, не лучшим.

Мусорный полигон горит в Воронежской области

Жительница Воронежской области попалась на “сладком” мошенничестве
 

Глава администрации Петропавловского района Воронежской области Юрий Шевченко ушел в отставку

Екатерина Мизулина встретится со школьниками и студентами в Воронеже

Воронежские врачи спасли пациентку из Белгорода с редчайшим заболеванием

Стало известно, подорожают ли продукты после гибели урожая в Воронеже

В Воронеже строительство стадиона «Факел» планируют завершить к середине июля

Воронежскую область накроет новая магнитная буря

Авторы 1108

«Ракию мало уметь печь, в этот напиток надо вложить душу»

some alt text
Ракия — часть национальной культуры в Сербии. Ни один праздник здесь не обходится без этого алкогольного напитка, который изготавливают из фруктов. В сельской местности Сербии ракию пекут практически в каждом доме, и она всегда станет частью угощения для гостей. В том или ином виде этот напиток готовят на Балканах практически повсеместно, однако только в Сербии он имеет сертификат ЕС «защищённого продукта, имеющего географическое происхождение». Это относится к сливовице (ракии из сливы), она здесь является самой распространённой и самой дешёвой. Также популярны ракия из груши (вильямовка) и айвы, они же и самые дорогие. Кроме того, ракию готовят из яблок, персиков, абрикосов, черники, черешни, можжевельника, шелковицы и других ягод и фруктов. 
 
 
Сами сербы на ракию, которую производят за границей, смотрят с усмешкой и говорят, что настоящую ракию пекут только в Сербии. Даже черногорскую или хорватскую не признают. Именно «пекут»: слово «варить» по отношению к этому напитку не употребляется, считается синонимом низкого качества. Те, кто производит ракию профессионально, традиционно пользуются в Сербии большим уважением. К одному из самых известных в этой стране изготовителей ракии мы и отправились для интервью. 
 
Наш собеседник — Зоран (фамилия не указана в связи с запретами, наложенными законодательством РФ - прим. ред.), индивидуальный предприниматель из Богатича, чья ракия (марка не указана в связи с запретами, наложенными законодательством РФ - прим. ред.) является неоднократным лауреатом национальных и международных конкурсов. В том числе общесербской Сельскохозяйственной ярмарки в Нови-Саде (победитель в категории «Ракия из груши»), Международной ярмарки в Углевике (победитель в категории «Сливовица»), ярмарки в Лопарах (Республика Сербская, БиГ, золотая медаль в категории «Ракия из айвы»), ярмарок в Шабаце, в Суботице и других.
 
 
В.С.: Зоран, как ты решил заняться профессиональным изготовлением ракии?
 
З.: В моей семье давние традиции приготовления ракии, мы печём её по особому семейному рецепту, я от деда научился. С отделением косточки от фруктов — рецепт, который отличается от большинства в наших краях. Ну, вот я и подумал: если я умею хорошо печь ракию, которая нравится людям, почему бы не заняться этим профессионально? Импульсом стала первая победа на выставке в Шабаце. Зарегистрировался как индивидуальный предприниматель и теперь делаю ракию на продажу — вот уже 12 лет. Ну, и ещё — раньше мы занимались выращиванием и продажей фруктов. А для ракии надо много-много фруктов. Сказалось и это. 
 
В.С.: Скажи, пожалуйста, в чём отличие твоей ракии о той, что пекут в большинстве сербских домов? 
 
З.: Оригинальный рецепт, качество дистилляции и ферментирования фруктов, выдержка, строгая технология процесса. Это трудно на словах объяснить, но, чтобы получить качественную ракию, в неё душу надо вкладывать и следить за качеством. Плюс ответственность. Дома ты испёк ракию, получилась не очень, ну для себя и для себя, если совсем уж никуда, с добавлением сахара — отправил на растирание. Ракию мы (бизнесом со мной занимаются жена Даниела и моя мама Милослава) печём только из мякоти фруктов, косточка может испортить напиток — даёт ненужную кислоту. Перед тем, как печь ракию из айвы, мы полностью очищаем её от семечек. И так с любым фруктом. Добавление сахара — гарантия некачественного продукта. Вообще, когда делаешь на продажу, ты несёшь огромную ответственность перед людьми за работу. А на конкурсах ракию вообще оценивают по шифру, без упоминания компания производителя, чтобы имя не довлело — эксперты оценивают только качество. Фрукты тоже надо уметь выращивать, чтобы было качественное сырьё, особенно оригинальные сорта, например, старый сербский сорт груш «Плюскач» или «Санта-Мария» для вильямовки. 
 
 
В.С.: Понятно, что описать технологию производства твоей ракии не так просто, но давай всё же попробуем. 
 
З.: Ну если уж совсем просто. В специальный казан засыпается ферментированное сырьё, которое варится, аккумулируются алкогольные пары, которые выводятся по специальной трубке в дистилляционную колонку для очищения от метиловых примесей. Этанол испаряется на высокой температуре. Чистая ракия затем выводится по другой трубке. Подавляющее число аппаратов по производству ракии в Сербии имеют одну дистилляционную трубку, я использую две — чтобы продукт получился абсолютно чистым. Первая ракия будет 65-70 градусов, она у меня просто стекает — пить её никому не советую. А потом уже выходит напиток, который  доведён до 45 градусов — и он готов к употреблению.  
 

В.С.: Где ты продаёшь свою ракию?
 
З.: По всей Сербии, в Европе, и так или иначе наша ракия уже дошла до всех континентов. Будь-то на продажу или просто в подарок. 
 
В.С.: А в России?
 
З.: А вот в России не продаём. Люди приезжают, покупают. Сербы в подарок возят в Россию. Но не продаём. Слишком сложная логистика, везти далеко. И юридически это не так просто, оформить торговое партнёрство с вашей страной. С этим сталкиваются не только производители ракии, насколько я знаю. Не сказал бы, что в Россию нашу ракию возят слишком часто, хотелось бы чаще, конечно. Но русские на выставках здесь покупают регулярно, есть и постоянные клиенты. В том числе покупают люди из русского посольства — например, на выставках в Белграде. А вот в промышленном масштабе нет такого. 
 
 
Фото — автора.
 
Беседовал и переводил с сербского Владимир Сапунов.
 
Читайте другие тексты из цикла «Балканский вояж»: