Специальная операция российской армии на Украине сопровождается ожесточённой информационной войной, которая по своему накалу порой вызывает шок даже у видавших виды специалистов по военной пропаганде. Информационное поле захлестнуло цунами дезинформации, и если в первые дни военных действий украинские и западные пропагандисты претендовали на то, чтобы делать хотя бы качественные фейки, то сейчас большая часть медиаподделок выглядит подчас комично.
Однако их эмоциональная окраска всё равно позволяет производить впечатление на аудиторию. Сегодня мы поговорим об основных событиях информационной войны, сопровождающей вооружённый конфликт на Украине, за последнюю неделю.
Атака англоязычного медиамейнстирима
Мейнстрим англо-американских качественных (по типологии) СМИ перешёл в агрессивное наступление. Главным их концептом в отношении российской армии стал «retreat» (отступление). Особенно усердствуют в этом две ведущие британские газеты The Telegraph и The Times и их американские коллеги из CNN и Wall Street Journal. Когда-то претендовавшие на объективность англоязычные массмедиа с удовольствием распространили и смаковали украинский фейк о том, что российские вооружённые силы якобы были выбиты из города Макаров близ Киева. На его взятие не претендовали даже самые патриотичные пропагандисты из российского телеграм-сектора. Украинцы разыграли там постановку — повесили над городом российский флаг, потом его сняли и заявили о перемоге. Иными словами российских войск в Макарове просто не было.
Этот фейк стал одним из ключевых для англоязычных СМИ в их дискурсе о «неудачах» российской армии. Также британские и американские СМИ «выбили» российские войска из Ирпени (пригород Киева), хотя многочисленные фото и видео из города, а также свидетельства очевидцев, говорят о том, что бои идут в городской черте — практически по линии реки, имеющей то же название, что и населённый пункт. Так же англосаксы «освобождали» от российской армии Изюм, Балаклею и Купянск в Харьковской области, что ни в одном случае не соответствовало действительности. С Чугуевым под Харьковом была та же ситуация, что и с Макаровым, — российские войска его просто не брали, поэтому и то, что их оттуда выбили, — просто выдумка.
Справедливости ради надо отметить, что когда американские СМИ приглашают для комментариев серьёзных военных аналитиков, например, трёх- или четырёхзвёздочных генералов, то они в ответ на антироссийский оптимизм качают головами с большим сомнением. И, хотя поддерживают пафос о том, «как храбро сражается украинская армия», в основном сходятся во мнении, что российские вооружённые силы должны добиться существенного перелома в военных действиях в течение ближайших 4-6 недель. Исключение составляют записные аналитики-русофобы издания Foreign Policy Джеффри Льюис и Роб Ли. А также им подобные. Вот они кликушествуют о скором разгроме российской армии. Но таких, как говорится, уже не переделать. Их почитать — так может сложиться нужное им впечатление, что это украинские войска стоят под Москвой, а не российские окружают Киев. Тактика российской армии, методично громящей и окружающей противника, западным пропагандистам в какой-то степени помогает. Нет крупных «политических» успехов в виде взятия крупных городов — значит «retreat». И никаких, как говорится, гвоздей.
«Горячие» фейки
Однако и такого бодрого пропагандистского настроя англо-американского медиамейнстрима украинским манипуляторам оказалось недостаточно, и они решили склепать в Интернете передовицу The Times с заголовком «Россия пала». То есть выдумывают уже не только сами фейки, но и фейковые передовицы западных изданий. Не новелла, конечно, но в океане западного пропагандистского угара тоже вполне сойдёт.
Ещё одним «горячим» способом создания фейков стал взлом сайта «Комсомольской правды», где украинско-натовские кибервойска рядом с реальной информацией с брифинга официального представителя Министерства обороны Российской Федерации Игоря Конашенкова разместили фейковые данные об «огромных потерях» российской армии. То есть попутно с исполнением заветов Геббельса о том, что ложь должна содержать зерно правды (бочка дёгтя должна содержать ложку мёда), — была осуществлена «горячая», физическая атака на сайт российского СМИ. Кибератаки на сайты государственных порталов в России и на Украине и размещение на них соответствующих призывов стали в эти дни обычным делом, а случай с «Комсомольской правдой» просто стал самым громким из них.
Обыкновенное негодяйство
Пожалуй, наиболее подлыми методами в манипулятивной стратегии западных и украинских медиа являются подмены картинок. Когда сцены разрушений в населённых пунктах ДНР и ЛНР после обстрелов ВСУ и нацбатальонов выдаются за происходящее на территории Украины. С большой интенсивностью это происходило в первые дни вооружённого конфликта, когда ещё реальных разрушений в украинских городах просто не было. Однако самой знаковой и иллюстративной стала подмена картинки после обстрела центра Донецка «Точкой-У» 19-й бригадой ВСУ 14 марта, когда погиб 21 человек. Это западные СМИ выдали за обстрел района Подола в Киеве. Наиболее известна картинка в итальянской La Stampa (благодаря российскому МИДу), однако такая же подмена была осуществлена ещё в десятках западных массмедиа. И такие фальсификации приобрели уже конвейерный характер. Кроме того, любые разрушения в украинских городах представляются как дело рук российской армии, хотя во множестве случаев факты свидетельствуют о том, что разбитые дома стали таковыми в результате огня находящихся в черте города украинских РСЗО, гаубиц и миномётов.
Продолжаются и нездоровые игрища украинских СМИ. Полюбившееся занятие — показ трупов погибших российских военнослужащих — постоянно натыкается на разоблачения. В частности, одни и те же тела показываются по несколько раз. На днях на одном «убитом русском» была установлена бирка военнослужащего ВСУ. А во время одного из постановочных сюжетов в повозке с «российскими трупами» один из умерших предательски пошевелился. Тема «живых мертвецов» любима и хорошо освоена западной пропагандой. Иногда, как это было в Ливии в 2011 году, с телами даже не заморачиваются: напомним, что тогда было достаточно показать сотню-другую пустых свежевырытых могил и выдать их за жертв режима Каддафи. Действительно, это удобнее и практичнее. А то ведь «живой труп» может неожиданно и признаки жизни подать.
На этом фоне страшилки украинской пропаганды о том, что в России в этом году отменят ЕГЭ и ОГЭ, о дефиците сахара в нашей стране, постоянные вбросы о всеобщей мобилизации, выглядят даже несколько безобидными. Агрессивнее выглядит кампания последних дней против сербской авиакомпании Ejr Srbija — единственной, выполняющей сейчас рейсы из России в Европу (исключительно в Белград). Рейсы Москва-Белград, Санкт-Петербург-Москва регулярно «минируют», несколько раз это привело к возвращению самолётов в аэропорты для проверки на наличие в салоне взрывчатых веществ. А в украинском интернете самолёты Ejr Srbija представляются в ужасных красно-чёрных тонах – там с лайнеров якобы падают бомбы.
На этом фоне хотелось бы сказать несколько слов и о российской пропаганде в эти дни. В словосочетании «информационная война» есть не только первое, но и второе слово. И оно предполагает жёсткое воздействие на противника с целью причинить ему значительный ущерб. Конечно, хорошо, что российское Министерство обороны выбрало информационную стратегию «близко к правде». Тем не менее, как специалист по военной пропаганде и информационным войнам автор этой колонки не может не пожелать отечественным военным пропагандистам большей жёсткости в распространении в стане противника качественной дезинформации и информационно-психологическом воздействии на него. Когда идёт столь жестокая информационная война, не стоит быть «святее Папы Римского». Конечно, о том, чтобы опускаться до уровня украинских и западных лгунов-пропагандистов, клиентов которых скоро ждёт страшное похмелье после напущенного на них дурмана, не может идти и речи. Но понятия «военная хитрость» тоже никто не отменял. И чрезмерный информационный гуманизм надо оставить до мирного времени. Впрочем, подробный разбор функционирования российской военной пропаганды оставим до времён после победы, которая обязательно придёт, как бы ни желали иного западные пропагандисты.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Фото – Кирилл Нестеров (Донбасс, архив).
Читайте также: