Специальная военная операция русской армии на Украине меняет мир — а с этим влияет и на все сферы жизни в России. Разумеется, не может это не коснуться и науки. Об этом мы сегодня и поговорим.
7 марта Правительство России объявило, что «планирует при выполнении федеральных проектов и программ, а также государственных заданий на научные исследования отменить требование к учёным по наличию публикаций в зарубежных научных изданиях, включенных в системы цитирования Web of Science и/или Scopus. Мера эта оказалась вынужденной, поскольку в унисон мировым тенденциям мейнстримовские западные научные издательства и журналы одно за другим стали объявлять о том, что прекращают сотрудничество с российскими авторами.
На следующий день одно из наиболее влиятельных западных агентств в сфере высшего образования — QS — заявило, что приостанавливает сотрудничество с вузами в России и Белоруссии. В Quacquarelli Symonds сказали, что «намерены отредактировать рейтинг университетов России и Белоруссии и прекратить продвижение российских вузов». В ответ Минобронауки заявило, что пересмотрит принципы сотрудничества с международными рейтинговыми агентствами.
Вторая вынужденная мера в совокупности с первой — это настоящий бальзам на душу российским учёным, особенно в области гуманитарных наук. Фактически российские власти признали, что их стратегия, нацеленная на «завоевывание» мест в престижных западных образовательных рейтингах, оказалась ошибочной. Проекту «5-100» и ему подобным пришёл конец. Это очень понравится российским учёным, которые хотят работать ради науки, а не для галочки. И, безусловно, очень не понравится ректорскому корпусу и чиновникам в Минобранауки, для которых эти галочки в последние годы стали чуть ли не смыслом существования.
Коротко о главном
В связи с этим коротко о главном. Во-первых, о том, как российские вузы получали места в международных рейтингах. Ректоры через систему госзакупок приобретали контракты с иностранными рейтинговыми агентствами — ARWU (Academic Ranking of World Universities), THE (The Times Higher Education World University Rankings), QS (QS World University Rankings) и другими — на продвижение вузов в соответствующих системах оценок. Грубо говоря, ректоры тратили бешеные деньги на то, чтобы закрепиться на месте в пятой, шестой, десятой, двенадцатой сотне заветного рейтинга, чтобы потом, вероятно, отчитаться перед профильным министерством.
Нетрудно догадаться, какое отношение всё это имело к настоящей науке. Как и то, что профессорско-преподавательский состав вузов заставляли публиковаться в журналах, входящих в систему Web of Science и Scopus. Легко понять также, что такие публикации быстро превратились в конвейерный бизнес. Учёные были вынуждены тратить немалые деньги на них — за их отсутствие они просто могли не пройти очередной конкурс на замещение своей должности. В итоге журналы в вышеупомянутых системах наполнились потоком «мусорных» публикаций от российских авторов. В августе 2020 года РАН опубликовала доклад, в котором констатировалось:
«При анализе 94 зарубежных журналов, включенных в базы данных Web of Science или Scopus, обнаружены 174 статьи российских авторов, содержащих плагиат из русскоязычных источников, переведенных автоматически, а также 85 статей с приписным соавторством. В переводном плагиате участвовали более 1,1 тыс. российских авторов, из них более 30 руководителей университетов и их подразделений. Всего в указанных "хищных" журналах опубликовано около 23,7 тыс. "мусорных" публикаций».
Получилось так, что всем «предприимчивым» людям было хорошо. Ректоры ставили галочки в отчётах, кажущиеся мошенническими журналы и возможные посредники-жулики заколачивали бабки. Принцип «людям воровать надо, а остальное подождёт» система рейтингов и мусорных публикаций абсорбировала на высочайшем уровне. В проигрыше оставались учёные, которым совсем не хотелось связывать своё имя со сложившейся мерзкой практикой. Автор этой колонки, регулярно публикующийся, например, в уважаемых научных журналах в Сербии — с богатой и историей, и традициями, — спрашивал у редакторов и членов редакционных коллективов, волнует ли их «импакт-фактор» этих журналов. И учёные отвечали, что главное — это признание и уважение коллег. Автор колонки также, читая лекции в 6 ведущих университетах Сербии, интересовался у коллег, как они относятся к публикациям в журналах Web of Science или Scopus. «У нас это может быть желательным, но никакого давления по этому поводу мы не испытываем. И тем более — никто нас не заставляет там публиковаться».
Банду ректоров долой!
В результате вышло как в классике советского кинематографа: «Кто нам мешает, тот нам поможет». Запад сам разрушил систему, кормившую ректоришек-менеджеров и публикаторов от бизнеса. Поскольку российская система высшего образования является крайне закрытым институтом, претендующим на элитарность, а ректоры и деканы как огня боятся вынесения внутриуниверситетских проблем на суд общественности, о том, чтобы сломать систему изнутри, не могло идти и речи. Но тут помогли западные санкции.
Автора этой колонки, приложившего в своё время немало усилий, чтобы возможное внутриуниверситетское мошенничество, вероятно, щедро сопровождающееся лизоблюдством и подлостью, становилось достоянием общественности, развитие событий не может не радовать. Как, в частности, и приказ Минобрнауки №92, согласно которому при начислении премий и надбавок ректорам главными будут, в том числе, следующие показатели: доля трудоустроенных выпускников; доля преподавателей, зарплата у которых в два раза превышает среднюю по субъекту РФ; объем НИР и ОКР на одного научно-педагогического работника (НПР); рейтинг медиаактивности. Требование публикаций в журналах Web of Science или Scopus из списка исключено.
Особенно любопытным выглядит пункт о зарплатах преподавателей. Не секрет, что ряд недобросовестных ректоров, использовал майский указ В. В. Путина № 599 2014 года в своих целях: чтобы повысить зарплаты себе и административным работникам, даже не думая о достойных окладах для преподавателей — на ком по-настоящему держатся университеты. Жаль, что мудрые приказы приходят в условиях вооружённого конфликта. В мирное время до этого, видимо, додуматься было нельзя.
Происходящее должно стать первым шагом по направлению к очень верному пути. Избавлению российского образования от ректоришек-менеджеров, превративших вузы в механизм личного материального и политического обогащения. Клан ректоришек-менеджеров (и примкнувших к ним деканов-лизоблюдов) нанёс в последние десятилетия российскому образованию ущерб, о котором ЦРУ, Пентагон, МИ-6 и БНД вместе взятые не могли и мечтать. Западные санкции дают немыслимый ещё недавно шанс и импульс для российского высшего образования.
Оно должно возвращаться к универсальной и гуманитарной концепции, выкидывая на свалку истории модные словечки, вроде «продуктного мышления» и «образовательных траекторий». Будем надеяться, что мнение учёных и преподавателей — гордости вузовского образования, бедных и запуганных начальством людей — выйдет, наконец, на поверхность. А для ректоров, так любивших ездить в заграничные командировки и красоваться на фоне приёма никому не нужных иностранных делегаций, теперь точно придут несладкие времена. Хотелось бы, чтобы для самых недобросовестных из них закончились они незамысловато. В тюрьме.
UPD. Сегодня, 21 марта, стало известно, что правительство РФ на текущий год вводит мораторий для научных школ на показатели наличия публикаций, индексируемых в международных базах данных Web of Science и Scopus, и участие в зарубежных научных конференциях, сообщил глава Минобрнауки Валерий Фальков на встрече с ректорами вузов.
То есть на счёт соответствующих публикаций принято ещё более жёсткое решение, чем то, о котором говорилось в начале этого материала.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Фото - Pixabay.