24 февраля Россия начала специальную военную операцию по демилитаризации и денацификации Украины, что должно означать недопущение деятельности НАТО на её территории для обеспечения гарантий безопасности РФ, защиту русского населения в соседней республике и, в конечном итоге, в той или иной форме воссоединения русских земель.
Операция идёт весьма успешно. Методично окружается Киев, блокированы Чернигов, Сумы, Мариуполь, Волноваха. Заняты стратегически важные Мелитополь, Бердянск, Херсон, другие города и населённые пункты. Успешно решается задача по приближению стратегического окружения главной, Донбасской, группировки противника (около 50 тысяч человек). Недолго осталось и до установления контроля над Харьковом. Серьёзных тактических успехов много, принимая во внимание и то, что мы не НАТО и воюем культурно, чтобы избежать больших жертв, потерь и разрушений. Шапкозакидательских настроений в стиле министра обороны Грачёва в 1994 году – «мы возьмём Грозный одним парашютно-десантным полком» – нет.
На этом фоне попытаемся разобраться в том, какое влияние первая неделя спецоперации оказала на Воронеж и чего нам ждать в будущем.
1. Угрозы безопасности. Безусловно, поскольку Воронеж является приграничной территорией, это главная потенциальная проблема. Нацбатальон «Азов»(запрещенная на территории РФ экстремистская организация), судя по информации, распространяемой в украинском и русском сегментах телеграма, уже якобы обещает денежные вознаграждения за теракты и другие противоправные действия на территории нашей страны — от поджога машин до убийства полицейских и подрыва зданий. Можно предположить, что планирование подобных злодеяний рассматривается и на государственном украинском уровне. Учитывая, что версия украинской диверсии в деле о взрыве автобуса маршрута №10 на остановке «Галерея Чижова» 12 августа прошлого года является одной из самых реалистичных, угрозы эти могут восприниматься довольно серьёзно.
Кроме того, нельзя забывать и о прямой военной угрозе. На территории соседних Ростовской, Белгородской и Курской областей уже были зафиксированы «прилёты» от артиллерии противника. В том числе, был обстрелян военный аэродром в Миллерово (Ростовская область), перехвачена была ракета, направленная в Таганрог. Пока в Воронежской области таких случаев зафиксировано не было, и, учитывая, что наш регион один из самых укреплённых в России с точки зрения ПВО, надеемся, что и не будет. Тем не менее, опасность, разумеется, есть — и визит губернатора Гусева в приграничную Кантемировку подтверждает, что власти относятся к этому должным образом.
2. Телефонный терроризм и хакерство. Накануне был выведен из строя сайт правительства Воронежской области, идут атаки на сайты городской администрации и других властных учреждений. 72-й центр информационно-психологических операций (ЦИПсО) активно ведёт работу на территории нашей области, занимаясь телефонным мошенничеством и фишингом, «минируя» по телефону госучреждения, учебные заведения, торговые центры и больницы. Не случайно по зданию ЦИПсО в Броварах ракетный удар российская армия нанесла в первый же день операции — и далее пытается вывести из строя инфраструктуру этой части, занимающейся информационным терроризмом.
3. Распространение фейков. Например, позавчера украинская пропаганда распространила ложную информацию о всеобщей мобилизации в Воронежской области. Специалисты ЦИПсО известны подобными проделками в нашем регионе, в частности, созданием ложной информации о небывалых половодьях Дона и Усманки, радиационных выбросах на Нововоронежской АЭС и так далее. Из этой же серии – распространение панических сообщений о необходимости срочно снимать деньги со счетов. Надо сказать, что распространением фейков и информационным терроризмом эта структура занималась ещё до 2014 года, когда была частью разведки ВМС Украины. Например, их рук дело фейк 2009 года о том, что в Харькове взорвался химический завод, и «на Воронеж идёт облако ртути».
4. Санкции. Под них в разное время предсказуемо попали воронежские предприятия оборонно-промышленного комплекса и те, что производят продукцию двойного назначения — ВАСО, «Созвездие», филиал ФГУП «Государственный космический НПЦ им. М. В. Хруничева» и другие. Отметим, что предприятия эти работают в основном на внутренний рынок — и западные санкции по ним больно не ударят, разве что в общей канве запрета на экспорт в Россию технологий двойного назначения.
В целом же санкции коснутся воронежцев в той же мере, что и всех граждан России — неудобства при полётах в Европу и Северную Америку, ограничение доступа к западным товарам и услугам. Кроме того, дискомфорт доставят и контрсанкции, такие как блокировка западных социальных сетей и других медиаресурсов Роскомнадзором.
5. Перемещённые лица. Воронежская область одной из первых протянула руку помощи людям, эвакуируемым из ДНР и ЛНР — для них создаются все условия, чтобы они легче пережили непростой период в жизни. Надо добавить при этом, что количество беженцев будет увеличиваться — в соседней Белгородской области уже принимают людей из Харьковской области; вероятность того, что по мере увеличения потока бегущих от военных действий людей, их будет всё больше и в нашем регионе — очень высока. Надо сказать, что Воронежская область является классическим примером хорошего отношения к украинцам — ведь тех, кто считает себя этническими украинцами, знает украинский язык или суржик, у нас немало, особенно на юге области.
6. Инфраструктура. Закрыт Воронежский аэропорт имени Петра Первого, как и все гражданские взлётные полосы юга России. Железнодорожное сообщение с Украиной после подрыва ВСУ и нацбатальонами ряда мостов и железнодорожного полотна на территории соседней республики прекращено полностью, но оно и до начала военных действий было минимальным. Автобусное сообщение с соседними регионами номинально сохраняется, но если работает, то практически в одну сторону — в направлении России.
7. Спорт. Поскольку воронежские спортсмены участвуют в международных соревнованиях только индивидуально, то в этой сфере санкции регион практически не затронут. Самая титулованная действующая воронежская спортсменка Ангелина Мельникова в любом случае объявила о паузе в карьере, а воронежским клубным командам в игровых видах спорта выход на европейскую арену не грозит ещё долго. Выйти же РПЛ «Факелу» ФИФА и УЕФА не помешают, здесь причиной неудач могут стать только внутренние проблемы. Как не помешают международные федерации выйти в гандбольную Суперлигу и «ВГТУ-Воронеж». Так что в спорте воронежцы встретятся с теми же неудобствами, что и болельщики по всей России.
8. Культура. Очевидно, что воронежский Платоновский фестиваль, традиционно запланированный на июнь, столкнётся с проблемой приглашения иностранных участников, которыми его организаторы (зачастую неоправданно) так гордятся. Это даст возможность пригласить больше коллективов из России, Белоруссии, Сербии, непризнанных республик на территории бывшего СССР. Возможности для творческих инициатив открываются огромные. Несомненно, возникнут трудности у коллективов, которые планировали зарубежные гастроли. Впрочем, в последние годы из-за ковидных ограничений это и так было большой редкостью.
9. Коронавирус. Сейчас в интернете ходит злая шутка — Путин вылечил весь мир от коронавируса за один день. Тема COVID-19 и его модификаций действительно практически исчезла из мировых и российских СМИ. Вот и в Воронежской области отменены антиковидные меры для детей, разрешена работа учреждений дополнительного образования, власти анонсировали и дальнейшее смягчение ограничений, а главной в этом ряду должна стать отмена QR-кодов.
10. Экономика. Черноземье — это практически самодостаточный регион, и никакие внешние события не должны повлиять на продуктовую сферу, продажу лекарств, предоставление важнейших товаров и услуг. Разумеется, региональные власти должны вместе с федеральными жёстко следить за тем, чтобы на происходящей ситуации не наживались спекулянты, и наказывать тех, кто решит ловить рыбку в мутной воде. Очевидно, что воронежское правительство и городская администрация должны сделать всё от них зависящее, чтобы жизненный уровень воронежцев не упал. Хотя, конечно, тут главные рычаги у Кремля. В частности, он должен нейтрализовать вполне понятную панику, охватившую горожан в связи с ростом курса иностранных валют, подавлять слухи о дефиците денег у банков, резком повышении ставок по кредитам, гарантировать безопасность вкладов. И ещё множество макроэкономических мер, направленных на сведение к минимуму потерь от западных санкций. Одна из таких уже принята — теперь экспортёры обязаны продавать 80% валютной выручки.
В целом надо сказать, что на повседневную жизнь воронежцев происходящее оказывает весьма опосредованное воздействие. Больше паники, чем реальных проблем. Санкциями русского человека не напугать. Хотя, готовиться к непростым временам, конечно, надо — но оснований полагать, что давление Запада приведёт к каким-то катастрофическим последствиям, нет. Не говоря уже о сфере развлечений. Когда идут военные действия и гибнут российские военнослужащие, возмущаться тем, что нас отстранили от международного футбола или тем, что заблокированы какие-то соцсети, — просто неприлично.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Фото на главной – Pixabay.
Читайте также: