Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Молодого водителя BMW оштрафовали за дрифт под окнами домов в Воронеже

Разбитые пробирки с кровью на дороге напугали воронежцев

Воронежцев попросили не пугаться сирен сегодня днем на левом берегу

В Воронежской области подорожали сосиски, помидоры и чай. 

Жара до +26 градусов ожидается в Воронеже в выходные

Боец из Воронежской области погиб в зоне СВО
 

В Воронеже у «Максимира» заметили много пожарных машин: из ТЦ эвакуированы десятки человек

В Воронеже в выходные потеплеет до +27 градусов

Последствия падения БПЛА в Воронеже показали на фото. На месте работают специалисты.

Свет и воду отключили в двух районах Воронежа

В Воронеже сотрудница тренажёрного зала нашла подработку и потеряла 225 тысяч рублей

Поездка пенсионеров в воронежской маршрутке закончилась в больнице

В Воронеже начала обваливаться многоэтажка на Шишкова

Что делать при обнаружении упавшего БПЛА или его обломков, рассказал воронежцам губернатор

Мэр рассказал о последствиях ночной атаки БПЛА в Воронеже

Над Воронежской областью ночью сбили три метеозонда

Полиция нашла воронежца, убравшего заграждение на дамбе Чернавского моста

На двух воронежских улицах приостановят подачу воды 18 апреля

Почти у половины автобусов в Воронеже истекут сроки эксплуатации в 2025 году

Мэр пригласил воронежцев проголосовать за объекты благоустройства

 

Стало известно о новых выделенных полосах в 2024 году в Воронеже
 

О тревожных сиренах сообщили жители Советского района Воронежа

Экс-главу Россошанского района отказались выпускать из СИЗО

Прыгнул под колеса: фура сбила мужчину на воронежской дороге
 

Шесть воронежских маршрутов временно изменят схемы движения

 

Двое сирот не могут получить жильё и ютятся в квартире с бабушкой в Воронежской области
 

Десять бывших мигрантов заключили контракт с Минобороны в Воронежской области

День сегодня, наперекор ретромеркурию, будет довольно позитивным. Лишь под вечер в пространстве появится энергия конфликтов.

Пытавшегося поджечь избирательный участок воронежец получил 140 часов обязательных работ

Авторы 3281

Основные методы западной и украинской пропаганды в медиавойне против России

some alt text
Идёт девятнадцатый день спецоперации российской армии на Украине. ВС РФ и Народная милиция ДНР продолжают выполнять главную задачу первой фазы наступления — окружение донбасской группировки противника (около 50 тысяч человек). Российские войска закрепились в стратегически важнейшем городе Изюм Харьковской области (ВСУ пока продолжают удерживать южную часть населённого пункта на «полуострове»), передовые отряды уже воюют около Барвенкова в той же области, совместно с подразделениями НМ ДНР вышли к стратегически важному городу Угледар (ДНР). Таким образом наша армия консолидирует оперативные успехи и приближает огромный «котёл» для сильнейшей группировки ВСУ и нацбатальонов. Продолжается методичное окружение Киева, Николаев находится в «подкове», в Мариуполе идут уличные бои, в Харькове российская авиация и артиллерия планомерно уничтожают технику и живую силу противника в городской черте.
 
Вчера был нанесён массированный удар «Калибрами» по Яворовскому полигону в Львовской области, что стало знаковым. Во-первых, впервые с начала операции целью стала область-цитадель бандеровского нацизма. Во-вторых, был атакован крупнейший украинский и европейский полигон, который использовался инструкторами НАТО для подготовки ВСУ и нацбатальонов. В частности, в июле прошлого года на нём прошли крупные совместные натовско-украинские учения «Три меча». В-третьих, справедливо подчеркнув, что иностранные наёмники являются незаконными комбатантами, российский генералитет словами не ограничился и нанёс мощный удар по пункту сбора и слаживания «псов войны» со всего мира в Старичах. 
 
Любые военные действия сопровождаются ожесточёнными информационными войнами. В предыдущем материале мы подробно проанализировали общие принципы медиавойны коллективного Запада против России на фоне вооружённого конфликта — как  нового этапа современных информационных войн. Сегодня мы поговорим об основных манипулятивных пропагандистских приёмах западной медиамашины и её украинских помощников во время российской спецоперации на территории соседней республики, подкрепив их конкретными примерами. 
 
 
1. Фабрикация фактов. Тенденция к большому количеству постановочных видео- и фотоматерилов, что является важным отличительным признаком американской пропаганды, остаётся устойчивой. Самым нашумевшим является видеофейк о бомбардировке российскими войсками роддома №3 в Мариуполе. На поверку оказалось, что в этой больнице уже давно не было рожениц, а он, как и другие социальные объекты города в ДНР, ЛНР и на Украине, использовался нацформированиями как укреплённый пункт. Роль жертвы исполняла бьюти-блогерша, а совпадение с реальностью было лишь в том, что она на днях действительно родила ребёнка.
 
Разумеется, кадры разрушенных школ, больниц, институтов сейчас являются важнейшим механизмом украинской и западной пропаганды — без учёта того, что объекты используются в военных целях. А согласно международному гуманитарному праву (Дополнительные протоколы 1977 года к Женевским конвенциям 1949 года) гражданский объект, использующийся в военных целях, теряет свой статус. И ответственность за его разрушение несут те, кто размещает в нём или около него свою военную технику и/или личный состав.
 
Плюс к тому при поражении расчёта РСЗО с полным боекомплектом в жилом секторе, «свои же» ракеты могут просто начать бесконтрольно взрываться и поражать дома вокруг. Разрушенные социальные объекты в Киевской, Харьковской, Николаевской, Черниговской, Сумской и других областях Украины, а также в освобождаемой части ДНР и ЛНР являются иллюстрацией такой пропаганды. 
 
В первые дни также широко использовались постановочные кадры «захвата российских ДРГ в Киеве». Иногда за диверсантов выдавали случайных людей, в одном случае — даже священника УПЦ. Однако чаще всего работали актёры из центров информационно-психологического воздействия ВСУ или активисты из националистических организаций. Они же нередко изображали «жертв агрессии». Достойные ученики «белых касок» в Сирии — подразделения британской разведки MI-6. 
 
2. Подтасовка фактов. Разрушения жилых зданий на территории Украины украинская и западная пропаганда повсеместно списывает на российскую артиллерию и авиацию. Кадры из зоны боевых действий моментально расходятся по соцсетям и западным СМИ, при том, что последние, разумеется, не удосуживаются проверять, кто был виновником поражения того или иного объекта. В большинстве случаев выясняется, что жилые здания по характеру поражения никак нельзя отнести к жертвам «Калибров» или «Искандеров», а удар по ним наносился из средств ПВО, РСЗО, миномётов или гранатомётов с территорий, контролируемых ВСУ и нацбатальонами. Но такая проверка фактов сейчас практически не входит в обязанности западных пропагандистов.
 
Особенно берут за душу западного обывателя картинки из Киева и его пригородов, где подтасовка фактов осуществляется регулярно. Начиная от первого случая 25 февраля, когда украинские ПВО сбили собственный летательный аппарат над Киевом, а кадры ущерба от его падения на жилое здание украинские и западные пропагандисты приписали «российским обстрелам». На следующий день попадание ракеты украинских ПВО в здание жилого дома в Жулянах в Киеве было выдано за российский ракетный удар. На видео же чётко просматривался след в воздухе позади ракеты, «Калибры» и «Искандеры» такого инверсионного следа перед поражением цели не оставляют, они летят уже без двигателей. И заканчивая пока сегодняшним случаем попадания в жилой дом в Оболони. Характер его разрушения никак не может оцениваться как после попадания крылатой ракетой или из ОТРК, а выстрел из РСЗО или миномёта мог быть осуществлён только из Вышгорода, контролируемого ВСУ. 
 
Кроме того, кадры разрушений, произведённых силами ВСУ в ДНР и ЛНР, выдаются за результаты «российской агрессии на территории Украины». Особенно активно такое мошенничество применялось в первые дни военных действий, когда реальных разрушений на украинской земле ещё не было. К этому также добавлялись кадры времён войн в Ираке, Югославии и Сирии. То же самое можно сказать о конвоях беженцев из этих стран, которые идут прямо по просёлочным дорогам — их выдавали за беженцев из Украины.
 
Вчера также украинские пропагандисты распространили кадры прикованного цепями к столбу гранатомётчика, которого выдали за «российского солдата в Харьковской области». Оригинал же фотографии был сделан за день до этого во время битвы за Новотроицкое (ДНР), и на нём в действительности был украинский военнослужащий. Умышленное разрушение гражданской инфраструктуры украинской армией (прежде всего, мостов) сваливают на российскую сторону, хотя наступающие войска, взрывающие мосты, необходимые для прохождения собственной бронетехники, это полный нонсенс.
 
3. Преувеличение потерь противника и приуменьшение своих. Два предыдущих метода щедро используются для обычных в случае военных действий победных реляций — для поднятия боевого духа своих ВС и гражданского населения. В новых условиях применяются и соответствующие методы. Украинцы рисуют на своей бронетехнике буквы «Z» и «V» и выдают за подбитую российскую технику. Чтобы установить обман, надо быть специалистом в военной технике, часто украинцы сами облегчают задачу разоблачителям, представляя в качестве «трофеев» старую советскую технику, которой на вооружении российской армии просто нет. Также помощь в выявлении украинских фейков оказывают их маркировка и камуфляж, особенно «пиксели» на броне. То же самое касается и обломков сбитых самолётов. При этом одни и те же останки реально разбившейся российской летательной военной техники показываются с разных ракурсов по несколько раз, чтобы создать иллюзию множественности процесса. Свою технику за танки, БТР, БМП, РСЗО российской армии украинцы и их западные учителя обычно выдают, когда надо показать соответствующие боевые единицы, прикрывающиеся жилыми зданиями, выдать за ДРГ или приписать им наезд на мирный транспорт. 
 
Свои неудачи украинские пропагандисты выдают за «перемоги». Например, попадание по сухогрузу под флагом Бангладеш представили как удачный выстрел по российскому кораблю. Также для имитации реальных сражений используются компьютерные игры. Например, для создания картинки «воздушного боя» 25 февраля, в котором украинцы якобы сбили российский самолёт, были применены технологии из Digital Combat Simulator. 
 
Эти и другие конкретные манипулятивные методы используются для создания соответствующей картинки «огромных потерь российской армии» и приуменьшения своих. Миф о «трёх погибших российских генералах» придаёт этому ещё большую значимость. Соответственно создаётся и общая ложная картина происходящего — «доблестная украинская армия уже уничтожила треть (иногда больше) всей российской техники», теперь «Путин не знает, как выйти из войны и предлагает переговоры», «надо только уточнить размер репараций». В этой же канве ведёт пропаганду российская либеральная диаспора, окопавшаяся в эмиграции на Западе (особенно усердствуют сайт «Навальный Live» и ресурсы Ходорковского). Их общий посыл: «Путин войну уже проиграл», «теперь переговоры — это единственный шанс сохранить лицо», «но и это не поможет». Лучший и любимый для российских либералов вариант — «просто сдаться Западу».  
 
Надо сказать, что западные медиа, так или иначе заботящиеся о своей репутации, к таким победным реляциям подходят гораздо осторожнее, хорошо понимая реальное положение дел и ограничиваясь концептом «наступление российской армии идёт не так быстро и успешно, как планировалось». Но общим для всех является пропагандистский пафос необходимости переговоров, немедленного прекращения огня, «остановить войну любой ценой». Запад, киевский режим и российские прозападные либералы, мечтающие о поражении России, возлагают главные надежды именно на переговорный процесс, рассчитывая таким образом заболтать и обесценить неизбежную военную победу российской армии. 
 
4. Семантическая обработка, создание положительной и отрицательной коннотативной цепочек. Безусловно, в нынешнем конвейере фейков столь любимые Западом методы косвенно-оценочной пропаганды отошли на второй план. Но это не отменяет традиционных коннотационно-денотационных методов и создания смысловых шаблонов. Их суть: «Украина — это мирное и дружелюбное государство, которое выбрало европейский путь развития, ни на кого не нападает. Никаких нацистов на Украине нет, а если и есть националисты, то они не играют существенной роли в политике страны», «Россия — это агрессор, который вторгся на чужую территорию и бомбит мирное население под ложными предлогами».
 
Такие методы НЛП употребляются не только в западных СМИ и речах американских и европейских политиков, но и в воздействии на маленьких детей. Создаются мультики «Маруся та Катруся» и им подобные, в которых Россия изображается злым ребёнком, отнимающим у других детей игрушки, постоянно дерущимся и указывающим детям, в какую школу им ходить и с кем дружить. 
 
Принимая во внимание то, что западная медиамашина работает в условиях фактической изоляции адресата (о том, как их создают мы подробно поговорили в предыдущей колонке) и тотальной пропаганды, при помощи конвейера фейков, создаваемого кибервойсками НАТО, украинскими центрами ИПСО и интернет-волонтёрами, информационная война против России ведётся жестоко и весьма эффективно. Противостоять этому можно только с помощью специалистов по разоблачению фейков, мощной контрпропаганды.  Но и обычные граждане тоже должны сыграть свою роль, включая здравый смысл и не поддаваясь психозам и истерике, не позволяя обманывать себя. Министерство обороны России в информационной войне выбрало тактику близкого следования правде, что осложняет противоборство с оппонентом, льющим потоки лжи и дезинформации. Но главной, разумеется, должна стать реальная военная победа. И чтобы одержать её, нужно в том числе санитаризовать информационное поле внутри страны, не допуская панических и пораженческих настроений, упадка патриотического дискурса и боевого духа. А уж после победы в том, как подать её «западным партнёрам», разберёмся. 
 
P.S. В минуты, когда автор писал колонку, стало известно о беспрецедентном террористическом акте в центре Донецка. ВСУ осуществили ракетный удар баллистической ракетой «Точка-У», начинённой кассетными боеприпасами, убив по меньшей мере 20 мирных граждан. Рядом не было никаких военных объектов. На сайтах Reuters и BBC и других ведущих англо-американских масс-медиа спустя четыре часа пока нет даже упоминаний об этом, зато щедро говорится об «атаках России на Киев». Вот такое умолчание. Будем ждать, какую методичку западные СМИ будут использовать, рассказывая о сегодняшней трагедии. А то кое-кто уже стал забывать о том, как ВСУ и нацбатальоны вели войну против народных республик Донбасса в 2014-15 годах. 
 
Хотя история подсказывает, как скорее всего будет. Скажем, во время гражданской войны в Боснии в первой половине 90-х атаки боснийских мусульман на гражданские объекты в Республике Сербской обычно сопровождались «объяснениями» о том, что они были уничтожены ответным огнём. А позже появились другие шаблоны. Минобороны Украины, как и 8 лет назад, заявило, что не имеет к обстрелу отношения. Видимо, у них опять «сами себя обстреляли». «Точкой-У», которой давно нет на вооружении у ВС РФ, а у донецких ополченцев и никогда не было. Ещё и с направления Красноармейска, контролируемого ВСУ.
 
Фото – личный архив Владимира Сапунова.
 
Читайте также: