Автор текста: Ирина Мальцева
Последние пару недель у нас снега нет. Упала было пороша, да за полдня растаяла вся. Поэтому вместо сугробов у нас сухая трава там, где люди не ездят и не ходят, и великие грязищи там, где бывает нога или колесо человека.
И все селяне уже волнуются и хлопочут в ожидании посевного сезона на огородах. Кто-то опиливает ветки и вырубает поросль в саду. Другие меняются семенами и выписывают по почте заморские саженцы. Старухи в высоченных резиновых сапогах бродят по грязище своих огородов и бормочут, взмахивая и поводя руками. Со стороны выглядит, как шаманство, а на самом деле это они планируют, где какая капуста будет в этом году. И, глядя на старушек, я решила рассказать про то, насколько по-разному мы работаем на земле, понаехавшие и деревенские.
Все переселенцы из города ведут сельское хозяйство на свой манер.
Обычно поселенец, пока еще сидит у себя в мегаполисе, усердно изучает труды про природное земледелие. Поэтому многие из нас едут в деревню жить, вооруженные плоскорезом и верой, что у нас на березах будут яблоки расти. Ну, или хотя бы выращенные помидоры мы будем раздавать изумленной и восхищенной родне, потому что девать некуда.
Есть такая тема – пермакультура, то есть, перманентная, сама себя возобновляющая, культура выращивания растений. Ее придумал австриец Зепп Хольцер. Он реально молодец, и ролики из его поместья в Альпах очень вдохновляют. А дальше происходит столкновение идеалов пермакультуры с обыденностью. Потому что пермакультура и естественное земледелие подразумевают наличие смекалки и знаний, и в то же время они все равно основаны на постоянной работе. Хоть и не такой тяжелой, как у обычного крестьянина. Я видала (и сама когда-то такой была) неофитов с плоскорезами, которые надеялись, что надо только воткнуть, а дальше оно само вырастет. После того, как в первую осень оказывается, что воткнутое не уродилось, или просто его не нашли под слоем сорняков, начинается откат. Может, правы местные бабки, у которых земледелие всегда было экстенсивным: необозримые делянки картохи, и прополка как образ жизни?
Но ведь не могут ошибаться корифеи природного земледелия?
И только на этом этапе сомнений в памяти всплывает, что тот же Хольтцер несколько лет просидел с книгами по сельскому хозяйству, вникая в тонкости. А потом еще столько же времени он созерцал особенности собственного участка. Вот оно. Надо изучить и понять эту землю и законы роста растений. И уже на этой платформе прививать арбуз на тополь.
А что мы имеем на нашей земле? В основном, жирный, тяжелый, смешанный с глиной чернозем. Питательный – сами бы ели. Но при первом же дожде перекопанная земля слипается. И высыхает коркой. Значит, надо ее делать полегче и помягче, - то есть, либо постоянно пахать и рыхлить, либо не пахать, а мульчировать, то есть, засыпать ее растительными остатками и прятать так от дождя.
Понаехавшие в итоге чаще всего приходят к чему-то среднему. Не такому революционному, как пермакультура в огороде, но и не такому трудоемкому, как обычные методы крестьян.
Крестьяне тяжело воспринимают новшества, поэтому им понятнее, когда больше посадил – больше выкопал. На это накладывается местный кодекс бусидо: старушка скорее помрет прямо в своей борозде, нежели оставит там хоть одну сорнячину. Иначе соседки замучают попреками, а они тут любопытные. Да и заняться им больше нечем: Интернет старушки пока не освоили, так что огород – это главная радость, хобби и смысл жизни.
А нас манит принцип «меньше посадил – больше выкопал». А это возможно при хорошей почве, правильной агротехнике (помогать, а не мешать растениям), и нормальном поливе. Поэтому у понаехавших почти поголовно – капельный полив. Мы живем на юге области, тут частые горячие ветры из степей, и с дождиками летом напряженка. А капельный полив дает возможность обойтись без заунывных забегов с полными ведрами.
Зато местные бабульки умеют в жару результативно полить помидор кружкой воды. Они руками аккуратно раскапывают грунт у каждой помидорины, льют туда водичку, а затем присыпают все сухой землей. Помидору достается вся вода, наверх ничего не испаряется. Мы подсмотрели и теперь там, где у нас нет капельного полива, делаем так же, только вместо земли у нас мульча, сухая органика.
У нас нет сплошной пашни, взрытой трактором, вместо этого мы огородили грядки бортиками из шифера, и складываем туда растительные остатки и компост. От этого почва становится мягче и легче, потому что глинистый чернозем после дождей можно взять только трактором или местной старушкой. Мы такой монолит грызть не умеем. Потому сделали себе почву в грядках, а вокруг просто косим газонокосилкой.
Другие понаехавшие устелили почву в проходах старыми ковриками и поставили теплицу. Сорняки под ковриками дохнут, теплица греет, все растет. Местные дивуются. Тут теплицами занимается лишь три-четыре семьи на разных концах села, а остальные почти не сажают ни рассаду, ни раннюю зелень.
Деревенские огородники держат свои семена. Это меня неизменно восхищает: тут сажают те же огурцы и морковку, что были в ходу у дедов. У каждой бабульки в старых чулках завязаны узелками по горсточке семян своего урожая, и семян этих много разных – от льна до редиски. В то же время они каждый год покупают по паре пакетиков на рынке, и сажают покупные. Но это развлечение, потому что никто не знает, как себя поведет новый сорт или гибрид на нашей земле. А свои сорта эту землю уже наизусть знают. И результат гарантирован.
Как только приезжает жить кто-нибудь новенький, первый вопрос у бабулек: «Огород садить будете?». Мы для них делимся на «этих» - кто в огороде не работает, и живет как отдыхающие - и нормальных людей, кто сажает и хоть как-нибудь, пусть очень странно и непривычно, возится на своей земельке.
Снег сошел. И сейчас все разговоры на селе только про землю. За зиму все соскучились, а она потихоньку оттаивает, нетронутая пока. И пахнет весной. А у меня на окне уже виднеются первые листочки рассады. Вот и перезимовали.