Еще один вопрос, который волнует тех, кто с нами, новыми сельскими, пересекается: а как у вас дети-то учатся? В деревне вашей? Подразумевая, что у нас тут нет бассейнов, ледовых дворцов, детских развивающих центров и музыкальных школ.
Тема и впрямь занимательная. Заметная часть наших понаехавших в деревню, а точнее, почти все - с детьми. И дети каждый год подрастают и пополняют ряды школьников. Сегодня буду рассказывать о том, как мы, селяне, обходимся без языковых школ, танцевальных студий и других статусных атрибутов выращивания потомства в современном городе.
В деревне выживает то, что востребовано, имеет свое место и применение. Развивающие занятия французским языком для годовалых тут с разбегу не продашь. Дедсад тоже закрыли еще в прошлом веке. Основной очаг образования – сельская школа. Школьников на всю деревню у нас поменьше сотни. Это значит, что в старших классах человек по пятнадцать, а в первый класс пошло четверо. И среди этих четверых трое – дети «понаехавших» из города. Если так пойдет дальше, скоро в школе будет две трети бывших городских детей. Потому что бывшие сельские дети учатся в городе, где их мамки и папки остаются после института. Мне пока не очень понятно, что ждет нашу школу, если в ближайшие лет пять в первый класс так и будет идти по три-четыре человека. Не сократят ли за нецелесообразностью, как тот же детсад?
В классах полупусто, заняты далеко не все парты. Видно всех учеников, как на ладони. И на всех хватает внимания. Поэтому, особенно в начальной школе, отношение учителей к своим четырем-шести-десяти подопечным ближе, чем в городе. Каждого заметят, всякого спросят, что не понятно – разжуют и в клюв положат. Дети воспринимают учителей не как посторонних людей, а примерно как дальних тетушек седьмой воды на киселе. Это чуть ближе и чуть теплее, чем, скажем, было в моей городской школе. И для родителей такой расклад имеет и плюсы, и минусы. С одной стороны, еще один заботливый взрослый у ребенка есть, мир становится надежнее. С другой – ребенок притаскивает из школы характерное украинское «гэ» физрука и точку зрения математички на философские вопросы бытия, к примеру. Не чужие же люди.
Это и в городе так. Но в деревне наглядней.
Теперь об организации процесса.
Нынешняя сельская школа оснащена хорошо, но малоэффективно. Есть выделенный Интернет, но он не работает – кривое программное обеспечение. И это вам не виндоуз, его по тендеру писали для всея страны и внедряли во все школы. Теперь ездят, баги устраняют. До нашего села, может, года через два доедут. В каждом классе огромные ж/к экраны. Зато в библиотеке последняя сотня советских еще книжек распадается прямо в руках от ветхости. А новых нет, и не предвидится.
Тем не менее, учеба происходит. Нашей конкретной школе везет на педсостав, тут хорошие профпригодные учителя и почти нет текучки кадров. Откуда взялись учителя? Из советских же времен. Очень часто в биографии наших сельских педагогов есть такая страничка: хорошо учились в пединституте, по распределению поехали в солнечный Таджикистан, потом Союз кончился и всех русских прижали, пришлось возвращаться на Родину, теряя по дороге связи и средства. Не всем удалось поселиться в городах, кто-то поехал жить в село. Мне нравятся эти учителя. У них хорошо поставленная речь и добротные педагогические приемы. Они вполне могут набивать буйные головушки своим предметом. Сами предметы, правда, несколько перекосило. Но я не об этом.
Те, кто учился в школе лет двадцать назад, еще помнит, что тогда нагрузка были поменьше, рюкзаки полегче, а дети повеселее. Вот как было тогда, так в нашей деревне сейчас. И что самое интересное, «поступаемость» - хорошая. Весь молодняк с аттестатами и результатами ЕГЭ ринулся покорять города, и все поступили, кто хотел и куда хотел.
Да, спортивных школ тут нет, зато есть самодеятельные спортивные секции и футбольная команда. Плюс дети ежедневно в школу идут пешком. Туда и обратно, если никто не подбросит. У некоторых учеников до школы 4-5 км, так что гиподинамия им не грозит. Осенью велосипед, зимой лыжи. У нас есть идея сделать школьные сани и гонять по снегу лошадку с розвальнями, собирая потемну топающих в школу детей. Может, воплотим.
Для тех, кто живет далеко или просто считает походы в школу необязательными есть семейное обучение. Это когда обучают родители, а учителя проверяют результаты и ставят оценки. У нас в школе принято сдавать предметы раз в четверть. Есть семьи, где дети учатся дома с первого класса до выпуска, есть семьи, где после начальной школы, возжаждав тусовки, дети отправляются в школу добровольно. Кстати говоря, при таком раскладе они рвутся туда даже простуженные, уроки делают сами, без напоминаний, и вообще всячески стараются. А то вдруг запретят в школу-то ходить. Мотивация – великая штука и на учебе сказывается заметно.
Лето в деревне: думать некогда
|
Как сойти за хорошего человека в деревне
|
|||
Записки из деревни: поуехали там
|
Как жители деревни обращаются со своими животными
|
|||
Записки из деревни: Где этот дом?
|
Мужчина в деревне узнает себе цену
|
|||
Записки из деревни: гастрономия натурального хозяйства
|
Женщина в деревне больше гуляет и дольше спит
|
|||
Как и на что жить в деревне?
|
«В деревне Бог живет не по углам…»
|
|||
Жизнь в деревне и отношения с местными
|
Есть ли власть в деревне?
|
|||
Заготовки на зиму – необходимый навык в деревне
|
Деревенские дети сами просятся в школу
|
|||
Как в деревне обходятся без оперы и 3D-фильмов
|
В современной деревне сохраняют русские печи
|
|||
Жители деревни умеют устраиваться с удобствами
|
Как встречают Новый Год в деревне
|
|||
Секреты долголетия деревенских жителей
|
Кто и как проводит зимние каникулы в деревне | |||
Деревенские живут с дикими зверями по-соседски | Деревня под снегом: неспешно и весело |