ТЕКСТ: Ирина Мальцева
Вот сейчас дозвенят последние корпоративы, прошумят детские школьные елки – и начнется блаженное время зимних каникул. И в городе, и в деревне.
В городе на каникулах людей убавляется, а в деревне - прибавляется. Кто-то, конечно, ищет зимой лета, и тем дорога на заморские пляжи. А те, кто выезжает из Воронежа за чистым воздухом, тишиной и нехитрыми зимними радостями, находят их в деревне.
Сюда мчатся студенты, весело галдя в забитых автобусах. Студенты голодные и счастливые, потому что через часок они доберутся до мамки или бабули, и там их будут кормить, а потом можно спать, а потом побежать до друзей с соседней улицы.
Сюда спешат солидные люди, бывшие местные ребятишки Васятки и Нинки. Они везут в деревню своих детей, дорогие лекарства для своих стариков и городские лакомства: хорошую соленую рыбу, мандарины и ветчину. Старики взамен, как в детстве, угощают блинками и вареной картошкой. И картошка каждый год выигрывает у разносолов из супермаркета. Ее съедают первой, с квашеной капустой, с самодельным салом, с селедкой. Это еда напоминает про сладкие молочные времена, про то, что все пока еще дома, и все у всех хорошо.
Сюда приезжают и разнообразные гости. Рождественская неделя – самое то время, чтобы съездить и посмотреть, как поживают бывшие городские, которые переселились в деревню.
Пыхтит дымком и сытно пахнет соседняя турбаза: туда съедутся компании, и будут жарить шашлыки, запускать фейерверки и громко хохотать.
Все эти люди, хорошо покушав, отправляются на поиски зимних приключений. Развлечения у нас тут нехитрые. Если есть снег, их, конечно, больше. Все окрестные холмы мгновенно становятся горками, и тут уж кто на что горазд. С визгом и хохотом летят вниз дети на ледянках, санках, снегокатах и старых покрышках. Студенты притаскивают сноуборды и периодически с треском вписываются в стариковские заборы.
Кое-кто из бывших городских вытаскивает с чердака лыжи и двигает на поиски приключений и неизведанных мест.
Целыми днями по улицам шатаются веселые компании, молодняк и люди постарше. Бабушки же, напротив, занимают удобные для наблюдения места, становятся кружками и караулят прохожих. У старушек самый урожай: им надо взять «языка» и допросить. Чем больше прохожих попало в лапы старушек, тем больше тем для разговоров будет у ветхих любительниц перемыть кости. Каникулы – это время, когда старушки запасаются событиями, своими и чужими, чтобы обсуждать их потом всю оставшуюся зиму.
А потому каждый, кто идет мимо, будет пойман, поздравлен, снабжен пряником или моченым яблочком, и тщательно расспрошен. Если попадете в сухонькие лапки старушек, расскажите им интересного, вам зачтется.
К вечеру все гуляния заканчиваются, обычно в гостях. И начинаются долгие чаепития и беседы про новый год и новые планы.
А потом, у кого есть, те топят баню, а у кого нет, те хватают полотенца и термосы с травяным чаем, и двигают в гости к тем, у кого есть. Баня – это как вишенка на торте. Или как гвоздь программы, кому как. Даже когда снега нет, исключительно приятно вылететь на колючий воздух, а там – ночное небо накрывает тебя, голенького, и ты стоишь, исходишь паром и таращишься на звезды, забыв облиться из ведра…
А потом наступают долгие зимние ночи, и все понаехавшие в гости городские люди падают спать, и спят долго и сладко, как будто в первый раз после долгих трудов. Нас же, бывших городских, так уже не срубает. Мы привыкли к этому чистому воздуху и ритму жизни. Как говорит один из наших, «как другие отдыхают, так мы живем» - и это правда. Поэтому каникулы – это для нас не время отдыха, а время приезда наконец-то отдыхающих городских друзей.
А пока никто не приехал, кто-то уходит бродить с собакой, кто-то садится и пересматривает любимые фильмы, а я седлаю лошадь и отправляюсь «навестить поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег, милый для меня». Пушкин – гений.
Моя история про деревенские каникулы была бы не полна без рассказа про колядки. Мы тут колядуем, уже четвертый год подряд. По всем правилам. У нас есть шестиконечная рождественская звезда, вся в лентах и искрах, и под нею мы отправляемся в путь по бабушкам, раскрашенные и наряженные. Мы поем им рождественские песни про то, что наконец, народился сын божий, и читаем им щедровки, и бабушки плачут отчего-то, и несут компоты, варенье и горячие пирожки, а детям щедро сыплют конфеты и баранки. До нас, понаехавших из города, уже лет тридцать никто с колядками не ходил. И поэтому нам кажется особенно важным, чтобы эти холмы каждый год слышали неизменное: «Как пошла Коляда с конца улицы в конееец!» - а с другого конца чтобы отозвались: «Оох, Коляда, суконная бородаааа!». А когда мы находимся и напоемся, и накричимся, и нахохочемся до изнеможения, и собьются набок платки, и устанут дети, тогда мы потихоньку пойдем домой. И уже для себя будем самыми маленькими, тихими голосами, петь: «Как в Ерусалиме рано зазвонили – радуйся, ой, радуйся, землю – божий сын народився».
Это не очень важно, насколько мы воцерковлены и как относимся к той древней истории. Важно, что мы идем и поем, а земля и небо слушают, а деревня подпирает небо дымами, а дома тепло.