О приездах в Воронеж высокопоставленных особ написано немало. Хотя все их визиты носили официальный характер, случались и эпизоды «не для печати».
«Царица полей» как оружие пролетариата
Из сильных мира сего чаще других Воронеж посещал Н.С. Хрущев. 7 ноября 1941 года он присутствовал на военном параде, в 1950-е годы – на встрече с трудящимися среди прочего пообещал скорое изобилие, а последний его визит в наш город состоялся в феврале 1961 года.
В тот раз Хрущев на площади Ленина чуть не схлопотал по голове початком «царицы полей» – кукурузы, ибо на вопрос от собравшейся толпы, где обещанное изобилие, ответить не мог и вовремя ретировался в здание обкома.
Почему в него намеревались швырнуть именно кукурузой? Хрущева народ называл Кукурузником…
Был самолет с таким имечком. В те времена от «Старухи», старого аэропорта на Хользунова, в «кукурузниках» рейсом по области летали!
Но народный «титул» Хрущева связан не с авиацией, а с сельским хозяйством. Зато воронежское самолетостроение имеет прямое отношение к приезду других правителей.
Фидель Кастро и виртуальные бриллианты
В июле 1972 года Воронеж встречал лидера Кубы Фиделя Кастро Рус. К его приезду готовились заранее. Порой – весьма оригинально.
На участке дороги возле авиазаводской «взлетки» убогие частные дома «спрятали» за новым забором.
А на улице Ленина жильцам домов, стоявших по пути следования почетного кортежа, за госсчет выдали зеленую краску, предложили освежить фасады и навести порядок во дворе. Мотивация: вдруг легендарный команданте захочет взглянуть, как живут воронежцы.
Не зашел. А ведь ждали…
Кастро очень хотел в подарок народный воронежский костюм. Где взять? В Лаборатории, больше негде. Лабораторией воронежцы называли Дом моделей – интересный там сложился дизайнерский коллектив. Располагалась Лаборатория в «Утюжке».
Но вот так, с наскока, это даже классным модельерам оказалось не под силу. А просьбу выполнить желательно. Выручила наша замечательная певица Мария Мордасова – отдала свой костюм, концертный.
Пока Фиделю в «Утюжке» вручали подарок, «люди в штатском» находились недалеко – и в гастрономе «Конкурент» в том числе. Народное имя магазин получил по своему местоположению – напротив ведь «Утюг»-соперник.
Бывший «Конкурент»
Охраняли Кастро ненавязчиво – снимем шляпу перед госбезопасностью. Высший класс!
В ресторане «Славянский» в честь высокого гостя устроили торжественный обед. Во время застолья пели, а Фидель подпевал. Он знал русские песни!
Побывал Кастро и на авиазаводе. Зайдя в один из цехов, увидел Ту-144 и поинтересовался, какова цена самолета. В ответ услышал:
– Сколько заклепок на корпусе, столько бриллиантов и стоит.
Когда же заговорили серьезно, А.А. Туполев – сын знаменитого авиаконструктора, описал Фиделю характеристики нашего авиалайнера.
Кастро взял салфетку и стал на ней что-то подсчитывать. После произнес:
– Шумновато, дороговато, до Кубы без пересадки не долетит.
Фиделю Кастро очень понравился воронежский прием, и позже он выразил желание отправить руководителя нашей области В.И. Воротникова послом на остров Свободы.
А в Воронеже сочинили беззлобную частушку, в которой команданте по-простецки называли «Федя».
Иранский шах и бриллианты настоящие
В середине сентября того же года в Воронеж прилетел иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви со своей шахбану (императрицей!) Фаррах и внушительной делегацией.
Когда Воронеж узнал, что к нам едет иранский правитель, многие думали – раз шах, то он непременно одет, как Харун аль-Рашид из арабских сказок.
Ничуть не бывало. Погода стояла прохладная, и Реза Пехлеви сошел с трапа в пальто европейского покроя серого цвета.
Что объединяло сказочного Харуна и реального шаха – так это богатство одеяния. Правда, лишь парадного. Двести сорок настоящих бриллиантов!
Шах, как и Фидель Кастро, гостевал в ведомственном отеле «Кораблик» на улице Карла Маркса.
«Кораблик»
При въезде Пехлеви на территорию гостиницы автоматические ворота пришлось открывать вручную.
Накладка? Нет, бытовуха – в командированном из гостиницы «Россия» электрике возобладал «хватательный» инстинкт и он по милой привычке умыкнул электропробки. Получил, конечно, «по шапке», но не сильно.
Супруга шаха Фаррах посетила знаменитую школу спортивной гимнастики Ю. Штукмана. Еще бы не посетить – в свое время Мохаммед выбрал ее в жены на иранском физкультурном параде.
Реза Пехлеви любил авиацию. Очень! Он и в Воронеж прибыл с целью приобрести сверхзвуковой самолет Ту-144.
На авиазаводе организовали фуршет, и среди прочего гостей потчевали нашими фирменными конфетами «Песни Кольцова».
По окончании фуршета все стали одеваться. Шах надел пальто, сунул руки в карманы и обнаружил в них «Песни…»
Верхняя одежда у присутствующих оказалась внешне схожей, и когда наши запихивали себе «на зубок» конфеты, по ошибке ссыпали и в шахский карман.
Реза Пехлеви в недоумении. Ничего! Шаху объяснили, что это у нас такая традиция, презент, короче.
Пехлеви правил в Иране еще семь лет, пока в дни исламской революции не бежал в Египет в 1979 году.
В тот же год у авиазавода установили самолет Ил-2. Свержение шаха и открытие воронежского памятника между собой никак не связано – игра цифр и дат, не более…
Фото – Игорь Маркин, Алина Полунчукова.