После войны Воронеж жил без стационарного цирка – в Первомайском сквере разбивали шапито.
1947 год. Гастроли маститого дрессировщика Юрия Дурова. Среди прочих животных он привез слониху по кличке Мирза, которую держали на улице у цирка. Вечером, когда все расходились, наступал звездный час сторожа.
За небольшую мзду сторож позволял подросткам проделать трюк на сером великане. Он усаживал клиента на ногу Мирзе, та хоботом захватывала седока и по замысловатой траектории сажала себе на спину. От такого полета захватывало дух, и подпольный аттракцион у юного поколения пользовался бешеным успехом.
В середине шестидесятых приезжала в Воронеж первая в СССР женщина-укротитель, всемирно известная Ирина Бугримова.
Ее свирепые львы показывали невероятное – ходили по канату, катались на мотоцикле и прыгали через огненное кольцо.
Гвоздем программы являлся «смертельный» номер – при едином зрительском «ах!» Бугримова засовывала в раскрытую пасть царя зверей свою голову.
После одного из вечерних выступлений по Воронежу прокатился слух: Бургимовой лев голову откусил! Напрочь.
На следующий день у шапито собрался народ, некоторые с цветами, а кто-то даже с венками…
Дрессировщица показалась публике жива-здорова, и предполагаемый траур закончился смехом.
Как накаркали воронежцы. В 1976 году во время гастролей во Львове на Бугримову напали ее же питомцы. Имя города на них что ли повлияло… Ирину Николаевну спасли, но после этого она выступления закончила.
Цирковая борьба – это целая империя, полная тайн, секретов и страстей. Правда, со временем борьба превратилась в шоу – спортсмены заранее «расписывали» сценарий предстоящего чемпионата.
Однажды в Воронеже билетер застал обсуждение подобного «договорняка». Он незаметно подкрался к собравшимся в кучку прохиндеям и спроста гаркнул:
– Договариваетесь?
Здоровенные детины нервно отпрянули друг от друга, а придя в себя, велели билетеру уйти от греха подальше.
У борцов имелись свои амплуа. В роли комика в Воронеже выступал некий Сорелло. Томный красавец атлет Арнаутов, выходя на арену, заставлял дам заходиться от восторга.
А самый популярный борец воронежского цирка – богатырь Ян Цыган, ведь еще до войны в Воронеже Цыган боролся с непобедимым Иваном Поддубным.
Окончательно цирковая борьба в Воронеже «умерла» в 1971 году, когда достраивали стационарный цирк.
В семидесятые годы к нам приезжал цирк лилипутов с программой «Добрый вечер, Гулливеры».
Из мини-артистов запомнился клоун Яша Керуман, выступавший в маске Олега Попова. Завидев «Попова»-карлика, в первый миг зритель впадал в ступор – что за хворь приключилась с любимым клоуном?
А воронежская ребятня, начитавшись «Золотого ключика», свято верила, что лилипуты, как и затюканные актеры театра Карабаса, тоже страдают.
Дети с богатой фантазией разрабатывали план по вызволению маленьких человечков, намереваясь сделать подкоп под здание цирка. Большинство же мирно бомбардировали Госцирк письмами с просьбой разрешить забрать в свои семьи «лилипутиков». С обязательной припиской: «Мама и папа не будут против».
Представляете реакцию пап и мам, если вдруг такое произошло бы?
В общем, лилипуты произвели в Воронеже настоящий фурор.
Карандаш!
В те же годы наш цирк уже не в первый раз осчастливил сам Карандаш.
Естественно, аншлаг полнейший. Конечно же, знаменитые репризы. В свои семьдесят четыре года великий клоун ростом метр сорок ходил по канату!
Все это зрители видели. А как там, за кулисами?
Михаил Румянцев – Карандаш, бывало, прикладывался к «горькой». Пресекая подобное, за артистом строго следил специально приставленный к нему человек. Перед выступлением он запирал Карандаша в гримерке, предварительно тщательно обыскав ее.
В Воронеже опекун применил отработанную схему.
Но и Карандаш не прост! Он терпеливо дожидался, когда у гримерной случится кто-нибудь из работников цирка.
В тот раз миссия пала на двух молодых униформистов.
Карандаш поскреб по двери:
– Ребята, ребята…
– Что, Михаил Николаевич?
Король клоунов аж взвился:
– Я – Карандаш!
Затем взмолился:
– Выручайте! Вот вам двадцать пять рублей, мне – коньяк, сдачу – себе.
Карандаш просунул в дверную щель сиреневую купюру. Ничего себе! «Четвертной» – это месячный аванс.
Ребята сбегали куда надо. И если вы думаете, что Карандаш цедил через соломинку, продетую в замочную скважину – заблуждаетесь. Опытный охранник выбирал гримерные с английским замком.
Карандаш выдвинул блюдце в нижнюю щель двери, парни налили, артист притянул блюдце к себе, выпил, проделал трюк еще два раза. Недопитое щедро оставил униформистам.
Довольная пара сидела в столовой, запивая обед халявным коньяком. Ворвался разъяренный охранник клоуна со сжатыми кулаками. А они у него, как пивные кружки. Оглядел зал.
– Кто напоил Карандаша? Убью!
Остановил взгляд на униформистах:
– Ребят, не видели этих уродов?
Те сидят ни живы, ни мертвы.
– Не видели…
Вечером Карандаш с блеском отработал на арене.