Воронежский Пивоваренный завод на улице 9 Января, или Девятке, появился в тридцатые годы, у него славная история и со временем район Пивзавода оброс своими традициями и легендами.
Согласно одной из них некоторые местные жители частного сектора тайно провели с «Пивоварки» в свои дома трубы и у них из крана текла не вода, а пиво.
На табличках домов переулка Чистого написано «пер. Чистый», за что его прозвали Перчистый, а про подпольных владельцев пивопровода говорили, что напиток у них «с перчиком».
Жители улицы Жигулевской свято верили – улица названа так потому, что в их домах текло пиво только «Жигулевское».
На самом деле название улицы связано с приволжскими Жигулевскими горами, но это никого не смущало.
Люди, которые хвалились, что у них тот самый «пивопровод» (правда, никому не показывали!), учили, как определить качество продукта. Для этого брали пятикопеечную монету и клали ее на пенную «шапку» в полной кружке. Монетка должна была достигнуть дна за пять секунд. Если быстрее – пиво разбавленное, если дольше – в пиво что-то добавлено.
Официально же пиво продавали из окошка, вырубленного в заводской стене, за что его прозвали «Пивняк в стене».
Знают местные жители истории и о более крепких напитках. В конце 1970-х годов на запасных железнодорожных путях вокзала Воронеж-II экспедитор с Кавказа бросил цистерну с вином. Полную!
К «чудо-озеру» состоялось целое паломничество, в основном жителей Девятки и близлежащей округи. Вино черпали ведрами, канистрами, рукавицами, валенками и даже немецкими касками времен Великой Отечественной – в частном секторе «трофейного» добра хватало с избытком, вплоть до врытой в огород танковой башни.
В память о том «празднике жизни» один из железнодорожных тупиков долгое время именовали «Пьяным тупиком».
Ладно, тупик – в Воронеже весьма распространены целые «Пьяные дворы». На Девятке такие тоже имеются – точечная цепочка от улиц Торпедо до Газовой. «Звенья» контрафактной торговли спиртным местные называют ласково: «Кузнечик», «Конфетка»…
Что умиляет – на Девятке Пьяные дворы соседствуют с дворами Молочными.
Имелось и более странное соседство. В подвальном помещении дома № 125 по улице 9 Января некогда размещался медицинский вытрезвитель. Следующая дверь – вход в библиотеку № 7… Что бы это значило?
Старожилы Девятки хорошо помнят стоявшую с полвека назад на улице Торпедо маленькую деревянную будку сапожника.
Запомнился и сам сапожник – ножной протез, рабочий фартук, лысина и очки с резинкой вместо дужек.
Мастер был хороший – заказы выполнял на совесть.
Малыши, проходя мимо будки, приветствовали дядю-сапожника. Тот вежливо отвечал. Бывало, и леденцом угощал.
А потом сапожник враз исчез. Будка долгое время пустовала и лишь спустя годы «сарафанное радио» информировало: одноногий-то оказался иностранным резидентом. Взяли его…
И это, между прочим, не байка.
Повзрослевшая малышня подкалывала друг друга:
– Ты в шпионских сандалиях ходил.
– А ты буржуйский леденец ел!
Ту будку давно снесли, но когда народ узнал, что за «сапожник» сидел в ней, ее прозвали «Будка Бонда».
В 1960-х – начале 70-х стоял на Девятке кинотеатр «Электрон». Затем на его месте построили столовую завода № 57. Сейчас там «Пятерочка».
Местные кинотеатр чаще именовали «Огурец». На первый взгляд прозвище странное – стены «Электрона» не зеленого огуречного цвета, а желтого. Тогда отчего? Это намек на детскую загадку про огурец: «Без окошек и дверей полна горница людей».
Действительно, окна у «Электрона» отсутствовали. Вход, конечно, имелся.
За свой затрапезный вид киношку также прозвали киносарай. Однако не в «Пролетарии», не в «Спартаке» или «Юности» с «Лучом», а именно в «киносарае» впервые в Воронеже демонстрировался художественный фильм «Бриллиантовая рука».
Ходили слухи, будто на первый сеанс тайно приезжал актер Андрей Миронов и «очевидцы» видели его своими глазами «вот как тебя сейчас». Наверное, эти «свидетели» от души хлебнули пива, когда пятикопеечная монетка спустилась на дно кружки ровно за пять секунд.
Находились и такие, которые уверяли, что сидели в зале с кинозвездой в одном ряду – «да вот прям где ты сидишь».
Эти наверняка пивом не ограничились и для вдохновения окунулись к «Кузнечику» с «Конфеткой».
Впрочем, иные доказывали, что то был не Миронов, а Юрий Никулин.
На вопрос, зачем актер прибыл именно в Воронеж, следовал логичный ответ: посмотреть реакцию провинциального зрителя.
А вот кто совершенно точно посетил Девятку, так это заслуженная актриса России Елена Проклова.
Было это десять лет назад, когда Проклова вела передачу «ЖКХ», выходившую на Первом канале. В июле в очередном выпуске рассказывалось об аварийном состоянии жилого дома по улице Машиностроителей, в котором лет тридцать не производился капремонт.
Сюжет того выпуска не оптимистичный, но как бы там ни было, все равно «Девятка – мать порядка!»