Но некоторые воронежцы искренне считают, что на проспекте памятник не Пятницкому, а основателю сети кафе быстрого питания «полковнику Кентукки» Харланду Сандерсу. Логика проста: над входом в кафе KFC изображен Сандерс – ему и стоящий рядом памятник.
Да, некоторое внешнее сходство Пятницкого и полковника есть – бородка «клинышком», общий абрис, а то, что гармонь и балалайка, расположенные рядом с Пятницким, вообще не сочетаются с брендом KFC – жареным цыпленком, этих людей не смущает.
У памятника поэту А.В. Кольцову советского времени, что стоит на бульваре имени воронежского песенника, загадочное происхождение.
Его открытие не единожды переносилось из-за того, что не успевали изваять сам монумент.
Кстати, открытие дореволюционного памятника Алексею Васильевичу в Кольцовском сквере тоже не раз откладывали. Дошло до того, что в 1868 году накануне торжества какой-то шутник, намекая на долгое ожидание, нахлобучил на мраморную голову поэта ушанку. Дни стояли прохладные…
Вот и в случае с советским памятником сроки поджимали, а он не готов. Для ликвидации дефицита времени в Воронеж призвали хорошего скульптора из столицы – Павла Бондаренко.
Из запасников извлекли заготовку гранитного памятника И. В. Сталину, срезали с шинели генералиссимуса погоны и заменили голову вождя народов на голову творца «Песен Кольцова» – воронежского поэта, умершего сто восемьдесят лет назад, облачили в советскую военную шинель.
В иной версии то была заготовка не Сталина, но Ф. Э. Дзержинского или неизвестного латышского стрелка.
На тыльной стороне постамента вверху слева просматриваются две буквы. Они читаются и как «ПБ» – инициалы Павла Бондаренко, а можно в них увидеть и «ГБ» – госбезопасность. Вот и пойми, легенда это или так было на самом деле…
Этот памятник Кольцову – самый путешествующий по городу. Он сменил четыре адреса. Постоял в двух местах на Советской площади, «поквартировал» за музеем-диорамой и остановился на Кольцовском бульваре.
Памятник И.С. Никитину тоже путешественник – реальный и не совсем. Не совсем: по одной из воронежских легенд в самую темную ночь года воплощенный в бронзе Никитин встает со своего постамента, шагает по глухим улочкам и смотрит, как живут его потомки.
Путешествие реальное: в 1930-е годы памятник Никитину, изначально установленный почти там же, где он находится и сейчас, переместили в Кольцовский сквер. И стоял Иван Саввич возле собрата по перу Кольцова лет сорок. На прежнее место его вернули в начале семидесятых.
Незадолго до Великой Отечественной скульптура поэта в грустной позе окислилась, и чтобы решить проблему, ее выкрасили в зеленую краску.
Летом 1942 года оккупировавшие Воронеж фашисты планировали забрать на переплавку три памятника из цветного металла. Монументы Петру I и В.И. Ленину с главной площади умыкнули, а Ивану Никитину повезло.
Увидев «зеленую» фигуру, немцы по своей педантичности решили, что он деревянный, поскольку все деревянные скульптуры в третьем Рейхе красили в зеленую краску. Так памятник замечательному поэту 1911 года «рождения» сохранился для Воронежа.
Бронзовый Петр I, установленный в Петровском сквере в 1860 году, по задумке ваятелей должен был указывать в сторону Азова. Символично. Но тогда царя пришлось бы поставить спиной к проспекту Революции. Хотя самодержцам и многое позволено, но не до такой же степени, чтобы отвернуться от своих потомков.
Царское изваяние развернули, царь смотрит в сторону Стокгольма, где на одной из площадей установлен монумент шведскому королю Карлу XII. Так непримиримые враги через столетия и тысячи километров взирают друг на друга, но встретиться не могут.
Впрочем, в начале XX века в Воронеж король приезжал.
Король репортажа, знаменитый дядя Гиляй – Владимир Гиляровский. К нам он прибыл помощником антрепренера.
В тот год в июле в Летнем театре Городского сада – ныне это Первомайский сквер, за 31 день показали 31 спектакль!
Однажды Владимир Алексеевич, выкроив свободную минутку, прогуливался по Петровскому скверу и обратил внимание на то, куда конкретно указывает вытянутая рука царя Петра.
Впечатленный увиденным, Гиляровский на боковом картуше гранитного постамента мелом написал:
«Смотри, российское дворянство,
Царь Петр и по смерти строг.
Хоть и глядит на интендантство,
Рукою кажет на острог».
Действительно, взор царя был устремлен на здание интендантства – ныне это художественный музей имени И. Н. Крамского, а указующий перст грозно простерся аккурат в сторону острога – тюрьмы.
Посыл Гиляровского понятен: «Не воруйте!»