Вот и февраль. Новый праздничный забег начинается – день св. Валентина, день Советской Армии и день св. Розы Люксембург (ну, то есть, Восьмое марта). И меня спрашивали недавно несколько человек – как у нас там в деревне с празниками. Так ли, как в городе, или как-то по-другому. Сейчас расскажу.
По деревенским можно отслеживать, которые даты – реально события, а какие – маркетинговый ход. Некоторых праздников у нас просто нет. Например, тот же святой Валентин не приживается, разве что молодежь вяло меняется открыточками. А знаете, почему святому Валентину так трудно занять свое место в сердцах селян? Нет, не потому, что у них романтики мало. Романтики, кстати, тут вполне хватает. Вопрос в форме, а не в содержании.
Правила приготовления этого праздника подразумевают несколько обязательных элементов. Например, заказать в кафе столик, купить какой-нибудь подарок в виде сердца и сводить даму сердца не в театр, так уж хоть в кино с попкорном.
И где те рестораны и кинотеатры? Правильно, у нас их нет, не построили еще. И красных сувениров сердечком у нас тоже нет. В городе все торговые центры уставлены и увешаны, а у нас в магазинах все очень наглядно: всякую ерунду никто не покупает и оттого ее никто не продает. Поэтому антураж, подобающий дню влюбленных, не получается. Кроме того, в деревне нашей, хоть и не шибко воцерковленный народ живет, но латынянам с ихними святыми все равно как-то не доверяет. На всякий случай. А к Петру с Февронией еще не привыкли, и вряд ли в ближайшие годы день этой пары признают за настоящий праздник.
А с влюбленностью в селе все в порядке, парочки гуляют. Но как-то стихийно, не ритуализированно, без сердечек. Просто за ручку. Я полагаю, что празднование если и будет, то только в одном месте села. В школе – и то не факт - устроят что-то такое, околоромантическое, вроде танцев для старших классов. Деревенские же, возможно, посмеиваясь, поцелуют с утра своих благоверных, и народные гулянья по случаю святого Валентина будут на этом завершены.
Потом настанет день армии и флота, а тут многие мужики служили. И многие еще – в Советской Армии. Оттого праздник, хоть он и политизированный, и светский, все равно отмечают. Иногда в клубе устраивают какое-нибудь чествование, иногда мужчины просто собираются по домам на застолья.
В городе 23 февраля давно уже сервируют как «праздник пап». Или как сферический в вакууме «День защитника». Защитника от кого? И чего? Если человек сроду в руках военного снаряжения не держал и никогда в касту кшатриев не рвался, как-то странно бывает поздравлять его с профессиональным чисто военным праздником с приговоркой «Защитник ты наш!». Наш сосед, кстати, бывший сержант, едко посмеиваясь над поздравляемыми штатскими белобилетниками, называет эту дату «День вратаря». Вот уж кто тоже защитник… А в деревне праздник по-прежнему принадлежит именно служившим мужчинам, бывшим солдатам или офицерам.
Потом грядет Восьмое марта. Профессиональный женский праздник. Его тоже не отмечают всенародными гуляньями. Мимозы и тюльпаны у нас все равно не продают, не говоря уж о розах. Так что среди коренного населения все, как обычно, сведется к застолью.
А что тут празднуют на самом деле? О, это интересный вопрос. Светский праздник тут, по сути, один. Главный. День Победы. Его отмечают все и всегда, потому что эта земля до сих пор выплевывает из себя железо, и живы еще те бабки, которых мучили мадьяры-оккупанты. И живы те деды, которые мальцами прятались в кукурузе от пулеметчиков… Оттого Победа – это веха и дата. И в этот день славят не только оставшихся ветеранов ВОВ, а и ветеранов афганской и чеченской войны с ними вместе.
Остальные праздники – религиозные по содержанию, а на самом деле привязанные к календарю полевых работ. Празднуют здесь с размахом Николу летнего и Николу зимнего, а на самом деле, солнцестояния, как праздновали их тут, наверное, и тысячу лет назад. Потому что солнцестояние имеет большое и осмысленное в народном быту значение. Вот Масленица – тоже заметный праздник, потому что выжили и перезимовали. Потому что зима действительно в этот раз не взяла свое. Пасху празднуют как большое Начало, начинаются огороды и выпас. После Троицы (а на самом деле, после Купалы) начинают косить. Оттого Троицу тоже празднуют, усыпают церковь и даже кое-где еще дома ветками березок, и поздравляют друг друга, и светлы лицами.
Все, что я тут пишу, касается именно местных, коренных жителей. Хотя мы, понаехавшие, тоже как-то не обременяем себя ни восьмым марта, ни четырнадцатым февраля. А смысл?
Какой смысл в дне святого Валентина, высосанном из пальца ушлыми маркетологами, куда ему против народного календаря? Он не связан с движением силы в природе, он не влияет на течение жизни, и поэтому в деревне его никогда добровольно праздновать не будут. Потому что здесь все очень целесообразно, на том и стоят.
ТЕКСТ: Ирина Мальцева