
Война пришла сюда, как и во все шахтёрские города, в 2014 году. После того как ополчение ДНР оставило Славянск, Горловка стала зоной боевых действий. В 2014 году крупнейший шахтёрский город обстреливали с особой жестокостью – бывало, что местные жители не могли выйти из подвалов по несколько дней подряд. Здесь украинцы совершили некоторые наиболее известные злодейские военные преступления. Весь здравомыслящий мир потрясла фотография погибшей Горловской Мадонны – на снимке были изображены 23-летняя Кристина Жук и её 10-месячная дочь. 27 июля 2014 года назвали «кровавым воскресеньем в Горловке», тогда ВФУ накрыли из РСЗО «Град» центр города и убили молодую маму с младенцем, прогуливавшихся по скверу. На площади Победы открыли граффити «Горловская Мадонна», посвящённое погибшим мирным жителям города.
Массированные артобстрелы Горловки объяснялись тем, что в случае её взятия Донецк попал бы в полное окружение. Ну а уничтожения жилых домов во время войны 2014 года и 8 лет после неё были обычными для ВФУ актами террора с целью запугать мирное население.

Сейчас окрестности города находятся в зоне непосредственного артиллерийского соприкосновения с противником. Особенно достаётся жилищным массивам «Комсомолец» и «Строитель» в Никитовском районе на северо-западе. Позавчера в н.п. Шахты Гагарина, который находится неподалёку, на улице 40-летия Октября, миномётным снарядом убило возвращавшегося домой мужчину. В этом же посёлке на улице Ярошенко практически не осталось целых домов. ВФУ обстреливают Горловку из соседних Дзержинска и Бахмута, находящихся под их контролем с 2014 года.
Как рассказала нам жительница микрорайона «Комсомолец» Ирина, водопровод, снабжавший город, был повреждён ещё в конце февраля. С тех пор холодная вода появляется раз в несколько дней, а о горячей забыли ещё со времён войны. Ежедневно жители могут набирать только воду, стекающую по сточной трубе, – за ней выстраиваются длинные очереди. В её доме и соседнем после прилёта 1 марта выбиты стёкла, вставить новые возможности нет – в Горловке, как и по всей ДНР, со стеклом огромные проблемы. Управление ЖКХ выделяет пострадавшим плёнку и ДСП, чтобы законопатить окна. В городе повсеместно видны такие пострадавшие здания, ездят и машины с плёнками вместо окон. Обезображенные багажник, капот или крыша у автомобиля здесь обычное дело.

Дмитрий, главный оператор местного телеканала ТВ-6, филиала Первого республиканского канала, который любезно согласился быть нашим проводником по городу, говорит, что в начале скептически относился к ДНР и ЛНР и ничего не имел против Украины. Однако такая нейтральность у него, как и у очень многих таких, как он, закончилась с первыми снарядами, прилетевшими в Горловку. «Когда начали разрушать наш город, спокойным и равнодушным оставаться было уже нельзя».
Канонада гремит по всей Горловке, прилёты-отлёты каждые 5 минут. Слышна какофония всех видов артиллерии – миномётов, САУ, гаубиц. РСЗО в день пребывания в городе мы не застали, но по словам местных, это обычное дело. «Это сегодня ещё тихо», – говорит Дмитрий.
Корреспонденты 36on добирались из Донецка в Горловку на междугородних автобусах. Прямой рейс отменили ещё в начале марта, сейчас можно доехать только с пересадкой – через Енакиево. Рейсы часто отменяются, автобусы ходят набитые по разбитым дорогам. Из окна постоянно видны разрушенные здания вдоль дорог и окопы.

У жителей крупнейшего шахтёрского города немало претензий к своему правительству – из-за того, что Донецк недостаточно помогает пострадавшим. Разрушенные частные дома не восстанавливаются, вместо уничтоженных крыш выдают всё те же плёнки. Жалуются и на уровень жизни. Лолита, кассир продмага, говорит, что цены после начала СВО пошли вверх, а зарплату матери двух детей никто не поднял – сейчас она получает 10 тысяч. Главная проблема, разумеется, безопасность. Увы, тут жалуйся – не жалуйся, во время вооружённого конфликта никто гарантий дать не может. При всех проблемах, однако, никому и в голову не придёт с теплотой вспомнить украинские времена. Украина однозначно воспринимается как враг, с которым ведётся жестокое сражение, за право не жить в этой «стране».
Как и по всей ДНР, здесь жители оптимизма не теряют. Как символ этого – открытие 31 октября прошлого года Благовещенского собора, разрушенного артобстрелом укронацистов 7 августа 2014 года – спустя всего два месяца после освящения. Новый храм, восстановленный общиной, на 7 метров выше предыдущего. Он построен по старинной технологии – без единого гвоздя – из цельных брёвен северной сосны.
Как и в других городах Донбасса, люди понимают, что их лишения – это плата за свободу, элементарные человеческие права – говорить на родном языке и чтить историю русского народа и родного края. Поэтому и мыслей о каких-то половинчатых решениях не допускают и ждут только победы над ненавистным киевским режимом. Но для начала хотят, чтобы украинские войска выкинули из соседних городов, и Горловка больше не находилась в полуокружении и не подвергалась артиллерийским обстрелам.
Автор текста: Владимир Сапунов