Волноваха – небольшой посёлок городского типа, райцентр в ДНР, который стал известен из-за войны на Донбассе 2014-15 годов. В январе 2015 года украинское руководство во главе с Порошенко попыталось обыграть реальную трагедию – подрыв пассажирского автобуса на украинской мине, когда погибли 13 человек. И представить это как «российское военное преступление». Тогда на волне популярного мема «Je suis Charlie» киевский режим склепал свой – «Je suis Volnovakha». Но два месяца назад в город пришла настоящая катастрофа.
Волноваха – это стратегически важный пункт между Донецком и Мариуполем и ключевой транспортный пункт Донбасса практически наравне с Дебальцево. В 2014 году украинские войска заняли Волноваху практически без боя, тогда ополчение ДНР только формировалось, а российские «ихтамнеты» ещё не появились. А вот отвоёвывать пгт, который в военном отношении будет поважнее Харькова, пришлось с ожесточёнными боями. Когда положение ВСУ в Волновахе в начале марта стало критическим, и они оказались под угрозой оперативного окружения, солдаты стали отыгрываться на гражданских объектах и мирных людях. Местные жители рассказали нам, что украинские вояки перед уходом прямо сказали: «Мы вам город целым не оставим».
И угрозы с делами не разошлись. Прямой наводкой из танка была расстреляна районная больница – одна из лучших и самых современных на территории бывшей УССР. Врачи попытались спасти дорогостоящее оборудование и перенесли его в другое здание. Но укронацисты прознали об этом и взорвали его. Также местные говорят, что пьяные всушники перед бегством стреляли из танков по жилым домам. А когда ушли, то накрыли городок из РСЗО – по пристрелянным позициям. Поразительно, что в центре Волновахи атакованы только жилые здания, соцобъекты, торговые павильоны, рынок, склады. А на дорогах ни одной воронки. Это иллюстрирует то, насколько прицельно и со знанием дела обстреливали.
На трассе Донецк-Мариуполь, у которой почти в центре расположена Волноваха, до сих пор встречается разбитая техника, которую не успели убрать, остатки обезображенного камуфляжа. Многочисленные ДОТы и ДЗОТы, целые укреплённые линии украинской обороны – некоторые разбиты, какие-то просто оставлены, над некоторыми водрузили российские флаги. Таблицы на дороге предупреждают, что район не разминирован, водителям не советуют выходить «на зелёнку» на обочине, тем более идти в поля. Сапёрам там ещё работать и работать.
Разрушенные здания встречаются уже на въезде в Волноваху, но самое удручающее впечатление производит центр города. Ни одного целого здания, многие разрушены полностью – очевидно, результат применения РСЗО. Огромное количество развалин, обломков, мусора. И это при том, что из центра пгт уже вывезли сгоревшие украинские танки, уборка идёт полным ходом – развалы разбирают специалисты МЧС (мы видели работу Ногинской бригады спасателей), гильз от снарядов уже практически не найти, мусор с улиц продолжают убирать жители города. Уже проделана огромная работа, но до полного порядка, конечно, далеко.
С инфраструктурой, разумеется, серьёзнейшие проблемы. Централизованное освещение пока наладить не удалось, свет есть там, где работают турбогенераторы, вода покупная, водопроводной нет, могут выручать колодцы. Повстречавшийся нам газовик Алексей заверил, что восстановление газоснабжения идёт более успешно – и скоро газ будет у всех. В основной части города нет ни магазинов, ни общепита, всё разрушено. Есть 2 продмага в наименее пострадавшей части города – через железнодорожный переход. Там же ютятся те, чьи дома были разрушены. Многие пострадавшие уехали в Донецк, где были расселены в гостиницах. Некоторые двухэтажные дома превратились в одноэтажные, те, чьи квартиры уцелели, по-прежнему в них живут. В разрушенных пятиэтажных домах, признанных аварийными, жить запрещают. По развалинам бегают многочисленные котики, которые недавно были домашними. Гуманитарная помощь приходит редко, пожаловались местные жители. Около почты огромные очереди. Оказалось, привели сим-карты единственного в ДНР мобильного оператора – «Феникс».
Количество погибших и раненных мирных граждан из 21 тысячи населявших Волноваху, неизвестно. Даже приблизительно.
Тем не менее граждане настроены оптимистично. Зарплаты бюджетникам, пенсии, социальные пособия платят регулярно. Приятно видеть на улицах большое количество велосипедистов. Город оживает, как птица, названию которой обязан своим брендом вышеупомянутый телеком-оператор. Кстати, главный парк города от обстрелов чудесным образом почти не пострадал.
Про украинских оккупантов без мата ни слова. Слово «бандеровец» обычно облекается в многоэтажные ругательные конструкции. «Сейчас спокойно?» – спрашиваем мы двух пожилых женщин. «Больше не стреляют, слава Богу. Но над нами разрушен второй этаж, там больше никто не живёт, но по ночам постоянно слышны там шаги. Видимо, мародёры. Военные запрещают по ночам выходить на улицу. Но главное, что этих сволочей-бандеровцев здесь больше нет. Нацики-фашисты вскрыли её квартиру вот (показывает на другую женщину) и из неё стреляли. А меня расстрелять хотели – за то, что я сказала: «Фашисты, какое вы имеете право влезать в чужие квартиры?». Жители очень рады освобождению.
Люди очень серьёзно пострадали за свою свободу, право говорить на родном языке и не жить на Украине. Они заслужили своё счастье, и пусть после победы над укронацистами именно оно последует за трагедией Волновахи.
Фото – Владимир Сапунов, Кирилл Нестеров.
Больше фотографий в фоторепортаже «Пепел и руины Волновахи»
Автор текста: Владимир Сапунов
Читайте также: