Вспоминаем события восьмилетней давности с человеком, стоявшим у истоков Русской весны в Донецке, народным депутатом Народного совета первого созыва ДНР, главным редактором газеты «Новороссия» Дмитрием Дезорцевым.
– Сейчас, 8 лет спустя, что можете сказать о том, насколько сбылись надежды тех, кто поднимал волну народного протеста, которая в итоге переросла в вооружённое восстание?
– Всякая революционная наивность подразумевает, что всё будет происходить достаточно быстро. И если есть поддержка народа, то всё должно быть хорошо, пойдёт, как по рельсам. На самом деле препятствий оказалось значительно больше, чем мы предполагали. Но сейчас мы точно понимаем, что всё не было зря, и мы получили результат, хотя и промежуточный.
8 лет назад, когда всё это только начиналось, постмайданное украинское государство было слабо. Дрязги, большой разлад в экономике, в политической сфере. И мы предполагали, что это удачный момент, когда немного подтолкнёшь – и всё случится само собой. Некоторые сомневались, что всё это приведёт к заявленной 1 марта 2014 года цели. А именно тогда, когда над Донецком впервые был поднят российский флаг (над ОГА), мы главной целью своей заявили не просто выход из состава Украины, а вхождение в состав России. Некоторое время, правда, ещё говорили о «федерализации», но АТО, как её назвал Киев, перечеркнуло всякое желание с ним сотрудничать. И Минские соглашения мы, разумеется, рассматривали как некий обязательный танец, который надо станцевать. Но конечная цель у нас всегда была одна – воссоединение с Россией. И время показало, что мы были абсолютно правы. С бандеровской Украиной нам не по пути. Да, вопрос вхождения в состав России был отложен на годы, но он никуда не делся и не мог деться. Новороссия – это исконная русская земля, которая должна быть в составе России.
– Можете ли вы сейчас сказать о том, что сделали не так, какие ошибки были допущены за это время?
– Тут можно говорить скорее не об ошибках, а об определённых тенденциях, которые сопровождают любые революционные процессы. Невозможно пройти войну, не оцарапавшись. В первую очередь это кадровый вопрос. Слишком много в нашей власти было людей, сотрудничавших с прошлыми режимами в Киеве, лояльных Украине и бывшим донецким олигархам. В условиях кадрового голода в управленческих структурах приходилось прибегать к услугам тех, для кого идеалы Новороссии ничего не значили. И даже тех, кто не против был бы вернуться под киевское крыло. Пользы от таких чиновников, понятно, было немного, скорее – вред.
– А что касается взаимодействия между республиками Восточной Украины? Ведь в Харькове 1 марта 2014 года демонстрация, апогеем которой было водружение российского флага над ОГА, была ещё более многочисленной, чем в Донецке. Но Харьков не успел вооружиться, поэтому восстание там было жестоко подавлено.
– Увы, водоразделом стало 2 мая 2014 года и сожжение заживо активистов «антимайдана» в Доме профсоюзов в Одессе. Именно тогда Украина показала, что будет жестоко подавлять Русскую весну и не остановится перед массовыми убийствами. В тот же день началась так называемая АТО, и бесконечные обстрелы мирных городов это только подтвердили. Несогласных в Харькове и Одессе, да и в Днепропетровске, ждали аресты и пыточные камеры СБУ. В лучшем случае им удавалось эмигрировать в Россию или Донбасс. Тогда многих просто запугали, и они перестали активно сопротивляться.
Но могли ли мы чем-то помочь? Вряд ли. Слишком мало было сил. Ведь и Луганск некоторое время колебался, и только наш «донецкий десант» на Луганщину многое изменил. Там многие тоже ждали русских танков, как в Харькове, Одессе и Днепропетровске. Вот русские танки бы точно всё тогда изменили. А у нас для поддержки других областей особо и возможностей не было. Хорошо, что мы у себя смогли сделать первый решительный шаг сами, создали ополчение, которое потом стало силами самообороны, не дожидаясь военной помощи от Москвы.
– Теперь в день сегодняшний. Как вы оцениваете информационную политику ДНР? Насколько успешно республика противостоит украинской и западной пропаганде? Это вопрос человеку, возглавляющему издание, учредителем и автором которого был Павел Губарев, первый народный губернатор Донбасса.
– Противостоять нам очень тяжело, когда противник ведёт настоящую информационную войну, не соблюдая никаких правил, выдумывая любые, самые нелепые фейки. Что придёт в голову, то и говорят – о «русских убийцах и насильниках». О чём говорить, если в эфире государственного пропагандистского канала «Украина 24» просто призывают «резать русских»? А мы же вынуждены отвечать на это правдой, и от неё отклоняться не можем. Может, стоит задуматься об опыте Великой Отечественной, когда в каждом полку так или иначе был свой военкор – не обязательно профессиональный журналист, а солдат или офицер, который умел хорошо фотографировать или писать. Сейчас очень большой резонанс имеют телеграм-каналы тех, кто находится на линии фронта, их мнение пользуется особым уважением. Вот это надо использовать в информационной политике. А опускаться на уровень киевской пропаганды мы, конечно, не будем.
– Как можете прокомментировать ситуацию, складывающуюся на Донбасском фронте? Вы знаете о ней из первых рук, сами были на местах сражений.
– Важно то, что некоторые проблемы, которые были в первые дни СВО со снабжением, комплектованием личного состава НМ ДНР, сейчас решены. Снабжение сейчас на том же уровне, что и у российской армии. Россия выполняет свою задачу правильно. Тактика абсолютно правильная, ВСУ методично перемалываются и уничтожаются. Как всегда, мы немножко сравниваем с предыдущим опытом. Сколько освобождали Украину от немецко-фашистских захватчиков? Год и два месяца. Гораздо большими силами. Мы не пробежим эту дистанцию быстро. 8 лет, пока действовали Минские соглашения, Украина готовилась к большому вооруженному противостоянию – и много чего накопала, нарыла, настроила. Они знали, что мы пойдём освобождать свою территорию, оккупированную Украиной, – рано или поздно.
Могу точно сказать про дух – неоднократно говорил с военными, с призванными резервистами. Люди хотят победы. Мне лично ни один человек не попался, кто бы сказал: «Надоело бороться. Штыки в землю – пора домой». Люди действительно хотят поставить во всём этом победную точку. Один военный сказал мне: «Я не хочу, чтобы эта проблема была перенесена на моих детей и внуков. Мы хотим решить её сами». Боевой дух очень высокий. Мы верим в победу, она неизбежна.
Беседовал Владимир Сапунов
Фото и видео – Кирилл Нестеров