2 октября в журнале «ТеатрALL» вышло интервью с Эдуардом Бояковым, где он впервые после отъезда из Воронежа коснулся болезненной для него темы — о своей работе на посту ректора Академии искусств и попытке кардинально реформировать культурное пространство города и региона. Публикация приурочена к 10-летию театра «Практика», и рассказывает, в числе прочего, «о городах, где у Боякова получилось — или не получилось — провести культурную революцию».
— Это были очень полезные и наполненные два года, — отметил Эдуард Владиславович. — Но если говорить о результате, о том, добились ли мы того, чего хотели – наверное, нет. Конечно, мы много сделали, встряхнули город – но о системных сдвигах говорить нельзя. Местная элита меня съела, поборола. Впрочем, между запуском изменений и видимым эффектом всегда проходит несколько лет – так что я взял бы паузу, чтобы посмотреть с отдаления и оценить, что получилось, а что нет. Может быть, через некоторое время я смогу это сделать. Впрочем, здание в центре города, бывшее грязным и заплесневелым, теперь стоит отремонтированное и красивое. Другое дело, удержит ли его культура в своих руках.
Сделать Академию лучшим вузом страны Бояков не успел, однако благодаря ему о вузе заговорили. Когда Академия переехала в бывший Дом офицеров в центре Воронежа (ему вернули прежнее название — «Мариинская гимназия»), там стали проходить различные фестивали («Открыто» и «Большая перемена»), выставки и бесплатные концерты, которые привлекли внимание воронежцев и стали настоящим подарком городу. Чего стоит одна
инсталляция-бродилка в жанре хоррор с одним зрителем. Об итогах работы Эдуарда Боякова на посту ректора
читайте на нашем сайте.
Планировалось в целом изменить культурный облик Воронежа. По задумке Боякова, над ним
должны были работать известные эксперты, среди которых, например, британский эксперт комиссии по делам ЮНЕСКО Терри Санделл. Для обсуждения этих вопросов господин Бояков неоднократно встречался с губернатором, мы
писали об этом.
Кроме этого, он выступил инициатором доклада «Воронежский пульс», целью которого должно было стать изучение (а затем и изменение) культурной среды региона. Доклад, на который было затрачено ни много ни мало 6 млн рублей (деньги дал кандидат в мэры на тот момент, бизнесмен Геннадий Чернушкин)
встретили в штыки. На
общественных слушаниях случился скандал, в результате которого был
уволен Игорь Непомнящий, много лет руководивший Театром оперы и балета. Обсуждения также
проходили горячо. Доклад как только не критиковали (за поверхностность, недостоверность информации и проч.). После шквала обрушившихся на него замечаний Эдуард Бояков пообещал доработать доклад и представить публике окончательную версию, однако так этого и не сделал.
И, наконец, господин Бояков
намеревался создать в Воронеже творческий кластер — на территории экскаваторного завода построить художественную галерею и гостиницу. А спустя некоторое время
объявил — кластеров будет не один, а два или больше.
Что же касается здания Дома офицеров, то время показало: «
культура не удержала». Как
рассказала нашему порталу Ольга Скрынникова,
новый ректор Воронежской государственной академии искусств, филармония расторгла контракт с учебным заведением. Однако руководство вуза всё же надеется договориться о том, чтобы продолжить пользоваться некоторыми помещениями, которые нужны вузу «как воздух».
Напомним, Бояков
планировал полностью перестроить здание Дома офицера и перевести его на баланс возглавляемого им учебного заведения. В интервью «Коммерсанту» он рассказал, что Академия вложила в косметический ремонт здания «вместе со спонсорскими деньгами» около 20 млн руб. «Когда мы пришли туда впервые — там разве что крысы не бегали. В итоге мы сделали из здания конфетку, конечная цель заключалась в создании современного учебного корпуса с передовым оборудованием», — пояснил он.
Как-то участвовать «в этой истории» Бояков не собирается. «Разбирайтесь, воронежцы, сами», — подчеркнул он.