ТЕКСТ: Леонид Диденко; ВИДЕО: Юлия Репринцева
Первое же публичное обсуждение доклада «Воронежский пульс». Культурная среда и культурная политика», состоявшееся 3 октября в Доме Актера показало, что практически вся местная «культурная элита» воспринимает исследование как челобитную к губернатору о том, чтоб увеличить финансирование. Соответственно, дискуссия велась вокруг главного вопроса – кто именно эти предполагаемые деньги должен получить.
Общественные слушания, посвященные нескольким главам «Воронежского пульса», подготовленного под руководством ректора ВГАИ Эдуарда Баякова, оказались весьма многолюдными, поскольку речь там шла о самых «деньгоемких» учреждениям – театрах и концертных площадках. Малый зал Дома Актера не вместил всех желающих дополнить авторов доклада. Собственно, дополнения сводились к тому, что в рекомендательной части нужно упомянуть конкретное учреждение или организацию и ее неотложные нужды.
Так, Николай Тимофеев, завлит драмтеатра имени Кольцова, сообщил, что «после переезда с Театральной на проспект Революции наш театр работает в экстремальных условиях». Чтобы условия улучшить, надо как можно быстрее ввести в строй производственные помещения для изготовления декораций и склад для их хранения. Ну да, громадную люстру в зрительном зале повесить – на это деньги и силы нашлись.
Руководитель губернаторского эстрадно-духового оркестра выдвинул идею создать в Воронеже мюзикл-холл, в котором силами упомянутого оркестра будут ставиться «Фейерверки музыки, песни и танцев». Первоначальные расходы, по его подсчетам, составят всего 7 млн. рублей. Если кто не помнит, губернаторский оркестр – бывший военный оркестр 20-й армии, оставленный в Воронеже за ненадобностью при переезде штаба армии в Нижегородскую область. Понятно, что товарищам музыкантам надоело ютиться на птичьих правах, и они хотят свое учреждение и свое помещение. И зарплаты «хотя в 20 тысяч рублей».
«Хоть тушкой, хоть чучелом» попыталась подобраться к бюджету директор Дома Культуры «Восток» в Сомово, рассказавшая, что в ДК действует замечательная любительская театральная студия и ее тоже нужно поддержать. Насколько мне известно, в «Востоке» действительно работают энтузиасты, которые стараются приохотить местное население к культурному досугу (получается не очень, но это не вина работников культуры). Но попытка поставить свой кружок в ДК в один ряд с «большими» театрами выглядела неубедительно.
Свою долю захотел и местный Союз Композиторов, чья представительница посетовала, что в докладе мало внимания уделено сотрудничеству с творческими союзами. «Сотрудничество» иначе как «финансирование» понять было сложно.
Не так демонстративно «рвалась к рублю» воронежская Филармония. Начальник ее концертного отдела Вера Гусева высказала претензии к составителям «Воронежского пульса»: «Почему вы писали доклад без нашего участия, почему к нам не пришли и не спросили?». Как будто непонятно, смысл исследования том и состоял, чтобы посмотреть на учреждения культуры и на ситуацию в целом со стороны. Выслушивать саморекламу вперемешку с жалобами на недофинансированность никто не собирался. Хотя пришлось – на встрече в Доме Актера.
Собственно, ни о чем, кроме «сметы» собравшиеся говорить не хотели. Эдуард Бояков демонстративно отстранился от разговора в таком ключе, напомнив, что он-то точно бюджетные деньги не распределяет. Этим занимаются губернатор, областное правительство и дума. Которые вольны принять или не принять рекомендации авторов «Воронежского пульса». Бояков в очередной раз подчеркнул, что исследование проводилось не на бюджетные деньги. А лично он намерен в обозримом будущем сосредоточить свою деятельность на Академии искусств.
Модератор встречи Бронислав Табачников пытался переводить реплики недофинансированных в что-то похожее на дополнения к докладу. Не «дать больше денег», а «обратить внимание», «наладить взаимодействие», «привлечь к сотрудничеству». Но факт – культурные политика и стратегии собравшихся не интересовали. Они хотят заниматься тем же самым, что и раньше, только получать за это больше. Просто потому, что они светочи культуры, хранители традиций и защитники нравственности, знакомят детей с Пушкиным, ограждают их от «голых задниц» и иногда побеждают на профессиональных конкурсов у других таких же. Жрецы воронежского православного Аполлона.
Так у нас повелось издавна – всякий, отличающий Бабеля от Бебеля, начинает себя безмерно уважать и постоянно пытается поднять над своей головой знамя Последнего Защитника культуры и духовности. И на этом же основании требует себе неприкосновенности, как минимум моральной. О нем и его занятиях нельзя говорить и писать не то, что критично, а просто недостаточно уважительно. Потому что усомниться в качестве постановки или выборе репертуара – значит покуситься на классику, Пушкина и детей одновременно.
И это одна из нехороших местных особенностей, которые отчетливо проявили себя в ходе обсуждения «Воронежского пульса». Местные светочи культуры оскорблены самим фактом – их посмели оценивать! Как можно говорить о качестве менеджмента в театре? «Театр» и «менеджмент» не могут находиться в одном предложении, они относятся к разными мирам: первое – к горним высям, второе – к бездуховному миру чистогана.
Зритель оценивать не вправе – он же дик, его же надо воспитывать и просвещать. Приезжие эксперты, как выяснилось, тоже – они либо пристрастны, либо невнимательны. Местные эксперты, как правило, дружат и работают вместе с объектами оценки в среднем лет по сорок. Про журналистов лучше вовсе умолчать.
Но менять ситуацию придется. Как правильно напомнили и Эдуард Бояков, и главреж Камерного театра Михаил Бычков, государственных денег «на культуру» в обозримом будущем станет скорее меньше, чем больше. А наши театры обеспечивают себя за счет сборов в среднем на 15 %. Так что меняться придется. Придется доказываться свою способность внятно расходовать средства, способность привлекать аудиторию, осваивать новые формы и жанры. Привыкать получать оценки. И к критике тоже привыкать.