В Воронежскую область к выходным вернутся дожди

79 поездов задержали из-за атаки БПЛА в Воронежской области

Тринадцать БПЛА ликвидировали над Воронежской областью: повреждена крыша частного дома

Гороскоп на 22 августа: больше энтузиазма

С воронежского завода взыскали 1,9 млн рублей по страховкам от несчастных случаях

Нововоронежская АЭС опровергла сообщения об отключении энергоблока из-за БПЛА

Минобороны: семь беспилотников сбили над Воронежской областью в ночь на 21 августа

19 поездов задерживаются из-за удара БПЛА по Воронежской области

Атака БПЛА на Воронежскую область: несколько сел остались без электричества

Сегодня можно будет почувствовать себя настоящим исследователем, который скрупулезно изучает свой предмет. Именно в изучении и перепроверке придется провести весь день

Цены в Воронежской области: овощи подешевели, услуги и транспорт подорожали

 

Канал воронежского губернатора появился в мессенджере MAX

У менеджера-взяточника арестовали имущество на 29 млн рублей в Воронеже

Стал известен район-лидер по урожайности в Воронежской области

Первый электробус появился на воронежских улицах

Сегодня можно позволить себе немного расслабиться и совершить небольшие, но такие желанные безумства. Однако день потребует дать кое-что взамен

В Воронежской области в ночь на 20 августа сбили четырнадцать беспилотников

Скончался ректор воронежского медуниверситета Игорь Есауленко

Сегодня перед нами откроются масса возможностей, однако лишь от нашей целеустремленности зависит, смогут ли реализоваться шансы

По делу о взятке в Воронеже арестован совладелец Алексеевского рынка

Воронежская область вошла в число передовиков по темпам ремонта дорог

Мэрия Воронежа потратит 1,5 млн рублей на флаги ко Дню города

Цены на такси в Воронеже взлетели до заоблачных высот утром 18 августа

Атака ВСУ на Воронежскую область привела к уголовному делу о теракте

В Воронеже временно приостановлено движение троллейбусов №7 и №99

Сегодня стоит ждать классического понедельника, то есть день будет не из легких. И не только в рабочих моментах

Гороскоп на 14 августа: рассчитывайте свои силы

Опасность атаки БПЛА действовала в Воронеже больше десяти часов

Четыре масти воронежской власти – 3: Трефы

Власти Воронежа за 17,5 тыс. рублей утилизируют гаджеты от иностранных брендов

Авторы

Жрецов воронежской культуры интересуют сметы

 
 

ТЕКСТ: Леонид Диденко; ВИДЕО: Юлия Репринцева

 
Первое же публичное обсуждение доклада «Воронежский пульс». Культурная среда и культурная политика», состоявшееся 3 октября в Доме Актера показало, что практически вся местная «культурная элита» воспринимает исследование как челобитную к губернатору о том, чтоб увеличить финансирование. Соответственно, дискуссия велась вокруг главного вопроса – кто именно эти предполагаемые деньги должен получить.
 
Общественные слушания, посвященные нескольким главам «Воронежского пульса», подготовленного под руководством ректора ВГАИ Эдуарда Баякова, оказались весьма многолюдными, поскольку речь там шла о самых «деньгоемких» учреждениям – театрах и концертных площадках. Малый зал Дома Актера не вместил всех желающих дополнить авторов доклада. Собственно, дополнения сводились к тому, что в рекомендательной части нужно упомянуть конкретное учреждение или организацию и ее неотложные нужды.
 
Так, Николай Тимофеев, завлит драмтеатра имени Кольцова, сообщил, что «после переезда с Театральной на проспект Революции наш театр работает в экстремальных условиях». Чтобы условия улучшить, надо как можно быстрее ввести в строй производственные помещения для изготовления декораций и склад для их хранения. Ну да, громадную люстру в зрительном зале повесить – на это деньги и силы нашлись.
 
Руководитель губернаторского эстрадно-духового оркестра выдвинул идею создать в Воронеже мюзикл-холл, в котором силами упомянутого оркестра будут ставиться «Фейерверки музыки, песни и танцев». Первоначальные расходы, по его подсчетам, составят всего 7 млн. рублей. Если кто не помнит, губернаторский оркестр – бывший военный оркестр 20-й армии, оставленный в Воронеже за ненадобностью при переезде штаба армии в Нижегородскую область. Понятно, что товарищам музыкантам надоело ютиться на птичьих правах, и они хотят свое учреждение и свое помещение. И зарплаты «хотя в 20 тысяч рублей». 
 
«Хоть тушкой, хоть чучелом» попыталась подобраться к бюджету директор Дома Культуры «Восток» в Сомово, рассказавшая, что в ДК действует замечательная любительская театральная студия и ее тоже нужно поддержать. Насколько мне известно, в «Востоке» действительно работают энтузиасты, которые стараются приохотить местное население к культурному досугу (получается не очень, но это не вина работников культуры). Но попытка поставить свой кружок в ДК в один ряд с «большими» театрами выглядела неубедительно.
 
Свою долю захотел и местный Союз Композиторов, чья представительница посетовала, что в докладе мало внимания уделено сотрудничеству с творческими союзами.  «Сотрудничество» иначе как «финансирование» понять было сложно.
 
Не так демонстративно «рвалась к рублю» воронежская Филармония. Начальник ее концертного отдела Вера Гусева высказала претензии к составителям «Воронежского пульса»: «Почему вы писали доклад без нашего участия, почему к нам не пришли и не спросили?». Как будто непонятно, смысл исследования  том и состоял, чтобы посмотреть на учреждения культуры и на ситуацию в целом со стороны. Выслушивать саморекламу вперемешку с жалобами на недофинансированность никто не собирался. Хотя пришлось – на встрече в Доме Актера.
 
Собственно, ни о чем,  кроме «сметы» собравшиеся говорить не хотели. Эдуард Бояков демонстративно отстранился от разговора в таком ключе, напомнив, что он-то точно бюджетные деньги не распределяет. Этим занимаются губернатор, областное правительство и дума. Которые вольны принять или не принять рекомендации авторов «Воронежского пульса». Бояков в очередной раз подчеркнул, что исследование проводилось не на бюджетные деньги. А  лично он намерен в обозримом будущем сосредоточить свою деятельность на Академии искусств.
 
Модератор встречи  Бронислав Табачников пытался переводить реплики недофинансированных в что-то похожее на дополнения к докладу. Не «дать больше денег», а «обратить внимание», «наладить взаимодействие», «привлечь к сотрудничеству». Но факт – культурные политика и стратегии собравшихся не интересовали. Они хотят заниматься тем же самым, что и раньше, только получать за это больше. Просто потому, что они светочи культуры, хранители традиций и защитники нравственности, знакомят детей с Пушкиным, ограждают их от «голых задниц» и иногда побеждают на профессиональных конкурсов у других таких же. Жрецы воронежского православного Аполлона.
 
Так у нас повелось  издавна – всякий, отличающий Бабеля от Бебеля, начинает себя безмерно уважать и постоянно пытается поднять над своей головой знамя Последнего Защитника культуры и духовности. И на этом же основании требует себе неприкосновенности, как минимум моральной. О нем и его занятиях нельзя говорить и писать не то, что критично, а просто недостаточно уважительно. Потому что усомниться в качестве постановки или выборе репертуара – значит покуситься на классику, Пушкина и детей одновременно.
 
И это одна из нехороших местных особенностей, которые отчетливо проявили себя в ходе обсуждения «Воронежского пульса». Местные светочи культуры оскорблены самим фактом – их посмели оценивать! Как можно говорить о качестве менеджмента в театре? «Театр» и «менеджмент» не могут находиться в одном предложении, они относятся к разными мирам: первое – к горним высям, второе – к бездуховному миру чистогана.
 
Зритель оценивать не вправе – он же дик, его же надо воспитывать и просвещать. Приезжие эксперты, как выяснилось, тоже – они либо пристрастны, либо невнимательны. Местные эксперты, как правило, дружат и работают вместе с объектами оценки в среднем лет по сорок. Про журналистов лучше вовсе умолчать.
 
Но менять ситуацию придется. Как правильно напомнили и Эдуард Бояков, и главреж Камерного театра Михаил Бычков, государственных денег «на культуру» в обозримом будущем станет скорее меньше, чем больше. А наши театры обеспечивают себя за счет сборов в среднем на 15 %. Так что меняться придется. Придется доказываться свою способность внятно расходовать средства, способность привлекать аудиторию, осваивать новые формы и жанры. Привыкать получать оценки. И к критике тоже привыкать.