Хотя ДНР – это и по факту, и по праву Россия, жизнь здесь всё-таки отличается от той, что мы знаем на старых территориях.
Различий немало, но их будет меньше
Ещё год назад в ДНР заявили, что правовая система в республике приведена в соответствие с российским законодательством на 90%. Хотя при этом отмечалось, что за эти рамки выходят уголовный, уголовно-процессуальный и административный кодексы, которые гармонизированы с российскими на 70%. Трудовой кодекс практически не изменился с украинских времён до 2014 года, но это никого смущать не должно, поскольку свод трудовых правил на Украине писался практически под копирку с российского. Окончательно соответствующие изменения в законодательстве должны быть внесены до конца 2024 года, ДНР и ЛНР, разумеется, это будет сделать легче, чем Запорожской и Херсонской областям.
Несоответствия проявляются и в различных мелочах. В кафе и ресторанах как можно было курить, где разрешает администрация, так и можно. В трамваях и троллейбусах компостируются талоны, как в советское и раннее постсоветское время в Воронеже. Ну, и людям моего возраста надо вернуться в советские юность и отрочество, чтобы вспомнить времена, когда продуктовые магазины работали до 7 вечера, а кафе и рестораны до 8-9.
Улицы центра Донецка пустынны, особенно в вечернее время. После 6-7 люди стараются зря не появляться там из-за опасений попасть под обстрел. После появления у неприятеля гаубиц М 777 и РСЗО «Хаймарс». Да и вообще время сейчас такое, что особо не до прогулок. Впрочем, людей в городе стало значительно меньше ещё после эвакуации, объявленной прямо перед началом СВО. Что мы
отмечали ещё год назад. Детей на улице значительно меньше, чем в Воронеже.
Парк Щербакова в центре по вечерам практически пуст, здесь, кстати, лучше, чем в других местах Ворошиловского района, слышна канонада от артдуэлей. На мосту через Первый городской ставок стоят два одиноких рыбака.
– Как клюёт? – интересуюсь я.
– Ты знаешь, клюёт иногда. Погода хорошая, людей мало. Чем меньше людей, тем больше рыбы. Конечно, клюет не так, как 30 лет назад, экология всё-таки очень ухудшилась. Но к пиву наудить на вечер можно, если повезёт.
– Прилётов не опасаетесь?
– А шо нам прилёты? Прилетит – увернёмся, – говорит рыбак с типичным донецким юмором. – Если всё время про прилёты думать, какая это жизнь. Мы тут привыкли по звукам отличать прилёты от отлётов. И разные типы снарядов различать – когда гаубица «три топора», когда миномёт. Кому повезёт, лечь успеет, глядишь, не заденет. Для нас прилёты уже часть жизни, давно к этому привыкли. Кто не привык, те уже в других местах живут.
Тем не менее в кафе и ресторанах в центре города люди по вечерам собираются. В основном гражданская молодёжь и люди в форме. Иногда в центре гуляют странные персонажи, вроде этого в одежде динозавра. «Чтобы веселее было», – говорит.
Мужчин больше, цветов меньше
Людей в военной форме на улицах стало значительно больше – Донецкий гарнизон был усилен осенью после объявления частичной мобилизации на старых российских территориях. Она помогла многим донетчанам служить теперь дома, куда они были переброшены с других участков ДНР. Кому-то помогла она и приостановить службу. Но пополнился Донецк и российскими военными. Укреплению обороноспособности Донецка, разумеется, способствовала и прошлогодняя харьковско-херсонская катастрофа, заставившая военно-политическое руководство России задуматься над определёнными вещами. Сейчас донецкое направление считается одним из возможных вариантов в украинском контрнаступлении – со стороны Марьинки и Авдеевки. Хотя местные эксперты и не очень верят в такое развитие событий, указывая на то, что столица ДНР слишком мощно укреплена. И тем не менее предостерегают от шапкозакидательских настроений.
Артём Ольхин, заместитель министра информации ДНР:
– Могут ли ВСУ достичь серьёзных успехов в наступлении на Донецк? Думаю, нет. А вот нанести вред, сопровождая это информационным шумом, вполне могут. То есть вполне можно ожидать определённых медийно ориентированных диверсионных акций, как это было на днях на Белгородчине. А представляете, сколько шума они могут наделать близ Донецка. Это вполне может быть эпизодом предстоящего контрнаступления ВСУ. Так что мы должны держать порох сухим и быть готовыми ко всему.
В мае Донецк традиционно буйно цветёт. На улицах неповторимый запах целого букета диких цветов. А вот клумбы в центре «города миллиона роз» пока практически не разбиты, их точно значительно меньше, чем раньше. В коммунальном хозяйстве катастрофическая нехватка кадров, из-за того, что большинство мужчин ушло на фронт и их обязанности часто приходится брать на себя женщинам.
В Донбассе по-прежнему большие проблемы со стеклом, поэтому выбитые взрывами окна часто затягивают полиэтиленом или законопачивают ДСП. В центре Донецка о таких трудностях напоминают автоматические двери гостиницы «Централь» – одной из самых дорогих в городе. В её фасад прилетело полгода назад, и до сих пор в таком состоянии.
Некоторые офисные здания пытаются защитить свои стёкла от осколков и взрывной волны вот таким образом.
А это один из примеров ликвидации последствий обстрела – улицы Университетской в центре города.
В целом, несмотря на трудности, жители Донецка по-прежнему ждут победы над Украиной как самого светлого дня в своей жизни.
– Нисколько не жалею, что мы в 2014 году взялись за оружие, – говорит Игорь, бывший ополченец, который после ранения занялся волонтёрской деятельностью. – Конечно, никто не ожидал, что будет так жёстко и Украина развяжет настоящую войну. Всё-таки надеялись на какую-никакую демократию. И раз мы не хотим жить на Украине, нас отпустят. Но куда-там. А если посмотреть на Харьковскую область, те, кто колебались, брать ли в руки оружие, военные действия к ним всё равно пришли, только им и их детям после мобилизации пришлось воевать не за любимую Россию, а за бандеровских гадов. Вот и подумай, был ли у нас выбор. Конечно, люди очень устали от борьбы, но её окончания мы ждём только после победы.
Между тем после мощнейшего ливня с грозой и градом над Городским ставком снова засветило солнышко. Жители Донецка ждут, когда главный город Донбасса осветит солнце победы. И о других вариантах окончания СВО не хотят даже думать.
Фото автора.
Читайте также: