Вчерашняя фраза донецкого таксиста о том, что в городе теперь цены «выше, чем в Ростове», быстро подтвердилась в местном супермаркете. Цены действительно выросли как следует по сравнению с прошлым годом и отличаются от воронежских в полтора, а нередко и в два раза. Хотя год назад в главном городе Донбасса продукты и основные товары народного потребления были совсем ненамного дороже, чем в столице Черноземья.
Процесс подорожания начался в последнем триместре прошлого года. Многие связывают это с притоком российских мобилизованных, которые приехали «с деньгами» и подняли спрос. Кто-то говорит о том, что когда Донецк стали обстреливать «хаймарсами», в структуре себестоимости возрос фактор риска, усложнилась и логистика. Всем этим воспользовались спекулянты, которые, разумеется, стали главными «промоутерами» подорожания. Иными словами, использовали объективные трудности в свою корысть.
Именно поэтому донетчане жалуются на некоторое снижение уровня жизни. Как и на отсутствие денег в банкоматах. Из перемен в положительную сторону надо, конечно, выделить то, что с февраля заработала карта «Мир». В соседней ЛНР это произошло ещё летом. Это, конечно же, облегчило жизнь и местным, и приезжим. Теперь картой «Мир» можно расплатиться в любом супермаркете. Жаль, что в некоторых только на одной кассе, что создаёт ненужные очереди.
В кафе теперь можно расплачиваться переводами через приложение. Говорят, было бы ещё лучше, если бы Сбербанк, наконец, соизволил зайти в ДНР физически, открыв офисы. В Крыму ведь начали это делать, ждём, что и в Донецкой Народной Республике о главном банке страны будет напоминать не только огромная вывеска с большими буквами в центре города. Никаким конкретным содержанием не наполненная.
Кстати об очередях. Воронежцы и жители других городов России нередко жалуются на то, что в МФЦ время в электронной очереди не совпадает с написанным в талонах. Приходится сидеть и ждать, иногда долго. В Донецке же у офиса «Мои документы» можно увидеть вполне реальную очередь на улице в стиле позднесоветских или российских на ряде социальных объектов до введения электронных очередей.
Ещё один вариант практически гарантированно увидеть очередь, выходящую на улицу, –это сходить в салон связи «Феникс». В условиях, когда электронное пополнение баланса не работает, а мест обслуживания клиентов очень мало, концентрация абонентов неизбежна. Радует всё же, что по сравнению с прошлогодними очереди стали меньше.
Вхождение в состав России – это святое и не обсуждается
– Не влияет ли всё это на отношение людей к вхождению в состав России? – спрашиваю я Дмитрия Дезорцева, главного редактора газеты «Новороссия», народного депутата ДНР.
– Нет, Владимир не влияет. За проблемы ругают не Россию, а местное неповоротливое чиновничество. Долгожданное принятие ЛДНР в состав России стало важнейшим фактором нынешнего гражданского состояния, связанного прежде всего с резким ростом патриотизма. С учётом того, что ещё за несколько месяцев до этого события нас из каждого утюга уверяли, что этого не случится никогда и ни при каких обстоятельствах, на Донбасс пришло настоящее ощущение победы. Душевный подъём был просто огромный. У людей за один день буквально крылья выросли.
– Но, есть и ложка горечи – крайне малоподвижное чиновничество, бумажная волокита, многим напоминающая откровенный саботаж. Владимир, уже даже родилась поговорка – «дончане родились для того, чтоб стоять в очередях». Я говорю о получении паспортов и иных документов российского образца. Вот тут действительно образовались огромные очереди, длиной в месяцы. У нас выборы в сентябре, а у большей части населения в даже полученных российских паспортах до сих пор не впечатана прописка. Кто на выборы пойдет? Очень много таких примеров. Говоря простыми словами – бардака и чиновничьей глупости хватит лет на сто.
– О патриотическом настрое можно сказать и на других «новых территориях», – продолжает Дмитрий. – Я начал регулярно ездить в Мариуполь в конце марта прошлого года, когда там ещё вовсю шли бои. Ездил с группой киножурналистов, с волонтерами раз в неделю, как на работу. И я на Библии готов поклясться, насколько счастливы были люди тому, что город был отбит у бандеровцев. Там же целый месяц был информационный вакуум. Мариупольцы не знали, что происходит не то, что снаружи города, а и то, что происходит в соседнем квартале. Я возил свою газету «Новороссию», там за нее буквально дрались.
С тем, что мариупольцы были счастливы тому, что город
был освобождён от бандеровцев, я полностью с Дмитрием согласился, поскольку сам был в Мариуполе, когда ещё там сидел «Азов»* на «Азовстали». У людей дома разрушены, но они радуются, что «Азов»* их больше не терроризирует. А ещё мне вспомнилась другая вчерашняя фраза донецкого таксиста Николая, который сказал:
– Люди здесь недовольны не интеграцией с Россией, а тем, что это слишком медленно происходит. Тем, что мы полноценно частью России стать никак не можем. Тем, что интеграция проходит часто «на бумажке». А так – посмотрим на то, как в Харькове живут под хохлами. Учиться на русском не дают, да и разговаривать просто. Своё мнение выскажешь, несогласное с бандеровским, – марш в тюрьму. Так что не зря мы сражаемся. И невзгоды победим, и хохлов.
На Донецк спускается вечер. Чудесный вид на реку Кальмиус в одном из самых красивых городов Южной Руси резко контрастирует с фронтовыми донецкими реалиями.
*Запрещенная в России террористическая организация
Фото автора.
Читайте также: