Очередная поездка в Донбасс началась для меня с неожиданностей уже в автобусе «Воронеж – Донецк». Пожилой мужчина долго вглядывался в меня и наконец во время одной из остановок заговорил.
– А я вас помню, вы преподавали у моего сына, он выпускник 2014 года факультета журналистики по специальности «реклама». Думал, вы или не вы. Потом, когда вы сказали пограничникам, что вы военный журналист, я понял, что точно вы.
– Как же вы помните, 9 лет уже прошло?
– Помню, что студенты о вас много говорили. Учить бы и учить вам ещё студентов, а вы под обстрелы ездите. Хотя я и сам бы с удовольствием на фронт, да мне уже за 65, таких не берут. Сам я из Тореза, после службы получил квартиру в Воронеже, поэтому сын там учился.
По-прежнему без воды…
В Донецке и дальше огромные проблемы с подачей воды. В прошлом году в гостинице, в которой я жил, воду давали с 7 до 11 вечера. В том отеле, куда я заселился на этот раз, воду дают строго по расписанию, через день – на несколько часов. Проблему водоснабжения в столице ДНР решить так и не удалось, после того как укровояки уничтожили Кальмиусскую водонапорную станцию 22 февраля прошлого года. А затем остановили насосную станцию в Майорске. Невозможной подачу воды по каналу Северский Донецк – Донбасс делает то, что он начинается в Славянске, оккупированном украинцами в начале июля 2014 года и сейчас превращённом в мощнейший укрепрайон.
Запасы воды в донецких водохранилищах постоянно уменьшаются, в конце прошлого года было зафиксировано на 20% меньше объёмов спасительной жидкости, чем в январе. Выход видят в строительстве водовода из Дона, однако быстро его протянуть получится вряд ли – из-за дороговизны и сложности логистики.
В итоге пятилитровые бутыли являются для Донецка одним из самых ходовых товаров. В некоторые дома вода по трубопроводам не поступает вообще, где-то на половину или менее этажей. В такие дворы приезжают цистерны с бесплатной водой. Кто-то делает на этом бизнес. Объявления «Продам воду на разлив» для Донецка совсем не редкость. А пустые фонтаны – это одна из мрачных иллюстраций жизни главного города Донбасса.
…теперь и с постоянной угрозой «Хаймарсов»
Плюс к тому с июня прошлого года в Донецке постепенно стали сужаться «зелёные зоны», куда раньше не добивала артиллерия противника. Этому способствовало появление у ВСУ РСЗО «Хаймарс», поставляемых американцами. Ворошиловский район – центральный для столицы ДНР – обстреливают сейчас не менее раза в неделю. Прилёты пришлись на все главные и центральные улицы города – Артёма, Университетскую, 50-летия СССР, Ильича, проспект Гурова и другие. Попадало и в здание правительства, и в травматологическую больницу; в парк Щербакова и в ДонГТУ. При том, что в центре Донецка нет ни одного военного или стратегического объекта. 28 апреля был очередной акт террора со стороны ВСУ – ракета попала в маршрутку, наполненную людьми. Тогда погибли 9 человек, в том числе 7-летний ребёнок.
– Мы бежали с мужем и детьми из Петровского района, там жить стало невозможно из-за постоянных обстрелов, – рассказывает товаровед Кира. – Поселились в гостинице, номер сняли за свой счёт. Думали, тут мы в безопасности – ан нет, в один прекрасный день прилетело прямо в наше здание. Видно, судьба у нас такая.
Схожа она и у Василия, оконщика с Путиловки, в Киевском районе, который подвергается обстрелам украинской артиллерии немногим реже, чем Петровский, и считается многими самым опасным участком Донецка.
– Мы стали беженцами: из своего города – в свой же город, из района – в район. А теперь и тут небезопасно. Куда дальше бежать?.. Мы уже шутим чёрным юмором, что нам чуть ли не опаснее, чем на передовой. Там постоянно ждут удара, как-то защищены. А тут – идёт человек по центру Донецка, ни о чём не подозревает. Прилёт – и нет человека. Ещё и шрапнелью набивают снаряды. А мины «Лепестки», которые раскидывали хохлы в центре Донецка, – это против какой армии? Только против народа.
Мы проезжаем с таксистом мимо Крытого рынка в Ворошиловском районе, в который было несколько кровавых прилётов с многочисленными жертвами.
– Какой смысл бить по рынку, – это мои мысли вслух, – какие там военные объекты…
– Так им объясняют, всушникам, что они дураки, а они не соглашаются. Ещё и обижаются, – мрачно-мягко шутит водитель. И продолжает свой чёрный юмор. – Может, им цены не нравятся, у нас всё уже дороже, чем в Ростове.
Чёрного юмора у донетчан много, говорят: помогает им выжить в очень тяжёлых условиях и не сойти с ума. Увы, есть те, кого эта участь не миновала, – люди, потерявшие рассудок от украинских обстрелов в различных частях Донбасса, на здешних улицах совсем не редкость.
P.S. В течение вчерашнего дня в столице ДНР в результате обстрелов ВСУ ранены минимум 7 человек, включая двоих подростков.
Читайте также: