Сказать, что дорога из Луганска в Сватово в тот день была ужасной — значит ничего не сказать. Сильнейший гололёд вкупе с туманом — перевёрнутые ЗИЛы и «Уралы», БТРы вдоль обочины, размотанная легковушка после столкновения с автобусом. Даже машина cкорой помощи не избежала аварии. Пронизывающий ледяной ветер.
— Тут непонятно, от чего больше шансов коней нарезать — от «хаймарса» или от такой дороги, — нервно усмехается водитель «буханки» неподалёку от Старобельска, машину которого вынесло на обочину.
Сватово закрыт, нас пустили в город по личному распоряжению коменданта — как сотрудников прессы, которые привезли гуманитарную помощь. Спрашиваем у местной жительницы, как проехать в военную комендатуру.
— Сейчас все говорят о Сватово как о стратегическом пункте, весь мир о нас теперь узнал, — говорит Алла, товаровед. — А вы напишите, что здесь люди живут, прежде всего. Хорошие, дружелюбные люди. Раньше нас знали по знаменитым «сватовским сплетням». А теперь из-за военных действий. Я сама украинка, но очень рада, что Россия к нам пришла. С этими бандеровскими гадами в Киеве нам не по пути.
Женщина говорит на очень колоритном суржике.
— Военная комендатура города Сватово, — раздалось за спиной. — Кто такие, с какой целью интересуетесь?
Проверив наши документы и узнав, что мы привезли гуманитарную помощь нашим военным, контрразведчики сменили суровый тон на миролюбивый и лично сопроводили на место одного из прилётов из РСЗО HIMARS.
Во двор коррекционной школы для детей-инвалидов.
— Прилетело где-то в 2:10-2:15 ночи, — рассказывает Пётр Морозов, завхоз школы. — Никаких солдат тут нет, военных объектов тоже. Чёрт их знает, зачем стреляли. Школе, как видите, нанесён серьёзный ущерб. Все коммуникации отключены. Вы же понимаете, какие у нас дети, за ними присмотр нужен.
— Прилетает каждую ночь, — продолжает сотрудник школы. — Размозжили несколько административных зданий, локомотивное депо. Да чтоб им пусто было, тварям.
Разрушенное здание локомотивного депо в Сватово
Из одного административного здания до сих пор торчит гильза от «хаймарса».
— Столько лет мы жили дружно, — добавляет Пётр. — Никто и не спрашивал, кто русский, кто хохол. Пока не полезла эта бандеровская зараза. Сватово — вы же понимаете, от слова «сват». Сватовство — это всегда веселье, юмор, а сейчас что творится. Российские военные ведут себя очень корректно, нашим жителям всегда помогают. Но есть ситуации, когда и они помочь не могут. Свет и воду у нас отключают — по плавающему, я бы так сказал, графику. С продуктами проблем никаких нет. Боятся все, что город разрушат, конечно, по частному сектору прилёты постоянно.
— Я вам вот ещё что должен сказать, — задумчиво добавляет Николай. — Ждунов и коллаборантов тут полно, особенно во власти. Я, как бывший депутат райсовета, это точно знаю. Думаю так: излишне корректно себя военные ведут. Фильтрация ещё предстоит серьёзная, не обойдётся без этого.
— Люди молчат в основном, боятся, — говорит местный житель Виталий. — А знаете, чего больше всего боятся? Что украинская армия вернётся. Тут их большинство не любило, как бы телевизор ни рассказывал. Нагло себя вели, хамовато. На рынке, в магазине могли товары взять без спроса, не заплатив. Оставленные квартиры грабили, мародёры. Российская армия таким не занимается, культурно общаются, помогают людям, воду подвозят, когда отключают.
Сватово украинская армия захватила в самом начале войны 2014 года — практически без сопротивления. Оружия у ополченцев ЛНР практически не было, город оборонять возможным не представлялось. 8 лет большинство сватовчан ждало российскую армию. Теперь верят в скорейшую победу и (как показали разговоры на улицах) ждут от наших вооруженных сил более решительных действий.
— Стволы, боеприпасы в машине есть? — снова спрашивают нас сотрудники Росгвардии на блокпосте на выезде из города.
— Да нет, командир, мы же не стрелять в Сватово приехали.
Туман сгущался, а мы отправились на другой конец участка Сватово-Кременная. Прямая трасса хотя и контролируется российскими войсками, по назначению не используется. Поскольку простреливается ВСУ. Поэтому по ней запрещено двигаться даже военной технике и в Кременную надо ехать с серьёзным крюком — через Старобельск, Северодонецк и Рубежное.
Репортаж с позиций нашей армии под Кременной — в нашем следующем материале.
Фото – 36on.
Автор: Владимир Сапунов