- Мы увидели помещение на 25 Октября, и примерно понимали, что нужно городу. Плюс амбиции - нам хотелось сделать что-то грандиозное в Воронеже. Не забываем: я говорю еще о «том» рынке. Сейчас намного сложнее. Ресторанный бизнес двигается по-другому, - рассказывал Олег Елютин, генеральный директор RP.
Сториз, куда можно выложить свой завтрак, еще не придумали, мало кто знал, что макарон является десертом, курили прямо в кафе, а алкоголь продавали ночью. Так было всего лишь десять лет назад.
До начала эпохи 20-х осталось несколько дней, самое время предаться воспоминаниям. В разделе «Еда» они будут ностальгическо-ресторанными.
Золотое Дерево, фото - voronezh.zoon.ru
2009-2010-2011
В 2009 компания Restorator Projects открыла свой флагманский ресторан «Бархат», который шесть лет подряд был самым топовым местом в Воронеже.
фото - r-projects.ru
Restorator Projects активно захватывают рынок и пробуют новые форматы: открывают итальянский ресторан, круглосуточный бар с провокационным на тот момент названием BARak O`Mama, где подают модный десерт - брауни.
таким был «Проспект» >>>
Ресторан «Проспект», с трудом переживший кризис 2008-го, прекращает подавать оленину и превращается в ночной клуб. Зато появляется первый панорамный ресторан «Ильтокио», расположенный на 8 этаже, он работает до сих пор.
2012-2013-2014
Первый Ресторанный день, появление мобильных кофеен Павла Бусыгина, которые чуть позже превратятся в сеть Perfetto Caffe. Воронежцы привыкают к кофе с собой.
фото - 36on
В моду входят стейки. Одно из первых pr-мероприятий состоялось в «Бархате»: Вячеслав Дельберг, основатель сети стейк-хаусов в России, рассказывал о мраморной говядине.
Летом 13-го в «Кулинарной лавке Варвары» на ул. Карла Маркса стояли жуткие очереди: всем не терпелось попробовать пирожные макаронс из миндального теста. В том же году вступил в силу запрет о курении табака в заведениях общепита.
На месте Bistrot теперь «Кинза-дза»
Август 2014-го: эмбарго на поставки отдельных видов продуктов питания из стран Евросоюза, в том числе и итальянских сыров. Скачок доллара. Рестораны в срочном порядке перестраивают формат работы (в моду резко входит грузинская кухня), некоторое время их меню выглядит странно. Череда закрытий.
Активно развивается продажа фермерских продуктов под заказ: карельская форель, икра, варенье из шишек и т.д. На данный момент из крупных игроков осталась только «Папина Лавка».
Первые гастрономические фестивали. Например, от портала 36on: рестораны создавали сеты по специальным ценам, на финальном мероприятии выбирали победителя.
Открытие обновленного Центрального рынка с большим фуд-кортом собрало более 4 тыс. человек. В моду входит воронежская мраморная говядина: известный ресторатор Аркадий Новиков посетил мясокомбинат «Заречное».
«Вылупляются» первые кулинарные блоги Черноземья. Роллы суши продают и делают везде: даже под эскалаторами в ТЦ.
2015-2016-2017
Только рестораторы придумали, как жить без пармезана, возникла новая проблема: Елена Летучая и самая популярная тогда передача «Ревизорро». Через месяц после проверки закрылся «Бархат» - год он просуществовал в качестве рыбного ресторана Seasalt.
Территорию захватывают кофейни, стейк-хаусы, крафтовые пабы и бургерные. Осенью 2015-го в Москве открылся мясной ресторан «Воронеж». Кухню русской провинции решил развивать известный столичный адвокат и ресторатор Александр Раппопорт.
В 2016-м происходит разделение Restorator Projects. Михаил Окунев, партнер по бизнесу Олега Елютина, основал компанию BRGR Group (BARak O’mama, Mesto, Burger House и др.).
Растут ввысь видовые заведения: Twenty, стейк-хаус «Панорама», Студия 23. Регулярно проводятся различные гастрономические мероприятия: фестивали, мастер-классы, стейки в Центральном парке жарит даже губернатор. У воронежцев появляется свой шеф-повар: Евгений Тимофеев открывает кулинарную школу, которая сразу становится очень модной.
В 2017-м открылся магазин элитного хлеба Герман Стерлигова: бутик натуральной пищи не просуществовал и года.
2018-2019-2020
2018-ый - золотая эпоха бургеров. Ради бесплатных от Тимати воронежцы стоят четыре часа на жаре. Мясные заведения продолжаются открываться в геометрической прогрессии: «Бургер&Фрайс», «Коптильня», «Потроха» и др. Воронеж переживает бум на членистоногих: в городе появляются раковарни и даже полноценное заведение - гастропаб «Раки».
фото © rakipub.ru
Улица Комиссаржевская становится главным гастрономическим кластером Воронежа: самые прогрессивные места открываются именно там. Появляется «Яндекс.Еда».
Стрит-фуд немного сдает позиции: в ресторане Purple Monkey готовят не бургеры и сырные шарики, а буйабес с соусом руй и террин из фуа-гра. К концу года crazy-меню Lucky Luciano на пр. Революции знаково сменяет итальянская остерия L`ex.
фото ©36on
2019-й: год доставок и красивых ресторанов. «Желтые» портфели конкурируют с «зелеными». Бургеры от Тимати исчезают с ресторанного рынка Воронежа. На крыше бизнес-центра «Сабуров» открылся панорамный ресторан 1586; осенью в Центральном парке - знаменитая «Сыроварня» (бренд ГК Novikov Group) и уютный загородный ресторан «Тулиновъ Дом» в Рамони; зимой - грузинско-итальянский ресторан Suliko Belucci Сергея Селина.
фото - 36on
Из ожидаемых открытий в самом начале 2020 года: гастрокафе OMNIA в ЦУМе.
Итоги
За десять лет Воронеж превратился в красивый мегаполис с насыщенной ресторанной жизнью, собственным гастрономическим брендом, который знают и любят далеко за пределами нашей области. Когда есть своя мраморная говядина, кажется, что создать заведение локальной кухни очень просто. Но этого пока не произошло. Ждем в новом десятилетии.