Строительную власть в Воронеже продолжает беспрецедентно лихорадить. В сферу внимания правоохранительных органов один за другим попадают воронежские вице-мэры, ответственные за строительство.
В сентябре 2020-го был заподозрен в присвоении денег на сумму в 1,5 миллиона рублей заместитель главы администрации Воронежа по градостроительству Владимир Левцев. Пришедший ему на смену Юрий Бавыкин был задержан в феврале 2021 года по подозрению в мошенничестве. И, наконец, 8 июня оперативники УФСБ снова провели обыски в здании воронежской администрации — после чего в Следственное управление Следственного комитета РФ по Воронежской области были вызваны новый строительный вице-мэр Воронежа Сергей Петрин (на время отпуска главы Воронежа — исполняющий его обязанности) и руководитель городского управления строительной политики Александр Прихожаев.
Добавим, что в октябре прошлого года суд признал виновным предыдущего руководителя управления строительной политики Воронежа Владимира Пешкова в организации фиктивного аукциона по строительству детских садов. Было возбуждено уголовное дело по признакам превышения должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ, предусматривает до четырех лет лишения свободы). В том же месяце по этому делу дал признательные показания руководитель департамента строительной политики Воронежской области Олег Гречишников.
Автор колонки Владимир Сапунов.
Такая плотность обысков, задержаний, уголовных дел ясно свидетельствует о том, что в воронежской строительной сфере дела, очень мягко выражаясь, совсем никуда не годятся. Не удивляет, что воронежский строительный клан, имеющий мощные фракции в областной и городской думах, представителей в Государственной Думе и Совете Федерации, далеко не всегда действует в интересах воронежцев. А строительные магнаты и крупные девелоперы идут в законодательные органы власти, для того чтобы защищать интересы своего бизнеса, а не избирателей.
Две предыдущие мои колонки коснулись двух наиболее вопиющих недавних примеров такого несовпадения интересов —
разрушения старинного комплекса воронежского хлебозавода №1 по улице Фридриха Энгельса строительной компанией «Выбор» и планируемой
вырубки яблоневых садов между Московским проспектом и улицами Ломоносова и Загоровского и застройки этой территории жилищным суперкварталом на 24 тысячи человек. Но эти примеры того, как расходятся интересы строительных компаний и горожан, являются, хотя и иллюстративными, но типичными и неединичными.
Возьмём, к примеру, деятельность воронежской группы компаний «Развитие», руководителем которой является до недавнего времени депутат Воронежской областной думы Сергей Гончаров и которая нередко может служить пособием по скандалам в строительной сфере. Например, в конце 2016 года было объявлено о том, что на улице Хользунова компанией будет построен дом (18-этажная «Чайка» высотой в 50 метров) неподалёку от автозаправки. Тогда письмо в прокуратуру написал генеральный директор ООО «Воронеж-Автоойл» — компании-владельца АЗС по улице Хользунова, 99а — Сергей Зюзин. В письме отмечалось, что строительство жилого здания на расстоянии в 5 метров от автозаправки может представлять серьёзную угрозу для людей, которые поселятся в новом доме. В свете произошедшей на днях грандиозной аварии на АЗС в Новосибирске такое предостережение сейчас выглядит особенно актуальным. Но, несмотря ни на что, дом всё-таки возвели.

В первом триместре 2020 года с ГК «Развитие» судился департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (ДИЗО). Властная структура предприняла попытку признать недействительной сделку по уступке земельного участка площадью в 2 га по улице Гаршина в Левобережном районе. Имелась в виду октябрьская сделка 2019 года, по которой ООО «Омега» передало право аренды участка в рамках договора займа группе компаний «Развитие».
Договор займа был заключен между компаниями в сентябре 2019-го, земельный участок выступал в качестве залога. ДИЗО указывала на то, что арендная переуступка земельного участка победителем тендера противоречит Гражданскому кодексу (ст. 448, п.7), а получение «Развитием» прав на застройку приведёт к тому, что возведённые ей постройки потом придётся сносить. В конце апреля прошлого года Арбитражный суд иск ДИЗО не удовлетворил, однако 25 декабря девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд удовлетворил апелляционную жалобу департамента на июльское решение той же инстанции, а то, что «Развитие» уже начало осваивать участок, назвал «предпринимательским риском».
Месяцем ранее группа компаний Сергея Гончарова (точнее, спецзастройщик «ЛТДМ Развитие», входящий в группу) в судебном порядке решила принять обеспечительные меры по недопущению изменения воронежского Генплана в районе «лепестка» развязки Северного моста. В 2019 году «Развитие» приобрело участок земли по строительство 17-этажного дома по улице Остужева, 1в. Однако в новом Генплане параметры застройки в указанном квадрате обозначены не были. Нетрудно предположить, что возведение новостройки в районе развязки моста может привести к инфраструктурным трудностям.

В конце ноября 2020 года Арбитражный суд Воронежской области запретил городской администрации вносить изменения в Генплан и правила землепользования и застройки до разрешения судебного спора с «ЛТДМ Развитие». Мэрия подала жалобу на решение суда об обеспечительных мерах, но девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд в начале февраля этого года вернул её по причине процессуальных нарушений. В следующем месяце горадминистрация подала кассационную жалобу, которая опять была отклонена Арбитражным судом. Теперь будущее серьёзного инфраструктурного проекта по строительству Остужевской развязки стало неясным. Можно, конечно, говорить о том, мэрии стоило раньше думать о правильном распределении зон, но факт остаётся фактом — необходимая, как воздух, городу развязка становится заложником интересов частной компании.

К скандалам и недовольству воронежцев привели и две застройки, начатые в несколько лет назад на улице Артамонова (менее 50 метров от водохранилища) и на улице Марата, 2а в Ленинском районе (на месте, где могут покоиться останки советских солдат). В первом случае не была построена подземная парковка, предусмотренная планом и на которую было выдано разрешение. Во втором случае горожане обращали внимание на то, что один из домов-соседей стройки начал «уплывать» вместе с грунтом. Такими «мелочами», как возможное недовольство жителей соседних домов по поводу того, что новостройки могут закрыть солнечный свет, никто, вероятно, не озаботился. В итоге строительству всё это не помешало.

Наконец, совсем недавно в издании «Коммерсант» появилась
информация о том, что группа компаний «Развитие» начала использовать достаточно скользкую финансовую схему двойного договора с дольщиками, покупающими их жильё, когда, помимо основного ДДУ, клиенты подписывают ещё один документ — на выполнение строительно-монтажных работ в квартире. При этом второй договор заключается с дочкой застройщика — ООО «СК Развитие — отделка и строительство». Тема является скользкой потому, что вполне может привести к судебным искам, касающимся нарушения закона «О правах потребителей» контролирующими органами — Архстройнадзором или Роспотребнадзором. По поводу привлечения средств застройщиков таким способом.
Вот такая цепочка скандальных эпизодов, которая в очередной раз и неизбежно приводит к выводам о том, что интересы некоторых строительных компаний далеки от нужд народа. Водоохранная зона, останки погибших солдат, возможные проблемы домов-соседей с солнечным светом, коммуникациями, опасные объекты рядом, городские инфраструктурные проекты — всё это остается мизерным по сравнению с прибылью, которую получает строительный бизнес, чьи интересы неплохо защищают
лоббисты во властных структурах.
Фото – «Яндекс.Карты», ПИ «Гипрокоммундортранс», Александр Татаринов.
Ещё больше интересного - в телеграм-канале «Топор и Фея».