В мае 2021 года сенаторы от Воронежской области Сергей Лукин и Галина Карелова отчитались о доходах за 2020 год. Их декларации опубликованы на сайте Совета Федерации. И, судя по ним, доходы одного из сенаторов заметно возросли.
Как сообщают «
Вести Воронеж», Сергей Николаевич Лукин, член Совета Федерации от законодательной власти Воронежской области, заработал 14,95 млн рублей. Это почти в 2,3 раза больше, чем в 2019 году (тогда было 6,6 млн рублей). В собственности у него стало на одну квартиру меньше. Сенатор продал жильё площадью 116,3 кв. м. Остались две квартиры в России (84,1 кв. м и 115,1 кв. м), а также половина квартиры в Черногории (30 кв. м).
Кроме того, в собственности Лукина по-прежнему дача площадью 1,3 тыс. кв. м и два участка для ведения подсобного хозяйства площадью 1,3 тыс. кв. м и 5 тыс. кв. м. Также у сенатора два гаража и гидроцикл Yamaha.
Основная часть доходов сенатора — строительный бизнес. В 1997 году он стал генеральным директором воронежского «Домостроительного комбината», с 2006 по 2012 год – возглавлял его совет директоров. За время работы в Совете Федерации Лукин также являлся совладельцем многочисленных строительных компаний, гостиничного и санаторного бизнеса, также совладельцами строительного капитала фирм являются жена, дети и внуки сенатора.
Лоббирование вместо законодательных инициатив
Каким же образом защищает интересы жителей Воронежской области сенатор-миллионер Сергей Лукин? В апреле этого года было опубликовано исследование центра антикоррупционных исследований «Трансперенси Интернешнл – Россия» (прим. ред. – некоммерческая организация признана иностранным агентом). В нем сразу привлек внимание один показатель – за время работы VII созыва Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергей Лукин не внёс ни одного законопроекта. То есть с начала работы нынешнего состава Думы (5 октября 2016 года – после выборов 18 сентября).
Материалы исследования также показывают, что больше всего воронежского сенатора, члена комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, интересуют отраслевые группы – строительство и девелопмент.
Отметим при этом, что Сергей Николаевич является весьма опытным законодателем, поскольку впервые стал членом Воронежской областной думы ещё в 2001 году (III созыв), а с апреля 2013 года является представителем от законодательной власти Воронежской области в Совете Федерации (на данный момент представляет облдуму VII созыва). И за время предыдущей работы в верхней палате Федерального собрания (до 2016 года) внёс (совместно с другими сенаторами) 3 законопроекта. Ни один из документов законом не стал.
Сенаторы-коллеги в нашей и соседних областях
Теперь сравним законодательную активность Сергея Лукина с другими действующими сенаторами от областей Центрально-Чернозёмного района.
Галина Карелова, член Совета Федерации от исполнительной власти Воронежской области с 2014 года, внесла 21 законопроект, преимущественно социальной направленности, 7 из которых были приняты.
Бывший премьер министр СССР Николай Рыжков, член Совета Федерации с 2003 года — от исполнительной власти Белгородской обдасти (беспартийный), принял участие в работе над 52 законопроектами, за время работы VII созыва Госдумы РФ законопроектов не вносил.
Бывший губернатор Белгородской области Евгений Савченко (Единая Россия) стал членом Совета Федерации от законодательной власти в сентябре 2020 года — через несколько дней после сложения полномочий главы региона — и пока не внёс ни одного законопроекта.
Сенатор от законодательной власти Курской области Валерий Рязанский работает в верхней палате с 2011 года и за это время внёс 27 законопроектов, 13 из которых были приняты.
Представитель от исполнительной власти Курской области Григорий Рапота, бывший Государственный секретарь Союзного государства России и Беларуси, и представитель президента в Южном и Приволжском Федеральных округах, наделён полномочиями всего две недели назад — 17 мая 2021 года — вместо умершего в декабре прошлого года бывшего губернатора области Александра Михайлова.
Сенатор от исполнительной власти Тамбовской области Александр Бабаков (от Единой России) за период работы Государственной Думы VII созыва выступил инициатором двух законопроектов — о введении уголовной ответственности за самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам. Отметим, что будучи депутатом Госдумы IV, V и VI созывов, Александр Бабаков внес и поддержал более ста законопроектов.
Член Совета Федерации от законодательной власти Тамбовской области Светлана Коростелёва (Единая Россия) вступила в должность 14 октября 2020 года и пока законопроектов не вносила.
Бывший губернатор Липецкой области, представитель региона от исполнительной власти за 11 лет работы в Совете Федерации (в том числе в роли главы администрации), внёс всего 2 законопроекта.
Представитель Липецкой области от законодательной власти Максим Кавджарадзе за 20 лет в Совете Федерации внёс 4 законопроекта, все они стали законами.
Как видим, из сенаторов соседних областей по законотворческой работе Сергей Лукин является одним из аутсайдеров — на уровне только что назначенных членов Совета Федерации или же тех, кто пришёл в верхнюю палату почётно заканчивать свою политическую карьеру.
Согласно материалам «Транспаренси Интернешнл», большинство сенаторов – 70% – продвигают интересы тех или иных групп (регионов, государственных корпораций или экономических отраслей). Представители регионов в Совете должны продвигать на федеральном уровне интересы регионов, однако на практике это делает лишь 35% сенаторов.
Строительное лобби и интересы избирателей
К сожалению, вышесказанное подтверждает тезис о том, что многие представители влиятельных групп интересов и сфер бизнеса идут в депутаты Федерального собрания не для того, чтобы защищать интересы своих избирателей, а с целью создавать комфортные условия своему бизнесу и соответствующим отраслям бизнеса. Увы, как показывает законодательная практика работы Совета Федерации, представитель одной из самых влиятельных групп Воронежа — строительной — и член совета директоров ДСК в Совете Федерации занимается, скорее, лоббированием, чем выходит с законодательными инициативами на благо воронежцев.
А желания строительных и девелоперских структур далеко не всегда совпадают с интересами воронежцев.
Иллюстративный пример — вырубка яблоневых садов между улицами Ломоносова, Загоровского и Московским проспектов — для застройки территории жилым комплексом Домостроительного комбината. Столь лакомый кусок земли (в миллион квадратных километров) уже 20 лет привлекал нездоровое внимание строительных кланов, но их планы натыкались на резкий протесты воронежцев. Атака на яблоневые сады велась и в начале 2000-х, но тогда строителей удалось остановить.
А сейчас не удалось. В результате торгов, проведённых в Москве, право на застройку территории получил ДСК. На днях комбинат представил концепцию «города-парка» — жилого комплекса на месте яблоневых садов площадью в 52,4 га. Сумма инвестиций в проект оценивается в 50 миллиардов рублей. Инициатива строителей и девелоперов по-прежнему вызывает у воронежцев возмущение, раздражение и недоумение. Жители города — если и хотят преобразования территории яблоневых садов — то в лесопарк или парк, но никак не в очередной «человейник» на 24 тысячи человек.
Аргументы о зелёных зонах, школе и шести детских садах мало кого убеждают — как показывает опыт таких застроек — социальные объекты на территории таких жилых комплексов сдаются в последнюю очередь и с опозданием, а о зелёных зонах забывают вообще; немногочисленные посадки не могут заменить вырубаемые «лёгкие города». Да и жить в новом районе будут, как обычно, большей частью приезжие, при том что построенные дома годами будут оставаться полупустыми. Есть опасения, что новый каменный суперквартал усугубит загруженный трафик на Московском проспекте, улицах Шишкова и Ломоносова.
Верхняя палата Федерального Собрания России, была создана в 1993 году как классическая смягчающая и посредническая структура в буржуазной системе сдержек и противовесов. На первых выборах в Госдуму 12 декабря победила ЛДПР Жириновского, на вторых — в 1995 году — КПРФ. Совет Федерации был призван помогать президенту блокировать оппозиционные законопроекты, невыгодные управляющему страной капиталу. Сейчас, когда между ветвями властей тишь, благодать и полное взаимопонимание — сенаторам бы самое время заняться законодательной деятельностью — с продуктивными законодательными инициативами. Но, увы, некоторым сенаторам, видимо, на это просто не хватает времени — слишком масштабные у них появляются идеи и проекты. Жаль, что не всегда в пользу жителей Воронежа.
Фото на главной – Pixabay.