25 мая пресс-служба областной администрации Воронежской области сообщила об отставке руководителя управления по охране объектов культурного наследия Владимира Перцева. В заявлении говорилось, что глава УООКН покинул свою должность по собственному желанию; однако у воронежской общественности практически нет сомнений по поводу причин ухода Перцева — отставка Владимира Александровича связана с грандиозным скандалом, который разразился вокруг сноса комплекса зданий старинного хлебозавода №1 — по улице Фридриха Энгельса.
Комплекс этот возводился ещё в период с 1873 по 1929 год (именно в том году на месте паровой мельницы был построен первый воронежский хлебозавод по проекту архитектора Михаила Замятнина) — и оказался одним из немногочисленных строений в центре Воронежа, которым посчастливилось пережить Великую Отечественную войну. Как известно, в период оккупации Воронежа немецко-фашистскими войсками наш город был разрушен по разным данным на 82-87 процентов. По масштабу разрушений на пространстве бывшего СССР из крупных городов Воронеж уступает лишь Сталинграду (92-97%) и — по сведениям из различных источников входит в тройку-пятёрку самых разрушенных городов на территории Европы (за пределами Германии). Поэтому трепетное отношение воронежцев — патриотов своего города — к старинным зданиям можно понять.
Неудивительно, что информация о сносе в ноябре 2020 года дымовой трубы хлебозавода довоенной постройки вызвала серьёзное возмущение воронежских СМИ и общественников. Сразу стали искать виновных. Выяснилось, что площадь фабрики по производству хлеба была приобретена за 2 месяца до сноса строительной компанией «Выбор» (генеральный директор — депутат Облдумы от «Единой России» Александр Цыбань) — у Русской продовольственной компании, которая приватизировала хлебозавод №1 ещё в начале 1990-х годов. Ещё тремя месяцами ранее на территории хлебопроизводственного комплекса по странному стечению обстоятельств произошёл пожар, после которого фабрика прекратила свою работу.
Планы и намерения СК «Выбор» на приобретённую за 200 миллионов рублей территорию оказались незамысловатыми — возвести на ней лофт-квартал с гостиничным и ресторанным бизнесом. За короткое время был разрушен практически весь комплекс паровой мельницы хлебозавода — уничтожение дымовой трубы продолжилось сносом главного производственного комплекса, крупорушки и служебного здания.
Разрушение хлебозавода практически завершилось к 4 декабря, когда управление по ООКН Воронежской области, наконец, признало комплекс объектом культурного наследия. Появилась информация о том, что соответствующие документы были приняты управлением в октябре 2020 года — за месяц до начала сноса, а формальная трёхмесячная процедура признания фабричного комплекса объектом культурного наследия была запущена уже после начала сноса. Возник закономерный вопрос — почему так поздно. Ведь здание завода было включено в материалы «Свода памятников культуры и истории Российской Федерации» ещё в 2009 году — на основании многолетних исследований историко-культурного наследия города Воронежа — под руководством доктора культурологии Э.А.Шулеповой. В итоге документы о признании хлебозавода объектом культурного наследия были отправлены СК «Выбор» уже после того, как большая часть комплекса фабрики была уничтожена.
Административные и уголовные дела и судебные тяжбы
В итоге в начале декабря прокуратура начала проверку законности сноса здания, а незадолго до этого, 25 ноября, управление ООКН возбудило против застройщика — СК «Выбор» — административное дело. В середине декабря по факту сноса зданий полиция возбудила уже уголовное дело — по части 1 ст. 243 УК РФ («Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия»).
А через месяц, 13 января 2021 года, управление Следственного комитета РФ по Воронежской области возбудило уголовное дело уже против самого ОКН — о халатности, по части 1 ст. 293 Уголовного кодекса РФ. И прокуратуру, и полицию, и Следственный комитет также, прежде всего, заинтересовал вопрос, почему завод был признан объектом культурного наследия уже в период сноса.
Однако наряду с этим общественность и СМИ волновали другие вопросы — почему практически «на автомате», без всяких дополнительных разрешительных процедур, начали сносить объект, обладавший очевидными признаками культурного наследия. Чтобы не допустить подобного, стали высказываться вполне резонные предложения — никакие здания, построенные до Великой Отечественной войны, не должны сноситься без специальной экспертизы и разрешения.
В феврале Ленинский райсуд Воронежа наказал СК «Выбор» штрафом в 750 тысяч рублей, признав её виновной по части 3 статьи 7.13 Кодекса об административных правонарушениях (требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России). Максимальное наказание для юридического лица по этой статье составляет 1 миллион рублей. Строительная компания обжаловала решение суда, который, соответственно, направил дело на новое рассмотрение.
За это время руководство «Выбора», долго молчавшее по поводу сноса культурного объекта, получило возможность использовать в качестве аргумента экспертное заключение Станислава Смирнова из ульяновского ООО «Эксперт». Он, сославшись на статью 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», написал, что на момент экспертизы комплекс зданий уже был уничтожен, следовательно «произошла полная физическая утрата объекта и утрата его историко-культурного значения». Смирнов заключил, что в настоящее время комплекс зданий хлебозавода не соответствует определению объекта культурного наследия и оснований для включения его в Единый государственный реестр объектов культурного наследия нет. Поэтому порекомендовал воронежскому управлению ОКН исключить снесённый хлебозавод из реестра.
Что мы видим в самой сути этой экспертизы? Сначала завод разрушили, а потом фактически на этом основании его предложили изъять из реестра объектов культурного наследия. Получается немного несуразно, не так ли? Однако на основании экспертизы «Выбор-Север» обратился в Арбитражный суд с требованием отменить приказ о включении фабричного комплекса в ЕГРОКН.
Арбитражный суд в апреле компания проиграла, но примерно в эти же дни выиграла более важный для себя судебный процесс — Областной суд отменил февральское решение Ленинского — на основании допущенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела о сносе хлебозавода в границах выявленного объекта культурного (археологического) наследия «Культурный слой Воронежа» — и отправил дело в тот же районный суд на дополнительное рассмотрение. Как мы уже говорили выше, формальные основания для такого решения были, учитывая возникшую неразбериху при включении хлебозавода №1 в перечень объектов культурного наследия. В конечном счёте, на основании заключения вышестоящей инстанции Ленинский суд в мае вынес новое решение и уменьшил штраф для «Выбора» в 5 раз — до 150 тысяч рублей, что для компании с чистыми активами в 203 миллиона рублей (на 31.12.2020) является просто смешной суммой.
Хлебозавод разрушен, возмущение горожан растёт
Что мы имеем в результате спустя полгода после начала операции — уничтожения дымовой трубы в ночь с 19 на 20 ноября прошлого года? Разгромленное здание старинного хлебозавода, и юридически, и с точки зрения здравого смысла обладающего всеми признаками объекта культурного наследия. Территория будет застроена «лофт-кварталом» строительной компании «Выбор». Результат печальный, потому что в Воронеже не так много дореволюционных зданий, которые могли бы не только радовать глаз горожан, но и привлечь туристов. Только внимание туристов надо ещё уметь привлечь — а здесь всё просто и по шаблону — сломал, застроил: «профит». Денежное наказание «Выбору», разумеется, не сопоставимо с ущербом, нанесённым культурному наследию города. Как и с прибылью, которую получит «Выбор» от застройки территории.
То есть строительное лобби в сухом остатке снова одержало победу. Отставка начальника управления ОКН иллюстрирует то, что основную ответственность за случившееся понесли не те, кто её действительно заслуживал. А ведь нередко старинные здания в Воронеже и области не удостаиваются такого внимания, как хлебозавод №1. Их приобретает застройщик — сам или через «дружественную фирму», после чего объекты доводятся до состояния, при котором восстановление уже невозможно. А на нет и суда нет.
Хорошо, что в данном случае дело до многочисленных судов всё же дошло. И, несмотря на сухой остаток, закончились они не так уж и плохо — по крайней мере, задуматься как строительное лобби, так и воронежские власти это заставит. Здесь, конечно, надо отметить роль воронежских краеведов и общественников, СМИ нашего города, которые обратили внимание на вопиющий эпизод. Самые активные даже выбрали в качестве инструмента радикальные средства — такие, как «арт-объект» на крыше разрушаемого комплекса. Строительной компании «Выбор» в результате недовольства общественников и журналистов был нанесён серьёзный репутационный удар.
Действительно, воронежцам уже надоело то, что строительные компании ведут себя как годзиллы — то разрушая старинные здания, то массово вырубая деревья. Последний пример — яблоневые сады между Московским проспектом и улицами Ломоносова и Загоровского, которые по уже утверждённому плану суперкварталом на 24 тысячи жителей застроит ДСК.
Храм Рождества Христова
Надо сказать, что кампании по защите объектов культурного наследия воронежские краеведы ведут не в первый раз. Так, в 2015 году было спасено от сноса здание бывшего Храма Рождества Христова на Придаче конца XVIII века — старейшей из частично сохранившихся на левом берегу церквей. Тогда уже успели снести алтарную часть храма, и он тоже по непонятным причинам не был внесён в ЕГРОКН. Сейчас церковь восстанавливается, а в 2015 году во многих воронежских СМИ также появилась информация о том, что на этом месте СК «Выбор» планировал построить жилой дом или торгово-развлекательный центр.
Сейчас в Едином государственном реестре объектов культурного наследия Воронежской области 2805 объектов. Будем надеяться, что и их, и те, что пока не попали в список ОКН, будут оберегать лучше, чем хлебозавод №1. До разрушения. События последних 6 месяцев всё же дают на это надежду.
Фото хлебозавода - Алина Полунчукова, церкви - Анна Вотинова.
Ещё больше интересного - в телеграм-канале «Топор и Фея».