С момента частичного открытия дороги-дублера Московского проспекта прошло уже полтора месяца. Власти обещали, что масштабный проект, реализация которого обойдется в 2,5 миллиарда рублей, поможет существенно разгрузить одну из самых популярных магистралей регионального центра и упростит перемещение жителям Северного микрорайона. Что на самом деле изменилось для воронежцев с появлением дублера, так ли была необходима новая дорога городу? Разбираемся.
![дублер](https://cdn-d.36on.ru/rootfolder/s3fs-public/styles/max_325x325/public/fields-media/2025-02/IMG_0907.jpg.webp?itok=6m9tpxNk)
Строили, строили и… пока не достроили
Завершить строительство дублера Московского проспекта должны в 2025 году. В настоящее время практически готовы два участка из трех: через Северный лес (от Антонова-Овсеенко до Владимира Невского) и по улице 60-й Армии (от Владимира Невского до улицы Солнечной). Реконструкция улицы Свободы – от виадука на 9 Января до Кольцовской – в процессе.
По сути, получается, что дублер так или иначе свяжет Антонова-Овсеенко с Кольцовской (через Солнечную, проспект Труда и 9 Января). Общая протяженность новой магистрали составит около 8,5 километров.
В процессе реконструкции проезжую часть местами строили с нуля, местами существенно расширяли, основные развязки вдоль дублера – модернизировали, а еще установили светофоры и обустроили остановки (правда, общественный транспорт пока не запустили). Из явно негативных моментов: вырубили внушительное количество деревьев. Компенсаторное озеленение предусмотрели, хотя всех вопросов это не снимает.
![дублер](https://cdn-d.36on.ru/rootfolder/s3fs-public/styles/max_325x325/public/fields-media/2025-02/IMG_0939.jpg.webp?itok=63PMCf4h)
Движение по готовым участках открыли под Новый год. При этом, по ощущениям, существенно на ситуацию с пробками в городе дублер не повлиял. Разве что в сторону их увеличения.
«Ситуация с дублером неоднозначная, честно говоря, – признается таксист Сергей Е., – С одной стороны, нынешняя обстановка на 60-й Армии мне сейчас нравится куда больше, чем когда там был «Птичий рынок» с запаркованными обочинами и кидающимися под колеса пенсионерами. Привели в порядок «кольцо» на Хользунова – тоже плюс. При этом в районе Северного леса сделали только две полосы. Выехать из двора там – то еще приключение, основной поток не пропускает. Мне кажется, там как раз могли расширять участок до четыре полос. Возможность такая была.
Следующий момент. Светофоры на бульваре Победы и Хользунова – на пересечении с 60-й Армии – отрегулированы плохо. В итоге встреваешь в пробку там, где ее отродясь не было. Причем это даже от времени не зависит. Порой приходится минут 15-20 потратить на то, чтобы только от поликлиники №4 до «Института искусств» добраться. Обиднее всего, что по дублеру в это время едут три калеки, а битком набитые автобусы и десятки машин стоят их ждут по полторы минуты. При этом «окно» секунд 25 для проезда. Ну куда годится?»
![дублер](https://cdn-d.36on.ru/rootfolder/s3fs-public/styles/max_325x325/public/fields-media/2025-02/IMG_0976.jpg.webp?itok=Ao9bW6aU)
Провал на дороге – не провал дорожников?
Спустя полтора месяца с момента запуска дублера у воронежцев – как у автомобилистов, так и у пешеходов – накопилось много вопросов к качеству строительства. Понятно, что оно еще не завершено.
![дублер](https://cdn-d.36on.ru/rootfolder/s3fs-public/styles/max_325x325/public/fields-media/2025-02/IMG_0921.jpg.webp?itok=bMP_jOrq)
Но некоторые моменты бросаются в глаза.
Как минимум в трех местах вдоль дублера образовались серьезные провалы. В конце января горожане рассказали про «уехавший» грунт в районе остановки «Северный лес». Как оказалось, там дефект образовался после ликвидации коммунальной аварии.
«Поплыла» плитка прямо на остановке «Музей ВДВ», а также на пересечении 60-й Армии и Хользунова – с обеих сторон (причем и грунт, и плитка). В мэрии говорят, что виновата аномально теплая зима. Грунт обычно проседает весной, но здесь погода процесс ускорила. Список дефектов, заверили нас в мэрии, собирают, чтобы потом передать подрядчику. Вопрос с провалами решать намереваются не раньше весны. Принимать объект с такими «особенностями», надеемся, не будут.
Если чисто «технические» вопросы вроде как поддаются исправлению, то экологическая повестка ушла на второй план. А рябиновая аллея и еще десятки деревьев, уже вырубленные ради строительства дороги, могут стать не последними «жертвами» автомобилизации Воронежа. При обустройстве тротуаров вдоль дублера оказались серьезно повреждены многие зеленые насаждения. На территории бывшего «Птичьего рынка», например, пешеходную зону «занизили», а корни деревьев в процессе просто обрубили техникой.
Также у горожан множество вопросов вызвало качество дорожных металлических ограждений, которые кое-где идут сразу в два ряда. Как показали первые аварии, при ударе конструкция шрапнелью разлетается вокруг. Кажется, что риск получить удар таким вот поражающим элементом выше, чем оказаться под колесами вылетевшей на тротуар машины.
![дублер](https://cdn-d.36on.ru/rootfolder/s3fs-public/styles/max_325x325/public/fields-media/2025-02/IMG_0950.jpg.webp?itok=saTISSff)
При этом на отдельных участках ограждения идут в два ряда вдоль разделительной полосы, где растут только деревья. Зачем – не понятно.
![дублер](https://cdn-d.36on.ru/rootfolder/s3fs-public/styles/max_325x325/public/fields-media/2025-02/IMG_0917.jpg.webp?itok=SBFJcNch)
В период гололеда вызвали вопросы и пешеходные переходы напротив парка Победы. Чтобы перейти дорогу, здесь сначала нужно забраться на несколько ступенек, облицованных плиткой, а потом спуститься. Перил нет. Если плитка покрыта льдом – оказаться под колесами можно на раз-два вне зависимости от уровня спортивной подготовки.
![дублер](https://cdn-d.36on.ru/rootfolder/s3fs-public/styles/max_325x325/public/fields-media/2025-02/IMG_1056.jpg.webp?itok=1jSzZJYn)
Помимо обозначенных моментов, горжане жаловались на ликвидацию перехода у гипермаркета «Линия» через бульвар Победы. Пока что воронежцы тут массово нарушают ПДД. Хотя переход на самом деле есть – просто его сдвинули ближе к перекрестку. Горожане то ли пока не привыкли, то ли ходить зигзагами не желают.
![дублер](https://cdn-d.36on.ru/rootfolder/s3fs-public/styles/max_325x325/public/fields-media/2025-02/IMG_1052.jpg.webp?itok=J-Yue9UC)
Остановку со стороны «Арены», кстати, тоже ликвидировали. Идти до ближайшей не так чтобы очень далеко (если вы не пожилая бабушка с палочкой), но возможность сесть на общественный транспорт сразу выйдя из оживленного ТЦ буквально напрашивается, тем более, что раньше она была.
Как мы уже отмечали раньше, пока что дублер не очень загружен. Куда более плотный поток идет по Хользунова и по бульвару Победы. При этом на Хользунова – перед поворотом на 60-й Армии, время от времени возникают заторовые явления. Светофоры, говорят горожане, можно было бы и подрегулировать, руководствуясь реальной картиной, а не ожиданиями.
В мэрии на вопрос журналистов 36ON ответили, что мониторинг транспортной ситуации на данном направлении проведут в ближайшее время. И по его результатам могут быть приняты решения о локальных корректировках в работе регулирующего оборудования.
![дублер](https://cdn-d.36on.ru/rootfolder/s3fs-public/styles/max_325x325/public/fields-media/2025-02/IMG_1018.jpg.webp?itok=nvPPXfSc)
А сейчас еще несколько слов про общественный транспорт. Вдоль дублера есть несколько остановок, в том числе «Парк «Северный лес», «гипермаркет «Линия», «Парк Победы» и «Музей ВДВ». Так сказать, задел на будущее. Пока автобусы тут не ходят, хотя этот вопрос прорабатывается, заверили нас в городской администрации. По срокам, естественно, никакой конкретики нет.
![дублер](https://cdn-d.36on.ru/rootfolder/s3fs-public/styles/max_325x325/public/fields-media/2025-02/IMG_1010.jpg.webp?itok=-L-L54Xq)
Вопросы остались
Однозначные выводы по дороге-дублеру Московского проспекта пока что делать рано. Своей прямой функции – дублирования – он не выполняет, сходятся во мнении и общественники, и автомобилисты. При этом развязки действительно стали удобнее. Скорость движения увеличилась отчасти, и не везде. Опять же, для автомобилистов. А в Воронеже все будто бы делается именно для них. Общественный транспорт, судя по наблюдениям горожан, по Лизюкова и бульвару Победы ходить стал медленнее, а для пешеходов преодоление 60-й Армии и участка бульвара превратилось в квест с ожиданием старта на светофоре (100 секунд на подождать, 20 – на перебежать через две дороги).
«Я изначально говорил о том, что дублер Московского проспекта по факту дублером не является. Просто у нас в городе любят громкие названия, – говорит воронежский общественник, представитель сообщества «Город и транспорт» Виталий Иванищев. – То же самое было, когда строили в 2021 году улицы Лазурную и Захарченко в Тенистом. Тогда это называли дублером проспекта Патриотов, хотя по факту – это дублер улицы Тепличной. Получилась, впрочем, хорошая и полезная дорога.
Что касается нового «дублера», то это не полноценная альтернатива Московского проспекта, который остается единственной нитью, связывающей Северный микрорайон, где после заселения «Яблоневых садов» и строительства города-Спутника «Солнечный» у нас будет проживать уже половина Воронежа, с центральной его частью. Дорога упирается в проспект Труда. Дальше надо сворачивать либо на Заставу, либо на 9 Января.
Впрочем, отчасти разгрузить Северный действительно удалось. Отдельные участки нуждались в реконструкции. Например, давно напрашивалась дорога через Северный лес. Раньше автомобили, которые ехали по окружной, чтобы добраться до условной «Веги» или «Северной короны», заезжали на бульвар Победы, поворачивая затем на 60-й Армии. Таким образом создавая напряжение на бульваре. Теперь же автомобилисты с Антонова-Овсеенко напрямую попадают вглубь Северного микрорайона. В перспективе, там еще надо достраивать участок Владимира Невского, которая сейчас прерывается на «кольце» – это предусмотрено Генпланом.
Также недоставало связи между Лизюкова и Хользунова, поскольку участок 60-й Армии был односторонним. При этом здесь обстановка стала даже несколько хуже, поскольку и Лизюкова, и Хользунова превратились во второстепенные улицы. Где раньше можно было проехать не задумываясь, теперь поток тормозят светофоры. В то же время машин на 60-й Армии сильно больше не стало».
![дублер](https://cdn-d.36on.ru/rootfolder/s3fs-public/styles/max_325x325/public/fields-media/2025-02/IMG_1004.jpg.webp?itok=_pPBliCP)
Власти довольно активно акцентировали внимание на том, что без запуска дублера нельзя приступать к организации BRT, который пройдет как раз по Московскому проспекту. Однако Виталий Иванищев считает, для строительства инфраструктуры магистрального транспорта полноценное перекрытие улицы и не потребуется. По крайней мере, на участке от Урицкого и до памятника Славы.
«Технически дублер на это никак не влияет. Что такое метробус? По сути, это две обособленных полосы по центру дороги. Точки напряжения могут быть только в местах обустройства остановок. Если мы предполагаем расширение дороги в районе станций, для того, чтобы сохранить ширину полос, тогда там просто сначала делается уширение, а потом строится остановка.
Однако, скорее всего, придется полностью перестраивать виадук на Заставе. Но если мы на год закроем виадук, дублер нас никак не спасает. Что с ним, что без него, есть только две альтернативы: те самые «Работница» и 9 Января».
При этом, надо понимать, решить проблему заторов в городе с миллионным населением, новые дороги не помогут, пока не будет нормального магистрального транспорта, подчеркивает общественник. Чтобы из точки А в точку Б можно было попасть в относительном комфорте, за предсказуемый промежуток времени.
В Воронеже сфера общественного транспорта уже несколько лет находится в системном кризисе. Подробнее от этом рассказывали тут:
Игра на выживание 2.0: как изменился общественный транспорт в Воронеже за год