В Воронеже продолжается строительство дублёра Московского проспекта. Власти полагают, что расширение дорожно-транспортной сети в будущем позволит существенно разгрузить одну из главных и самых проблемных магистралей областного центра, чтобы затем приступить там к организации инфраструктуры для метробуса.
Как изменятся улицы города после реконструкции, на каком этапе строительство находится сейчас и с чем вынуждены были смириться местные жители – в специальном материале 36ON.
Что изменится?
Общая протяженность дублирующего участка, напомним, составляет 9 километров. Он проходит по территории двух районов – Коминтерновского и Ленинского: от улицы Антонова-Овсеенко по 60-й Армии, далее по Солнечной до пересечения с проспектом Труда, затем по проспекту Труда до улицы 9 Января и через улицу Свободы к Кольцовской.
Учитывая большой объем задач, было принято решение вести работы поочередно. Первым делом приступили к реконструкции участка на улице 60-й Армии. Для этого в 2023 году ликвидировали «Птичий рынок» и вырубили рябиновую аллею на разделительной полосе, против чего активно протестовали горожане, даже обращались в суд. После того как работы здесь будут завершены, дорожники перейдут к реконструкции улицы Свободы. А строительство участка новой дороги, от Антонова-Овсеенко в направлении Владимира Невского, станет завершающим этапом.
Движение по улицам Донской и Солнечной в итоге станет односторонним. По Донской – в направлении центра, по Солнечной – от проезда Ясный в сторону Северного микрорайона.
После реконструкции дорога будет шире. На участке от Владимира Невского до бульвара Победы проектом предусмотрена организация четырех полос, от бульвара Победы до улицы Хользунова – шести полос. На пересечении 60-й Армии с бульваром Победы и улицей Хользунова реконструируют перекрестки.
На всем протяжении участка с двух сторон 60-й Армии будут организованы тротуары шириной по три метра. Велосипедная дорожка шириной два метра пройдет только на участке от бульвара Победы до Хользунова. Подрядчик обещает провести дополнительное озеленение – чтобы компенсировать нанесенный ущерб.
Первым этапом строительства дороги, дублирующей Московский проспект, напомним, занимается ООО «СМУ-90». С компанией заключили контракт на 1,6 млрд рублей. Работы продлятся до конца 2024 года.
Что успели сделать и чем недовольны местные жители?
Активные работы на первой очереди – участке улицы 60-й Армии – стартовали в 2023 году. Сначала ликвидировали «Птичий рынок». Затем, уже осенью, вырубили рябиновую аллею. Сначала один ряд деревьев, а затем – не выстояли – и второй. Всего город лишился более трех сотен деревьев. Меру назвали вынужденной. Иного выхода, говорили тогда власти, не нашли, хотя вроде бы и пытались.
Вырубка потребовалась из-за замены ливневой канализации, которая должна была проходить именно под разделительной полосой.
– Вынос из-под проезжей части и замена коммуникаций обеспечат в будущем надежность и более быстрый доступ к ним в случае необходимости проведения ремонта – так не потребуется вскрывать дорожное покрытие и доставлять дополнительных неудобств автомобилистам после сдачи объекта, – объясняли в управлении дорожного хозяйства.
Переустройство всех необходимых коммуникаций – пожалуй, наиболее трудоемкий и сложный этап работ. Но необходимый. Раз уж делать – то, хотя бы в этой части, по уму.
Котлован на этом участке появился зимой. Территорию огородили. Организовали временные проезды и проходы. Впрочем, местные жители все равно пострадали. От грязи редкие деревянные настилы не спасали, особенно в период оттепели.
А еще горожане жаловались – и продолжают до сих пор – на проблему пешеходных переходов на реконструируемом участке.
Переход, расположенный почти на пересечении 60-й Армии и Лизюкова, кажется людям не слишком безопасным. Сейчас одну дорогу перекрыли, а по второй поток движется в обоих направлениях. В итоге машины на скорости поворачивают буквально из-за спины пешеходов, порой забывая, что тут светофор.
Да и добираться к «зебре» всю весну приходилось фактически по проезжей части, когда машины летят в паре десятков сантиметров.
– Ходить стало просто невозможно. Мало того, что грязно очень, так еще и максимально опасно, – рассказывала нам по весне Татьяна, жительница одного из домов на 60-й Армии. – Если двигаться в направлении парка у «Арены», то машины на высокой скорость едут в паре шагов от тебя, еще и поворачивают, а ты их просто не видишь. Никаких ограждений, никаких заборов, когда они действительно нужны, нет.
Временные дорожки появились после того, как убрали часть забора.
С другой стороны – там, где когда-то была «Птичка», – не появились.
Зато и машин пока нет. Сейчас тут можно «Дюну» снимать, шутят люди. Уровень «барханов» меняется в зависимости от проводимых работ. Главное - ненароком не угодить в одну из ям.
Переход у дома №25 по 60-й Армии ликвидировали после установки ограждений еще по осени. Сейчас люди на свой страх и риск – благо, поток тут большую часть дня не интенсивный – перебегают дорогу в нескольких метрах от привычной «зебры».
Был период, когда проход по тротуарам вдоль домов №№23 и 25 был практически перекрыт. Люди жаловались. Весной на отрезке от бульвара Победы до Лизюкова начали обустраивать тротуары. Сейчас практически на протяжении всего участка уже лежит новая плитка, а рядом – организована велодорожка. Правда, к ней возникают вопросы, с учетом того, что ведет она из ниоткуда в никуда.
В апреле воронежцам – уже далеко не только жителям Северного микрорайона – пришлось столкнуться с еще более серьезными неудобствами. Перекрыли движение на участке Лизюкова.
– В связи с необходимостью выполнения земляных работ по переустройству газопровода, ливневой канализации, тепловых сетей и сетей связи, а также водопровода, – поясняли в мэрии.
Интенсивность движения по оставшейся между ними Лизюкова увеличилась. По вечерам там одно время можно было заметить непривычно внушительные заторы. Изменилась схема движения некоторых маршрутов.
И все же с грязью и временными ограничениями смириться можно, это неизбежно. Наибольшие же недовольства со стороны горожан вызвала именно вырубка зеленых насаждений. В конце апреля выяснилось, что рябиновая аллея – не последняя жертва дублера. На бульваре Победы потребовалась вырубка берез. Речь шла вроде бы о 17 растениях. Еще два дерева собирались ликвидировать на участке 60-й Армии.
Компенсаторное озеленение предусматривает высадку почти 700 растений – деревьев, кустарников. Но вопрос в том, когда это будет сделано, какая часть из них приживется. Скорее всего, выйдет так же, как и на проспекте Революции. Пустыня на много лет. Вновь высаженные растения не дают тени, а улицы смотрятся «голыми».
Вызывает у горожан, в том числе местных активистов, опасения и судьба немногочисленных оставшихся деревьев. Уцелеют ли. Некоторые деревья буквально закатаны в асфальт. Вероятно, у некоторых повреждены корни, дорожники обходятся с ними не слишком бережно.
Что происходит сейчас?
– Сейчас ведется переустройство сетей подземных коммуникаций (газопровод, водопровод, сети связи, электрические сети, хозяйственно-бытовая канализация), устройство дождевой канализации, устройство пешеходной дорожки, устройство дорожной одежды велодорожек.
Завершить работы на этом участке подрядчику предстоит до конца года, рассказывают нам в мэрии.
Пока участок между улицей Хользунова и бульваром Победы похож на нечто среднее между зоной боевых действий и пустыней. На бывшем кольце у «Птички» ни пройти, ни проехать: техника, кое-где – болота, везде грязь. Никаких заборов практически нет. Люди ходят где придется. Иначе – не выходит.
– Конечно, неудобно. И это еще спасибо сильных дождей в последнее время не было, – отмечает один из жителей улицы Хользунова. – А то бы тонули по колено в грязи. С общественным транспортом теперь тоже сложнее стало.
Хочется, конечно, верить, что это все временно. Но уж больно много опасений. И ладно еще мы, а как быть тем, кто на 60-й Армии живет? Там же от этой трассы до ближайших домов сколько? 17 метров, говорили?
Контракты на выполнение реконструкции участка улицы Свободы и строительство дороги от улицы Антонова-Овсеенко к улице Владимира Невского – следующие этапы организации дороги-дублера – были заключены в этом году. Идет подготовка. Полностью завершить строительство дублера Московского проспекта планируется в 2025-2026 годах.
Фото – 36ON, мэрия, видео предоставлено пресс-службой городской администрации.