В Воронеже с 20 июля вырастет стоимость проезда в общественном транспорте. Теперь при оплате картой за одну поездку в автобусе или троллейбусе придется выложить 31 рубль, наличными – 33 рубля. При этом пассажиры вряд ли заметят улучшения. Нынешнее повышение, заметно ниже экономически обоснованных 38 рублей и 41 рубля соответственно, направлено на то, не скрывают власти, чтобы хотя бы отчасти стабилизировать ситуацию в отрасли, которая находится в шаге от катастрофы.
Читайте также: Как изменится работа общественного транспорта в Воронеже после повышения проезда
Чиновники и представители профильных ведомств рассчитывают, что дополнительные средства позволят перевозчикам в первую очередь компенсировать затраты на выросшие в цене топливо, запчасти, выплачивать лизинг и повысить зарплаты водителям, которых в городе острый дефицит. Автобусы-то есть, а вот водить их некому. Отсюда переполненные автобусы, на которые жалуются горожане, отсюда (отчасти) – отсутствие транспорта в вечернее время.
Иными словами, нынешнее повышение дает надежду на то, что будущей осенью и зимой в Воронеже не случится полнейший транспортный коллапс.
О том, почему в Воронеже побоялись сразу повышать стоимость проезда на 46% (и правда ли это нужно), чего ждать теперь и каковы перспективы развития общественного транспорта – спросили экспертов.
– Конечно, принятое повышение до 31 и 33 рублей – это компромиссное решение между социальной напряженностью и потребностью перевозчика, – считает общественник, представитель сообщества «Город и транспорт» Юрий Новиков.
– Экономически обоснованный тариф на проезд в общественном транспорте на сегодняшний день – это 38 и 41 рубль. Соответственно, именно с таким тарифом транспорт сможет работать более или менее нормально. В такой тариф, по состоянию, надо заметить, на лето 2024 года, в принципе можно заложить нормальный ремонт, содержание, обновление транспорта, нормальные зарплаты водителям и ремонтному персоналу. Соответственно, если тариф ставится на почти 10 рублей меньше, можно сделать вывод: на транспорте в ближайший год будут сильно экономить.
Нет, это позволит стабилизировать ситуацию на каком-то уровне. Возможно, медленную (и хорошо, что еще медленную) гибель общественного транспорта в Воронеже удастся приостановить. Однако далеко не факт, что ухудшений не произойдет. А вот улучшений точно не будет.
Единственный положительный момент тут – приход по программе ФНБ (прим. ред. – Фонда национального благосостояния) новых автобусов, считает общественник. Всего ждут 123 единицы. 20 из них уже пришли, работают на маршруте №80. Ожидается, что осенью придут все.
– Опять же, лизинг надо платить. Возможно, новый тариф позволит выплачивать лизинговые платежи. Однако мы не знаем, насколько ухудшится в ближайшее время ситуация с ценами на топливо, запчасти и прочие необходимые материалы для обслуживания и эксплуатации машин.
Нужно понимать одну простую вещь, обращает внимание Новиков, обновление парка – это не просто замена одного старого автобуса на такой же более новый автобус. Это автобусы нового технологического уровня. Их содержание требует больших денег. Обновление парка толкает тариф вверх. Те же самые кондиционеры надо заправлять, и это дополнительные расходы на фреон, на обслуживание оборудования. Все стоит денег.
Что будет происходить дальше?
– Надеюсь, что хотя бы на год система законсервируется. По закону каждый год – не чаще одного раза в год – тариф может и должен индексироваться, потому что уровень цен меняется. Более того, правильным будет постепенно догонять экономически обоснованный тариф. Поднимать не в чистом виде на инфляцию, а догонять тот тариф, от которого мы уже сейчас отстаем на 8-10 рублей.
Что касается мер, которые необходимы для реформирования и модернизации системы общественного транспорта. Помимо тарифа, это еще и огромные вложения из бюджета, которые должны последовать обязательно, потому что в городе необходимо в полном объеме восстанавливать инфраструктуру: конечные, современные автопредприятия, а не руины, оставшиеся нам по наследству, у нас должна появиться современная система управления движением. Ну и, собственно говоря, должны появиться новые автопредприятия, потому что тех, что существуют сейчас, недостаточно.
Я не говорю про метробусы и электротранспорт, которые нужно спешным путем восстанавливать. Это миллиардные вложения, и к ним надо быть готовыми, помимо тарифа.
Общественник Игорь Титов также считает, что тариф, безусловно, нужно было поднимать. Потому что выросли расходы на топливо, на содержание подвижного состава, запчасти. Тем более что мэрия начала стимулировать перевозчиков обновлять довольно внушительный объем машин. А это расходы на лизинг.
– Дополнительная выручка позволит перевозчикам увереннее входить в эти долгосрочные обязательства. Несмотря на то, что это повышение благоприятно сказывается на отрасли в части компенсации затрат, существенных системных изменений оно не принесет, не выведет отрасль на новый уровень.
Да, техника будет поновее и поприятнее, появятся кондиционеры и прочие дополнительные сервисные моменты. Но изменения поведения большинства водителей это не повлечет. Они как гонялись за выручкой, так и продолжат это делать, как стояли по 2-3 минуты на остановках, стараясь заполнить салон большим количеством пассажиров, так и будут стоять, а вечером по-прежнему будет мало автобусов, потому что нет большого спроса и перевозчику невыгодно отправлять маршруты в рейс. Изменить эти моменты удастся только через внедрение брутто-контрактов, когда личный доход водителя перестанет зависеть от собранной выручки, а будет зависеть от четкости следования маршруту, соблюдения ПДД и т.д. В Черноземье положительный пример работы такой модели – Курск, где на отрасль тратится порядка 3,5 млрд рублей в год. Для сравнения, в Воронеже затраты на сферу общественного транспорта со стороны властей составляют в районе пары сотен миллионов и направлены именно на обновление подвижного состава муниципального перевозчика (прим.ред. – «Воронежпассажиртранс»).
Чтобы системно улучшить работу транспортной отрасли в Воронеже, считает Титов, необходимо учитывать три основных момента. Во-первых, начинать реализовывать то, что прописано в генплане города. Речь идет про строительство метробуса от ВГУ и СХИ и от ВГУ в Северный микрорайон, восстановление трамвая, развитие троллейбуса и развитие городской электрички. Во-вторых, необходимо вводить систему брутто-контрактов. Чтобы транспортные компании одинаково качественно выполняли свои обязанности вне зависимости от количества пассажиров в салоне. Частные перевозчики к переходу на новую систему готовы. В-третьих, нужно менять отношение населения к общественному транспорту, повышать его привлекательность в глазах людей.
– Спрос в этой отрасли значительно превышает предложение как по объему, так и по качеству услуг, – говорит Титов, – и это реальная перспектива улучшения ситуации во всем городе. Развитие общественного транспорта позволит уменьшить пробки, снизить загазованность, снимет необходимость строить автобаны в городе, расширяя существующие автомагистрали.
В министерстве тарифного регулирования также отмечают, что когда речь идет о том, что тариф растет только на уровне инфляции, ждать существенного улучшения качества услуг не приходится. Эксперты призывают мэрию чаще обращаться за пересмотром тарифа.
– Только превышение тарифа над уровнем инфляции – причем достаточно существенное – может дать гарантию того, что будет модернизация, – подытожила первый заместитель министерства тарифного регулирования Ольга Жегульская.
Представитель сообщества «Город и транспорт» Виталий Иванищев считает, что повышение проезда в Воронеже назрело, причем еще давно, однако, соглашается он с коллегами, существенных изменений с ситуацией после нынешнего повышения ждать горожанам не стоит:
– Мы не можем замораживать тариф без ущерба городскому транспорту. Существует инфляция. Я много езжу по России. За последнее время побывал в Калининграде, Казани, Волгограде. Везде тариф выше 30 рублей.
Повышать проезд в Воронеже сразу на 46% (прим. ред. – до тех самых экономически обоснованных 38 и 41 рубля), с одной стороны, возможно и стоило бы, с другой – это все-таки психологически довольно сложно. Просто не нужно доводить до такой необходимости. Тариф должен расти постепенно. Люди должны привыкнуть, что если у нас такая инфляция в стране, то каждый год тариф на определенную сумму будет расти. Продукты в магазинах тоже дорожают. Но никто не требует, чтобы батон был больше с каждым подорожанием.
В Воронеже же тариф замораживают почему-то каждый раз более чем на год, после этого следует резкий скачок, но даже так мы не догоняем рыночных реалий.
При этом я всегда говорил, что не обязательно повышать тариф за счет граждан. Тариф должен быть адекватным, рыночным для поставщиков услуг, но при этом он может софинансироваться государством, муниципалитетом либо региональными властями. Нам сейчас не хватает мэра-политика, который бы вышел к горожанам и сказал: «Либо мы повышаем тариф ежегодно на 10-12%, но у нас ничего не меняется, либо мы повышаем стоимость проезда сразу на большую сумму, но за счет этих средств сможем сделать это, это и вот это».
То повышение, которое произошло, позволит заморозить нынешнюю деградацию отрасли еще на какое-то время, возможно, на несколько месяцев, считает Иванищев. Но улучшений в данной ситуации ждать не приходится. Единственное улучшение, которое было за последние годы, связано с программами государственной поддержки, приобретением новой техники для муниципального перевозчика.
– Для того чтобы что-то качественно изменить, нужна полноценная реформа транспорта. Нужна стратегия развития. То, что было написано «РосдорНИИ», отправлено «в стол».
Сейчас у нас нет стратегии, нет конечных, нет нормальных остановок, по большей части нет колец и «вееров». Если мы не займемся транспортной инфраструктурой, популяризацией профессии водителя автобуса, то будем также медленно деградировать.
Подводим итог. Нынешнее повышение проезда никак не отразится на уровне получаемых пассажирами услуг (по крайней мере, ситуация не изменится в лучшую сторону) и не слишком-то поддержит перевозчиков. Рост тарифа менее чем на 20% в лучшем случае позволит заморозить ситуацию и отсрочить транспортный коллапс в городе. Надолго ли? Посмотрим.
При этом, чтобы общественный транспорт в Воронеже не стремительно деградировал, а развивался, нужна полноценная транспортная реформа. Новые автобусы всех проблем не решат. Городу нужны нормальное тарифное меню (с проездными и бесплатными пересадками), строительство транспортной инфраструктуры и т.д., и т.п. А это огромные денежные вливания, многомиллиардные и непопулярные решения, которые взять на себя решится далеко не любой чиновник (или мэр).