Таким образом, у аудитории уже выработалась дополнительная уверенность относительно предмета сообщения. Информация уже засела в коре мозга реципиента. Забрасывать такую информацию как первоисточник нельзя ни в коем случае, а вот использовать как вспомогательный метод — вполне можно. И вот уже в британской газете Telegraph высказываются сомнения в том, жив ли Буданов, на запрос BBC о состоянии здоровья Залужного украинская сторона ответа не получила. И это уже не «публикация “Штерн”», а вполне реальные материалы. Хорошо бы, конечно, чтобы в западной прессе вообще появлялись заброшенные (а лучше предложенные) нашей стороной материалы — но это уже высший пилотаж. Здесь необходимо добавить, что методы, подобные «публикации “Штерн”», в мирное время являются неэтичными и фактически запретными, а вот в условиях вооруженного конфликта это может восприниматься как военная хитрость и не то, что допустимо, а даже необходимо.
В совокупности с тем, что удар по зданию ГУР в Киеве точно был нанесён, можно констатировать, что российские силовые структуры наконец начали использовать серьёзные военно-медийные методы. Конечно, хотелось бы, чтобы всё это развивалось и консолидировалось — в Киеве ещё полно законных военных целей, обладающих огромной медийной нагрузкой. Надеемся, что скоро дойдёт и до этого.
Теперь о сомнительном
А вот демонстрация президентом первого листа Стамбульских соглашений от 29 марта прошлого года — с точки зрения пропаганды — выглядит очень сомнительно. Договор, а точнее «договорняк», который вызвал столько отрицательных эмоций и боли среди российской общественности (и который нанёс огромный военно-психологический ущерб СВО), по-прежнему пытаются представить как нечто хорошее и правильное. И то, что сорвалось исключительно по вине украинской стороны.
Подозрения фактически подтвердились и усиливаются тем, что другие страницы договора не показываются. А из того, что мы слышали, — по соглашению Россия претендовала только на Крым и Донбасс. И то непонятно, на каких условиях (скажем, какая именно часть Донбасса). Лукашенко вот сказал, что Россия соглашалась на «пятнадцатилетнюю аренду Крыма у Украины».
Впрочем, демонстрация первой страницы может означать и другое. Тем более в совокупности со словами Путина о возможности создания санитарной зоны в 300 километров на территории Украины. Что мы хотели «как лучше», но больше таких условий не будет. Это может означать ужесточение позиции России и ослабление «партии слива» в Кремле. Будем надеяться, что так оно и есть. Тем не менее хотелось бы, чтобы об этих соглашениях вспоминали как можно реже — и их постоянно не выпячивали. Ну, а про зону в 300 километров… Её надо создавать по мере возможностей как можно скорее. И в максимально удалённом от положительной коннотации слова «санитарная» смысле. То есть просто присоединять как можно больше территорий.
Западные СМИ лгут не всегда
Хотелось бы обратить внимание на то, что недавние публикации в оплотах традиционной западной пропаганды — New York Times, Washington Post, Wall Street Journal, Telegraph и других — вызвали определённое смятение у части аудитории. Поскольку в них говорится о неудачах ВСУ на первом этапе контрнаступления. Говорится при этом весьма откровенно и правдиво.
Учитывая ту жесть, которую творили западные СМИ в начале СВО, многие удивляются таким публикациям. Особенно правдивому материалу французского телеканала TF1 с российских позиций. Удивляться тут нечему. При всей пропагандистской сущности западного медиавмейнстрима ведущие американские и европейские СМИ не будут распространять с поля боя бравурные сюжеты в стиле Völkischer Beobachter и Stürmer времён Сталинградской и Курской битв.
В западных СМИ работают профессиональные военные журналисты, которые едва ли будут искажать события настолько «на пустом месте», чтобы аудитория (весьма подготовленная) начала сомневаться в их правдивости. Поэтому, разумеется, тут поворота реальности на 180 градусов не будет. Если, конечно, речь не идёт о целенаправленной, консолидированной и слаженной манипулятивной кампании, как происходило в Буче. Или как западная пропаганда создавала видимость жестокой гражданской войны в Ливии в марте 2011 года (подробнее об этом – в большой научной статье автора). Конечно же, общая картина в западных СМИ и общий пафос — полная поддержка украинского контрнаступления — от этого не меняются. Однако пропаганда ведётся качественными и умелыми методами, правдивая информация пропорционально разбавляется ложными сведениями, ожидать того, что тут будут переворачивать всё с ног на голову, не надо.
В целом надо отметить, что сдвиги в положительную сторону в ведении российской стороной информационной войны есть, они весьма существенны. Но работы ещё, разумеется, непочатый край.
Фото – Кирилл Нестеров.
Автор: Владимир Сапунов