Вчерашнее утро принесло новые удары по инфраструктурным объектам на Украине. Поражены цели во Львовской, Винницкой, Киевской, Харьковской, Николаевской, Одесской и Днепропетровской областях. В последней удары были нанесены по крупнейшему в соседней республике заводу «Южмаш», на котором, помимо прочего, производятся компоненты для ракет «Точка-У» и «Гром». Кроме того, в Днепропетровске впервые атакованы объекты газовой промышленности.
Эти удары стали дополнением к массированной ракетной атаке 15 ноября, в ходе которой снова уничтожались объекты критической инфраструктуры (в основном энергетической) во всех областях Украины, кроме Черниговской. Бомбардировка стала одной из самых масштабных с начала СВО 24 февраля. После неё остановились два энергоблока на Хмельницкой АЭС и один на Ровненской, а аварийные отключения электроэнергии стали более частыми и масштабными. На Украине регулярно возникают проблемы с Интернетом и мобильной связью.
Всё бы хорошо, но
Несомненно, что новые ракетные удары по стратегическим объектам Украины подняли настроение русскому гражданскому обществу и призваны были несколько смягчить боль от сдачи Херсона. По поводу последнего лично моё мнение не поменялось — оставление этого областного центра было ошибкой. Единовременной или системной — другой разговор. Но что было, то было — теперь мы живём в новых реалиях, увы, в военно-политическом и медийно-психологическом плане для нас менее удобных. Однако не менее гнетущим было то, что на этом фоне 6 ноября прекратились серьёзные удары по энергетической структуре противника. Что, разумеется, усилило спекуляции на тему того, что власти готовят нам новые Минские соглашения или даже Хасавьюрт 2.0. Тем более, что в эти дни высокопоставленные сотрудники российского МИДа — Руденко, Рябков, и даже Мария Захарова и сам Лавров — буквально изошлись на тему мирных переговоров. Договорились уже до того, что Россия готова на них без всяких предварительных условий. Предполагался сценарий, по которому определённый компромисс будет достигнут на саммите G20 на Бали, или по крайней мере будут очерчены его контуры.
К счастью, пока эти опасения не оправдались. Зеленский в онлайн-формате оповестил мировых лидеров о том, что его режим согласен на переговоры только с условием полного вывода российских войск за пределы бывшей УССР и выплаты Россией репараций за инфраструктурный ущерб. А отлёт Лаврова с Бали практически совпал с началом новых масштабных ударов по всей территории Украины. Которые соответствующий ущерб, разумеется, усугубили.
Разумеется, очередные удары по украинской инфраструктуре можно только приветствовать. Атаки идут и на генерирующие, и на распределяющие мощности. Восстанавливать энергетику неприятелю будет всё сложнее и сложнее — главное не останавливаться и довести дело до конца. Чтобы свет на Украине стал настоящей роскошью, привёл к серьёзным военно-промышленным и логистическим проблемам в тылу, а значит, в ближайшем будущем, и на фронте. Для этого атаки на трансформаторные подстанции должны стать рутинным делом, за любыми попытками починить их должны следовать новые удары. Не надо стесняться бить и по ТЭС, и по подстанциям 750 кВт. Никакие работающие АЭС Украине сейчас точно не нужны. Как и стабильный свет жителям Киева и Львова. «Топить» за ВСУ, собирать средства на помощь им, проводить новую волну мобилизации в тепле и комфорте нельзя.
Настораживают тем не менее два момента. Первый. Решение не разрушать мосты через Днепр по-прежнему в силе. Рациональным объяснениям оно не поддаётся. Но мы мягко называем его ошибочным. А ведь именно оно позволило Западу летом вооружить Украину так, что стали возможными наши провалы в Харьковской и Херсонской областях. Не поддающееся логическому осмыслению решение оставить мосты целыми ставит всё больше вопросов. В том числе о бенефициантах такого бездействия. Не в интересах ли это российского бизнеса, который отправляет железнодорожные грузы в Европу? Не «договорнячок» ли это с западными партнёрами? И немало других версий, которые неизбежно появляются вследствие нелогичных и ошибочных решений. Тем временем накануне по итогам натовской встречи на базе Рамштайн в ФРГ было объявлено об очередном крупном пакете западного оружия для Украины.
Второй. Вчера турецкий лидер Реджеп Таип Эрдоган оповестил о том, что зерновая сделка, срок действия которой истекает 19 ноября, будет продлена на 120 дней. При этом никаких гарантий того, что на гражданских судах в Одессу и Южный не будет поставляться западное оружие, разумеется, нет — кроме «честного слова» Анкары. Сделку эту не надо было заключать вообще, а тем более продлевать. На фоне постоянного лепетания наших высших чиновников о переговорах это выглядит крайне опасно и контрпродуктивно.
А тем временем стало известно, что Турция присоединится к новым санкциям в отношении российской нефти, которые включают «потолок цен» и запрет на страхование танкеров. С 1 декабря Анкара закроет проливы Босфор и Дарданеллы для судов, перевозящих нефть, если они не имеют страхового прикрытия от «третьих стран». Что, разумеется, создаст дополнительные проблемы с транспортировкой нашей нефти. При этом именно Турция выглядит главным выгодоприобретателем сделки — и политически (статус влиятельного посредника при участии ООН), и экономически (международная торговля, развитие мукомольной промышленности). Зачем это нужно России — так до конца и непонятно.
Главное, чтобы не было переговоров
В очередной раз стоит сказать, что тактика постоянных призывов «сесть за стол переговоров» крайне вредна и контрпродуктивна для СВО. В данный момент переговорная позиция России, учитывая неудачи на фронте, крайне невыгодна и слаба. О чём собрались вести переговоры после сдачи Херсона и провалов в Харьковской области? О «достойном поражении» или о «капитуляции»? Что даёт хоть какую-то уверенность в обратном? Ничего.
Говорят также о возможном перемирии или о «зимней заморозке». Что оно даст России? Прекращение ударов по инфраструктуре Украины предоставит врагу возможность достаточно спокойно провести зиму, которая при определённых условиях обещает настоящую катастрофу. Запад будет спокойно и дальше вооружать ВФУ, тренировать их личный состав, пополнять его наёмниками, финансировать гражданские власти. Принимая во внимание неуспехи на фронте, разрушение украинских стратегических объектов является сейчас главным козырем России для исправления ситуации в зоне вооружённого конфликта. Но его некоторые деятели либерально-бюрократической элиты предлагают «слить» ради очередного позорного договорняка с «западными партнёрами», гарантий по которому России, естественно, никто не даст. И обманут в любом случае. Но безумные надежды «илитки» на восстановление статуса-кво – до 24 февраля (которого не будет ни в какой форме) – нередко перевешивают все разумные и рациональные аргументы по поводу стратегии и тактики СВО. Поэтому ни о каком перемирии не может быть и речи, всё внимание должно быть уделено исправлению положения дел на фронте. А всем любителям переговоров стоит внимательно посмотреть на появившееся сегодня в Сети видео расстрела 11 российских военнопленных укронацистами близ Макеевки в ЛНР. Хорошее лекарственное средство от пацифизма.
Возможные направления нового наступления ВСУ
Пока наши чиновники лепечут о переговорах, а «партия поражения» в Москве мечтает о договорняке, Запад и командование ВСУ прорабатывают новые варианты атак на позиции нашей армии. Кроме того, что украинская армия уже которую неделю пытается взять под контроль трассу Кременная-Сватово и атакует на краснолиманском направлении, по-прежнему крайне опасным является запорожское направление.
У неприятеля здесь два варианта наступления в районе Орехова — через Васильевку на Мелитополь и через Пологи на Бердянск. Оба варианта удара имеют свои плюсы и минусы. С точки зрения возможности окружения нашей группировки в Херсонской и Запорожской областях атака в сторону Мелитополя выглядит предпочтительнее и проще. Однако наступление в направлении Бердянска (сопряжённое еще и со взятием Токмака, чтобы не оставлять его в тылу) сразу создаст угрозу и Мариуполю, и южному флангу ДНР в целом, и даже Краснодарскому краю. Такой замысел был бы масштабнее, но и сопряжён с большими рисками.
Как показывает опыт этой спецоперации, ВСУ одновременно предпринимают попытки ударов на нескольких направлениях, с помощью ДРГ и небольших механизированных группировок нащупывая слабости в обороне. Так что окончательно Генштаб врага примет решение только после этого. Важно ещё — сдадут наши Кинбурнскую косу или нет. Если да, то Мелитопольское направление, очевидно, будет в приоритете. Если возобновление зерновой сделки будет включать рейсы из Николаевского порта, на чём настаивала Турция, то вариант добровольного отхода с косы совсем не исключен. Как не исключено и то, что ВСУ смогут отбить её в сражениях, что они уже пытаются сделать. Вспомните формулировку, с которой уходили с острова Змеиный, — и ничего фантастического в этих версиях не будет. Любое удачное форсирование Днепра — будь то в районе Дудчан, Херсона или Збурьевки — сразу создаст угрозу (вопрос только в масштабе) окружения нашей группировки в Запорожской области. И облегчит удар с севера, направленный на рассечение наших сил там и выход к Азовскому морю. Что, разумеется, обернётся для нашей армии настоящей катастрофой.
Конечно, все эти варианты известны и нашему Минобороны, и, будем надеяться, что оно просчитало все возможности купировать последние неудачи и отразить украинские наступления. И на то, что никаких «жестов доброй воли» с оставлением территорий в надежде на «договорнячок» больше не будет. Удары по украинской инфраструктуре необходимо интенсифицировать, а в случае стабилизации фронта (в ближайшие недели наша группировка будет значительно усилена мобилизованными) можно будет думать и о наступлениях. На данный момент в активной фазе в приоритете должна быть интенсификация логистических проблем в тылу врага — путём уничтожения энергетической и транспортной инфраструктуры. На этой неделе секретарь Совета Безопасности Николай Патрушев впервые за долгое время вновь сказал, что все цели и задачи СВО будут выполнены. Вчера то же самое сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. В совокупности с уже случившимися ударами «Калибрами» и другими крылатыми ракетами, беспилотниками «Герань» это возвращает оптимизм и укрепляет уверенность в конечной победе.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Фото – Кирилл Нестеров.