Общественный транспорт в городе принято ругать: «убитые» автобусы, конкуренция, хаос на дорогах. Но если посмотреть фактам в лицо, то станет понятно, что за последние несколько лет многое действительно изменилось и поводов для критики стало меньше (хотя они безусловно остаются). Редакция 36on.ru решила вспомнить, что положительного произошло в сфере транспорта в 2021 году, и разобраться, что еще предстоит поменять и какие есть перспективы развития системы общественного транспорта в областном центре.
Новые автобусы
В конце 2020 – начале 2021 года на воронежские улицы вышли в общей сложности 140 новых автобусов большого класса. 120 из них город приобрел для муниципального предприятия «Воронежпассажиртранс» на условиях льготного лизинга от Минтранса (в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги»), еще 20 автобусов получил частный перевозчик – ТК «Автолайн +».
В новых ЛиАЗах низкие полы и откидные пандусы, за счет чего транспортом, по идее, могут пользоваться и маломобильных граждане. Хотя тут, увы, есть вопросы к поведению водителей, которые зачастую игнорируют просьбы таких пассажиров (сами были свидетелями). Также все автобусы оборудованы системами видеонаблюдения, информационными строками с названием остановок, а несколько – даже кондиционерами. Но главное, что они комфортные, пока относительно чистые и с несломанными сиденьями. За счет единого дизайна общественный транспорт выделяется в потоке машин, что тоже плюс (эстетический в том числе).
Выделенные полосы для общественного транспорта
В 2021 году в Воронеже заметно прибавилось количество специальных выделенных полос для общественного транспорта.
Первая «выделенка» заработала на Северном мосту еще в октябре 2020 года. Проект себя оправдал, и этим летом отдельные полосы для автобусов запустили на оставшихся двух мостах – ВоГРЭСовском и Чернавском, а также на улицах 20 лет Октября (на участке от ВоГРЭСовского моста до Челюскинцев), Степана Разина (от Сакко и Ванцетти до Чернавского моста), Плехановской (от площади Ленина до Заставы) и на Московском проспекте (от Плехановской до ТРЦ «Московский проспект»).
«Выделенки» все еще вызывают возмущение со стороны автолюбителей, у которых стало на полосу меньше и им по-прежнему приходится стоять в пробках. Но подобная организация дорожного движения – нормальная практика для крупных городов. Все-таки автобус перевозит десятки человек, машина – в лучшем случае пятерых, а чаще и вовсе – одного. Положительный эффект от введения новой системы заключается, например, в том, что чтобы добраться в вечерний час пик из центра в Северный микрорайон потребуется около 30-40 минут. Раньше закладывать на дорогу приходилось чуть ли не больше часа.
Внедрение новой маршрутной сети
В Воронеже было
начато поэтапное внедрение новой маршрутной сети. Изначальный проект сети, разработанный РосдорНИИ, предусматривал ликвидацию более 30 городских маршрутов, однако этот вопрос пересмотрели и их число заметно уменьшилось.
Как нам уточнили в пресс-службе мэрии, в течение 2021 года в Воронеже было ликвидировано в общей сложности 18 маршрутов: либо сильно задублированных, либо выпуск на которых не осуществлялся совсем (или был по 1-2 единице, но таких мало). Также в рамках реформы на городских дорогах появилось 9 новых маршрутов. Еще 4 будут переторговываться в ближайшее время – на их обслуживание раньше не нашлось желающих.
Более 70% пассажиров оплачивают проезд по безналу
В Воронеже действуют два тарифа оплаты за проезд в общественном транспорте: 21 рубль по безналу и 23 рубля – наличными. При этом сейчас более 70% пассажиров оплачивают проезд при помощи банковской карты.
Основная проблема в том, что в большинстве автобусов терминал только один – около водителя. И в часы пик, если зайти в переднюю дверь переполненного автобуса нереально, пассажиры передают через весь салон банковские карты, что вообще-то не очень безопасно. Время от времени терминалы в автобусах ломаются, что порождает конфликты между пассажирами и водителями. Наличных в карманах у воронежцев зачастую просто не оказывается.
Замена и перенос старых остановок
На центральных улицах города продолжают устанавливать современные остановочные комплексы, оснащенные информационными табло, камерами и даже USB-разъемами для подзарядки электронных устройств. Комплексы выглядят вполне презентабельно и со своей функцией справляются.
С другой стороны, в городе почти тысяча остановок. И заменены на новые пока далеко не все. Эта работа планомерно ведется круглогодично, рассказывают в мэрии, в том числе и после обращений граждан. В ближайшее время
заменить должны еще порядка 250.
Также в городе переносят остановки. Например, на Плехановской транспорт теперь
останавливается у Дома архитектора. Остановки «Детский мир» больше нет. Такое решение власти связывают с необходимостью разгрузить перекресток Плехановской и Кольцовской.
Конкуренция
До тех пор пока воронежские перевозчики не перейдут на брутто-контракты, в сфере пассажирских перевозок будет царить нездоровая конкуренция. Сейчас зарплата водителя не фиксирована и зависит еще и от того, сколько человек он перевезет за день. В борьбе за пассажиров водители устраивают гонки, жертвами которых часто становятся как раз горожане, выходят на смену ни свет, ни заря, буквально
ночуя в автобусах, выстраивают свое расписание в соответствии с пассажиропотоком, не желая выходить на линию поздно вечером, когда людей совсем мало.
Брутто-контракты подразумевают наличие посредника между перевозчиком и пассажиром. В данном случае это мэрия. Транспортные компании при такой схеме получают деньги не за пассажиров, а за количество километров на маршруте. Если тарифы на проезд не вырастут, то властям придется доплачивать от себя еще около 2 млрд рублей. Эту цифру 1 декабря озвучил мэр. Только тогда городские дороги перестанут напоминать гоночный трек (в те редкие моменты, когда нет пробок) и транспорт будет ходить по расписанию.
Дефицит водителей
В этом году транспортные компании столкнулись с жестким дефицитом кадров. Из-за низких зарплат, тяжелых условий работы, стресса, который стал ощущаться сильнее на фоне ковидной пандемии, перевозчики потеряли около трети водителей.
В сферу общественного транспорта водители идут неохотно. А из тех, кто все-таки приходит, видимо не все понимают, что им предстоит работать с людьми и брать на себя ответственность за их жизни. Низкая квалификация ведет к другой проблеме.
Участившиеся ДТП
По информации, предоставленной 36on.ru в пресс-службе регуправления МВД, в Воронеже с начала года произошло более сотни ДТП с участием общественного транспорта. Автобусы врезаются друг в друга, в легковушки и даже в столбы. Причин множество: от той самой низкой квалификации до гонок за пассажирами и проблем со здоровьем (в том числе из-за переработок). Сразу несколько аварий произошло в текущем году потому, что водитель потерял
сознание или резко почувствовал себя плохо во время движения. Травмировались не только сами водители, но и пассажиры.
Нечеловеческие условия труда
Водителю автобуса не позавидуешь. Работа с людьми сама по себе очень большой стресс. А тут приходится не только вести автобус, но и работать кондуктором, «разруливать» спорные ситуации и технические проблемы с оплатой по безналу. И это на фоне невыносимой жары в салоне летом и далеко не самых комфортных условий зимой, и круглый год – на фоне пандемии («масочку наденьте»).
На конечных, там где они вообще есть, нет помещений, где можно было бы отдохнуть, нормально поесть и, извините, сходить в туалет. Желающих работать на таких условиях очень мало, и они уходят при первой возможности.
Метробус
В этом году наконец-то пришла пора честно и однозначно сказать, что идея с метро изначально была фантастической и откровенно провальной. Вложить в проект миллиарды, чтобы перекопать весь город на несколько лет – не лучший план борьбы с пробками. Осенью власти активно заговорили о метробусе – это система автобусного сообщения, под которую выделяется отдельная полоса по центру дороги и создается отдельная инфраструктура (ограждения, остановки, турникеты и т.д.). Такой формат организации движения должен увеличить скорость передвижения пассажиров и разгрузить переполненные автобусы. Систему метробуса в Воронеже планируют внедрить к 2025 году. Первая линия пройдет от главного корпуса ВГУ до аэропорта. Стоимость проекта
оценивается в 10 млрд рублей. Однако до этого предстоит много работы.
Строительство альтернативного проезда
Прежде чем начинать строительство метробуса, необходимо проанализировать пропускную способность Московского проспекта и Плехановской. Ведь проект предполагает уменьшение количества полос для любого транспорта, кроме общественного. Иными словами, чтобы город не встал в пробках намертво, автомобилистам потребуются альтернативные пути объезда. На сегодняшний день они фактически отсутствуют.
В связи с этим власти
говорят о реализации двух крупных проектов: строительстве дороги между улицами Шишкова и Тимирязева и дублера Московского проспекта.
Мнение
Мы попросили оценить изменения в сфере общественного транспорта представителя воронежской общественной организации «Город и Транспорт» Виталия Иванищева. Вот что он ответил:
– Главное изменение 2021 года произошло ещё в конце года 2020-го: 7 магистральных маршрутов вошли в программу БКАД. Что мы получили? Новый подвижной состав, вполне современный, хотя и без кондиционеров. Дежурные графики до 23 часов и выделенные полосы, как обязательное условие программы. Эффект от «выделенок» в целом заметен. По Московскому проспекту стало проще ехать на общественном транспорте. На Плехановской все гораздо хуже, «выделенки» запаркованы и никак не администрируются.
В 2021 году заключили новые контракты на 5 лет, законсервировав существующую систему. Есть небольшие изменения – часть маршрутов, попавших в БКАД, перешли в муниципальное предприятие, при этом муниципалитет отдал некоторые маршруты коммерческим перевозчикам, есть и случаи перехода маршрута от одного частного перевозчика к другому, но глобального передела рынка нет. Не случилось и передела маршрутной сети, ограничились лишь некоторыми косметическими изменениями.
Главным событием года 2021 безусловно стало
происшествие 12 августа
(взрыв в ПАЗике возле «
Галереи Чижова»
, в результате которого погибли два человека - прим.ред.). И нормальное расследование его причин – ключевой вопрос дальнейшего развития общественного транспорта в Воронеже.
Главным событием года 2022 может стать принятие решения об организации линии БРТ, или, как его любят называть у нас, метробуса. Если решение будет положительным, то он станет самым масштабным проектом в городе за последние 30 лет. Если от проекта откажутся, то Воронеж ещё долго будет находится в списке городов с худшим общественным транспортом.
Фото – Алина Полунчукова.