Проект набережной разрабатывался методом соучаствующего проектирования, то есть в работу над ним активно вовлекались горожане. Это уже не первый подобный опыт для Воронежа. Так, весь прошлый год активно обсуждался проект обновления улицы Карла Маркса.
На этот раз от предпроектного анализа до презентации окончательного варианта эскизного проекта прошло куда меньше времени. После проведения двух очных сессий в течение весны и онлайн-опроса команда экспертов представила собранный на основе этих данных вариант концепции, а получив обратную связь, взяла время на то, чтобы внести правки и все доработать. В итоге два проекта – представленный в апреле и показанный в июле – серьезно различаются, хотя выполняют одни и те же цели.
Итак. Исходные данные прежние. Проектировщики рассматривают участок протяженностью в 3,8 км, площадью около 40 га, который начинается от парка «Алые паруса» и доходит до ВоГРЭСовского моста. Этот отрезок в будущем должен быть интегрирован в большой кольцевой пешеходный маршрут, проходящий вдоль всего водохранилища.
Главная задача, стоявшая перед специалистами: превратить заброшенное ныне пространство, где нет даже нормального освещения, в место притяжения горожан. При этом важно не испортить имеющуюся экосистему, обеспечить жителям контакт с водой (прим. – близость воды и панорама, открывающаяся на другой берег, – преимущество территории, которое надо использовать по максимуму), сохранить связь с историей.
– Так как рассматриваемый район образовался благодаря левобережным заводам, в частности авиационному заводу, мы предлагаем деликатно отразить авиатематику в композиционных решениях новой набережной, ее элементах и деталях. При этом не использовать узнаваемые, предметные образы, а лишь отсылки к теме путешествий, самолетов, – поясняет главный архитектор проекта Антон Скупченко.
– Несмотря на относительно узкую береговую линию, наполнение набережной предоставит богатый функционал для жителей города. Она станет новым спортивно-оздоровительным кластером, войдет в ряды культурно-развлекательных площадок, сформируется новая созерцательная природно-городская среда с богатым обслуживающим набором функций. Мы с командой работали над созданием нового образа набережной именно на основе имеющегося зеленого каркаса – учитывали существующие зеленые насаждения и формировали проект так, чтобы процент озеленения не изменился.
Создатели концепции предлагают разделить набережную на функциональные зоны, в том числе захватив уже существующие центры притяжения – Центр парусного спорта и здание строящегося храма, организовать пешеходный променад (прим. – сейчас набережная не работает, пешеходного графика как такового тут нет), обустроить спортивные и детские площадки, площадки для выгула собак, зоны с заведениями общественного питания и зоны тихого отдыха.
Ну а поскольку протяженность набережной внушительная, а доступ к инфраструктуре нужен всем жителям, и не в часе ходьбы от дома, зоны эти будут дублироваться. Также здесь, безусловно, должны появиться смотровые площадки. В конечном итоге набережная Авиастроителей, по замыслу команды, работавшей над проектом, должна стать главным и самым красивым местом отдыха у воды.
Проектировщики постарались предусмотреть всесезонное наполнение набережной. Чтобы летом тут можно было отдыхать и загорать – ближе к ВоГРЭСу появится пляжная зона, на набережной можно будет проводить время в кафе на открытом воздухе, кататься на роликах и скейтбордах, играть в волейбол и теннис, заниматься йогой, кататься на лодках и катамаранах (предполагается организация проката). В то же время зимой набережная также не должна пустовать. В этот период на этой территории могут проводиться новогодние ярмарки и активности для детей, заливаться катки.
Вдоль рекреационного пространства с променадом, лавочками и кафешками будет много пирсов и зон отдыха. Если в первоначальном варианте концепции предлагалось сделать торговые павильоны похожими на ангары, то в итоговом от этой идеи отказались в пользу более привычных круглых форм. С другой стороны, за счет использования в облицовке объектов металла, смотреться они будут весьма интересно: это и отсылка к авиастроению, и игра на отражениях, поскольку металл будет отзеркаливать пространство вокруг, «теряться» в окружающей среде.
Предполагаются площадка с навесами и качелями, деревянная набережная и площадка с искусственным водоемом и смотровой башней.
Одна из центральных зон в концепции отдана под смотровые площадки. Здесь архитекторы также обратились к теме путешествий, к теме самолетов. Сразу три небольших площадки со встроенными павильонами предлагается сделать в форме, напоминающей трапы самолетов (ну или пирсы).
А самая большая смотровая площадка будет выполнена в форме иллюминатора – особенно схожесть заметна с вечерней подсветкой. Она частично выходит на воду, частично находится на берегу – сюда встроен ландшафт. Вообще набережная должна быть очень зеленой, это одна из просьб горожан.
Ближе к ВоГРЭСу на набережной предлагается сделать видовой ресторан такой же округлой формы, как и более мелкие павильоны.
В нем предполагается организация внутреннего двора-патио и зоны отдыха вокруг. А немного дальше – создать площадку, которая напоминает взлетно-посадочную полосу, уходящую в воду.
Представленная концепция – всего лишь вариант, который власти могут использовать, когда дойдут до реконструкции левобережной набережной, а могут и не использовать. Говорить о каких-либо сроках и окончательных вариантах развития пространства еще очень рано.
Пока в Воронеже идет обустройство Петровской набережной. А буквально на днях стало известно, что в мэрию был направлен проект концессии по обновлению еще одного участка набережной на левом берегу – от парка «Дельфин» до водолазной школы.
Фото – автора, а также из презентации проекта