Продолжаем тему лечения больных сколиозом и остеохондрозом в воронежских поликлиниках, которую начали в материале «Воронежцы с остеохондрозом имеют право на отдых в санатории». Мы решили отправиться в поликлинику №4, чтобы расспросить главврача, какую помощь могут получить пациенты в его учреждении, но Сергей Бредихин предложил вначале поговорить о новых подходах лечения в российской медицине, об успехах в работе его поликлинике, и уже потом для нас провели экскурсию по Центру реабилитации. О чудесах отечественной медицины — в нашем материале.
Сергей Бредихин
В начале встречи главврач поликлиники №4 Сергей Бредихин, как и его коллеги по департаменту, пытался выяснить, почему журналисты интересуются такой узкой темой, как лечение позвоночника. Узнав, что сидящий перед ним человек, как и множество других в Воронеже, испытывает постоянные боли в спине, он усомнился: «А вы уверены, что это сколиоз? Вы точно знаете? А вы знаете, что вообще такое сколиоз?». Пришлось объяснить главврачу, что диагноз «два сколиоза и два остеохондроза» был поставлен в его же поликлинике его же врачами. Лишь после этого Бредихин сказал: «Ваши вопросы, как у нас лечат остеохондроз, я получил, но давайте поговорим обо всей российской медицине и об успехах нашей поликлиники». И пояснил: главное ведь — лечить в комплексе. Ну, давайте…
Об успехах в медицине…
— Вы, может быть, слышали, что сегодня происходит в здравоохранении? — начал мой собеседник. — В российской медицине меняется отношение и стандарты лечения. Сегодня очень серьёзное внимание уделяется доступности медицинских услуг. Пересматриваются сложившиеся каноны, увеличиваются объемы помощи, изыскиваются резервы для того, чтобы увеличить доступность лечения, а через доступность — улучшить качество медицинской помощи, и, в конечном счёте — удовлетворить население. И сегодня, по сути, модернизируется вся система организации оказания медпомощи на амбулаторном этапе. В поликлиниках создаются специализированные центры, школы здоровья и проч. Уже третий год под патронажем Министерства здравоохранения проводится диспансеризация населения.
Об успехах поликлиники №4…
Вас так много!
— Специфика нашего учреждения заключается в том, что к нам прикреплено очень большое количество населения. Официально 187 тысяч, из них 150 тысяч — взрослые. Это уникальная ситуация для России. Для сравнения, в Москве к одной поликлинике приписано от 40 до 60 тысяч. У нас так сложилось исторически. Кроме нашей, других поликлиник в Северном районе нет.
Это откладывает определённый отпечаток и на структуру, и на организацию оказания медпомощи. Главная проблема — это одномоментный приход большого количества пациентов. Если вы помните, раньше были огромные очереди. Над этой проблемой мы усиленно работали последние два года. Мы изучили пиковые часы и изменили время работы регистратуры. Кроме того, в 2014 году мы увеличили штат регистраторов на 7 человек. В кабинет флюорографии тоже были длинные очереди. Мы ввели самозапись. Это простая элементарная вещь позволила нам решить проблему. Сейчас вы очередей не увидите вообще.
А мы автоматизируемся!
— Мы сейчас достаточно эффективно работаем над создаем автоматизации рабочих мест и базы пациентов. За два года мы автоматизировали 409 рабочих мест. Очень хороший показатель.
Одна из главных составляющих всего процесса лечения в нашей поликлинике сегодня — это лабораторная составляющая. Мы впервые в Воронежской области полностью автоматизировали эту работу. Через штрих-кодирование у пациента берётся кровь. В автоматизированном режиме кровь с базой данных на пациента поступает в лабораторию и обрабатывается.
Сегодня мы недалеко стоим от создания электронной регистратуры, имеется в виду работа с амбулаторными картами. Информация через локальные сети будет поступать на рабочее место специалиста. Надеюсь, что к концу этого года мы это сделаем. И тогда круг замкнётся.
За справками в бассейн — в справочную!
— Мы открыли информационно-справочную службу. Работник берёт на себя не только справочную функцию, но и другие вопросы, которые сегодня в определённой степени не свойственны врачам. Это, например, выдача справок в бассейн. Это значительно экономит время врача. Этой справочной службой воспользовались уже 5 тысяч человек.
Мы шагаем вперёд!
— Во всех наших учреждениях работают информаты. Через них вы можете самостоятельно, без регистратуры, записаться к врачу. Мы внедрили также электронную запись, чтобы сделать наши услуги ещё доступнее.
Мы — самое эффективное учреждение по электронной записи. Я приведу вам цифру. За прошлый год во всей Воронежской области 240 тысяч человек записались через электронную регистратуру, из них 84 тысячи — наши пациенты.
— Это потому что к вам столько населения прикреплено. Вы же сказали, у вас 187 тысяч.
— Вы берите не эту цифру, а берите третью часть. Из всех записавшихся, третья часть — это мы. Потому что так организована работа.
— Я прикреплена к вашей поликлинике и периодически захожу на сайт. Я даже как-то пыталась записаться к врачу через сайт, но оказалось, что нужно сделать кувырок назад и завязать себя в узел. Сначала надо зарегистрироваться на сайте, потом прийти в поликлинику вместе с полисом и паспортом, подтвердить регистрацию, и только потом можно пользоваться сайтом. Записаться можно не ко всем врачам. Я уже не говорю о дизайне сайта и удобстве пользования. Я свои попытки воспользоваться сайтом бросила.
— К узким специалистам записи в электронном виде нет, только к участковым терапевтам. Электронная запись — больной вопрос. Это всё совершенствуется, но пока не отвечает всем требованиям. Если взять первый квартал, то у нас уже 30 тысяч зарегистрированных записей. Мы шагаем вперёд.
Мы научим болеть!
— Мы приучаем наше население правильно болеть. Для этого создаются Школы здоровья, у нас они тоже есть.
— А люди знают об этих школах? Я впервые слышу.
— На самом деле, таких школ много. Они дают результат. Собирается группа больных и проводится цикл лекций и манипуляций.
— А где размещена информация?
— Много стендов в поликлинике. В Центре здоровья всех пациентов, которые к ним обращаются, информируют о школах. Те, кто проходит диспансеризацию, попадают на углубленное консультирование, после которого их направляют в спецгруппу.
Делать правильные выводы!
— Мы в постоянном режиме проводим анонимное анкетирование пациентов.
— Как это происходит? Я ни разу не попадала.
— А вы так часто обращаетесь в поликлинику?
— Да, часто.
— Я вам могу доказать это, предоставив анкеты. Результаты этого анкетирования мы обсуждаем еженедельно на планёрках. За прошлый год у нас набралось 1 200 анкет. Результаты показывают динамику нашего успеха. Достоверный анализ ситуации позволяет делать правильные выводы и проводить организационные мероприятия, а тем самым улучшать систему управления всего процесса.
От авт. Ух! Аж голова закружилась от таких речей!
И последнее скажу. Мы, наверное, одни из немногих, кто создал общественный совет. В него входят ветераны, сотрудники школ. Мы постоянно проводим заседания и уточняем о тех проблемах, которые возникают в организации нашей работы. Это тоже элемент обратной связи. Совет собирается раз в месяц, в него входят 9 человек.
От авт. Я сидела, слушала, и не верила, что всё это — о поликлинике №4, пациентом которой я являюсь уже 10 лет. Бредихин рассказывал, как корабли бороздят космическое пространство вселенной, а я думала о том, что в этой поликлинике какую-то помощь я получала как раз 10 лет назад, а потом… Сколько раз, когда я приходила с жалобами на плохое самочувствие и с просьбой дать больничный, а меня выгоняли вон: «У вас нет температуры, значит, вы не болеете» (позже, обратившись в частную клинику и сделав анализ крови, я выяснила, что у меня была нехватка железа). Таких случаев было огромное множество. Один из них я описала в материале «Как добиться качественной помощи в воронежской поликлинике». Я решили задать Сергею Викторовичу ещё пару вопросов.
Об исчезнувшей водолечебнице, платных услугах и коррупции
«Если честно, финансовое положение стабильное»
Я спросила, хватает ли поликлинике врачей, в особенности тех, что лечат спины:
— Ещё одно отличие нашей поликлиники — очень хорошая специализированная помощь. Один пример. У нас 11 неврологов в отделении — в основном, они лечат остеохондроз. Такой укомплектованности кадров неврологического отделения нет ни в одной из поликлиник.
— А как с другими врачами?
— У нас есть проблема с нехваткой участковых врачей. Мы работаем над этой проблемой. Укомплектованность — 78%. К сожалению, не идут врачи.
В прошлом году у нас была проблема с хирургами, сейчас тьфу-тьфу. Приняли двух травматологов, трёх хирургов. Сейчас мы укомплектовались. Всего у нас три травматолога и пять хирургов. Осталась одна вакантная ставка, на которую мы сейчас ждём человека (он проходит специализацию).
Мы стали более привлекательными, появилась материальная мотивация, и пошёл поток врачей. Мы над этим работаем. Если честно, финансовое положение стабильное. Объем медпомощи позволяет нам удерживать и наращивать среднюю заработную плату.
От авт. Так идут врачи или нет? Я не поняла.
«Сейчас определённые сложности с бюджетом»
— Давайте поговорим об оборудовании. У вас раньше был душ Шарко.
— Душ Шарко не применяется при этих заболеваниях.
От авт. Получается, хирург этой поликлиники, неоднократно выдававшая направление на душ Шарко, калечила меня? И как тогда объяснить, что после этой процедуры у меня проходили боли в спине?
— Знаете, при каких? — продолжал Бредихин. — При повышенном питании. Я вам с полной ответственностью это говорю.
Теряюсь в догадках, как трактовать «повышенное питание» (расшифровано с диктофона дословно), но главврачу поликлиники видней.
— Здесь в 2007 году была закрыта водолечебница. К сожалению, все мои попытки привлечь инвесторов, ничего не дали, — рассказал, наконец, Бредихин.
— Почему закрылась водолечебница?
— Система водоснабжения требует полной замены и капительного ремонта. Это требует привлечения значительных средств. Зданию 25 лет.
Вот мои попытки привлечь инвесторов (протягивает папку, — ред.).
— Вы знаете, сколько это удовольствие стоит? От 8 до 10 млн рублей. Я всё равно работаю над этим вопросом. Сейчас определённые сложности с бюджетом. Он не позволяет.
От авт. Финансовое положение стабильно, но с бюджетом сложности. Это как?
Если бы у меня была возможность, я бы, безусловно, занялся и решил вопрос с водолечебницей. Мы —единственное учреждение, где есть бассейн, но он в ужасном состоянии. Я не скрываю, что обращался ко всем строителям — и великим строителям, — с этим вопросом. Но пока не нашёл понимания.
От авт. Бредихин ничего не скрывает, в чём честно признаётся.
— Что сейчас находится на месте водолечебницы?
— Наши кабинеты.
«Я бы здесь же, публично, расстрелял всех»
Речь зашла о платных услугах.
— Моё отношение к платным услугам сложное, — сказал Бредихин. — В основном, медицинскую помощь мы должны оказывать бесплатно, только используя новые методики, можно оказать услугу на платной основе. Но есть программа госгарантий, которая гарантирует объем медицинской помощи населению. И здесь найти золотую середину непросто. Да, мы по части ряда направлений оказываем платные услуги, но услуги, которые не входят в госгарантии. Это моя принципиальная позиция, как руководителя.
— Подождите. Но я знаю, что по платным услугам можно попасть к любому специалисту. Я же сама приписана к этой поликлинике.
— Давайте не будем основываться на вашей прошлой информации.
— Почему прошлой? Эта информация 2014 года. Мне нужно было попасть к врачу, через бесплатную регистратуру это было очень долго, и я обратилась в платную. Причём там мне сказали, чтобы я деньги заплатила не им, а напрямую врачу, лору.
— Да вы что? Надо было прийти ко мне. Я бы здесь же, публично, расстрелял всех.
От авт. Я бы хотела на это посмотреть.
— Когда болеешь, не до главврача и выяснений отношений.
— Давайте честно и откровенно. Как и в вашей сфере, так и в нашей сфере бывают разные люди, которые по-разному, к сожалению, относятся к своим обязанностям. Я вам высказал свою позицию как руководитель. Я не вижу, что сегодня оказание платных услуг существенно повлияет на финансовое составляющую работы нашего учреждения. Это не те доходы и не те объемы. Но они нужны нам как учреждению. Нам приходится пропускать элементарные вещи через платные услуги для того, чтобы купить что-то — очень тяжело с бюджетом.
От авт. И вновь с бюджетом проблемы.
Давайте я назову вам процент, а вы поймёте. Из существующих доходов нашего учреждения 89% — это средства медицинского страхования. Вот здесь мы преуспеваем очень хорошо. И объемы помощи нам позволяют сегодня стабильно работать. А вот три с небольшим процента — это платные услуги.
Вы сейчас привели свой личный пример, как вы пошли к лору. Действительно, может в это время у лора была большая нагрузка. Ему трудно дополнительно принимать. И, может быть, да, он оказывает какую-то дополнительную платную услугу уже после окончания своей работы.
— Это не так было.
От авт. Интересно было бы спросить у профильных юристов, имеет ли право лор «после окончания своей работы» оказывать «какую-нибудь дополнительную платную услугу» в поликлинике?
— Если будут обращения о том, что берут поборы, здесь этого человека не будет. Я с этим очень серьёзно борюсь, — завершил Сергей Бредихин.
Какую помощь можно получить в поликлинике №4?
После беседы мне предложили пройтись по поликлинике, чтобы посмотреть, какую помощь здесь могут оказать больным сколиозом и остеохондрозом. Я, собственно, за этим сюда и пришла. Сегодня, по словам Бредихина, «вдыхают жизнь в забытое прошлое»: на базе физиотерапевтических отделений создают реабилитационные отделения. Подобное происходит и в поликлинике №4.
— Сейчас подход к лечению совсем другой. Что происходит? Выделяются группы пациентов, создаётся клубная система. Длительный период, от трёх месяцев, за ними наблюдают и оказывают помощь именно в этом отделении. Смысл в том, чтобы более эффективно использовать то же оборудование, — пояснил Бредихин. — Чем интересна клубная система? Собираются люди с одним заболеванием — можно говорить о некой социальной реабилитации. Они вместе противостоят этому недугу. Тем самым достигается эффективность лечения.
— Как попасть в эту группу?
— Вы приходите к участковому. Он направляет вас в реабилитационное отделение, где вам назначают комплексное лечение. В детской поликлинике эта система эффективно отработана, сейчас мы отрабатываем её во взрослой.
Попасть в Центр реабилитации можно, получив направление от своего лечащего врача, это может быть терапевт или невролог. В Центре больных принимают врачи физиотерапевты и заведующий отделением реабилитации Елизавета Семёнова.
Чем интересен Центр реабилитации: здесь можно получить комплексное лечение. Для каждого больного разрабатывается индивидуальный маршрут. Программа лечения может включать только физиопроцедуры, либо их сочетание с массажем и лечебной физкультурой. Здесь же вам могут предоставить консультацию мануального терапевта, иглорефлексотерапию, ударноволновую терапию, электролечение, магнитно-вакуумную рефлексотерапию, лечение лазером, криотерапию, лечение кислородом под избыточным давлением (барокамера). Всё это может быть назначено как в комплексе, так и по отдельности, в зависимости от симптоматики болезни. Некоторые процедуры между собой не сочетаются, например, электролечение с иглорефлексотерапией. Некоторые именно в сочетании дают отличный эффект, как, например, лечение лазером и иглорефлексотерапия.
«Альмаг-02»
Для лечения пациентов с остеохондрозом могут быть применены различные аппараты, например, для того, чтобы обезболить (это первое. что нужно сделать), применяют аппарат для локально-воздушной криотерапии «КриоДжет». Обезболивающий, противовоспалительный эффект, общее расслабление и снижение давления даёт магнитно-терапевтический аппарат «Альмаг-02».
В зале ЛФК проводятся, как групповые, так и индивидуальные занятия.Больному с остеохондрозом может быть показано и лечение кислородом под избыточным давлением в барокамере.
Также в поликлинике имеется дневной неврологический стационар. Здесь проходят лечение, когда есть выраженная боль и обострение. Это может быть при грыже диска, компрессии корешка, либо при проблемах с сосудами в шейном отделе. Стационар работает в две смены. Консультируют больных мануальный терапевт и специалисты по иглорефлексотерапии. Стационар взаимодействует с Центром реабилитации: больным могут выдать туда направление. Здесь также есть массажные кабинеты. Работают специалисты высшей категории.
Дневной стационар
От редакции. Признаться, от услышанного и увиденного немного закружилась голова. Сколько всего предлагает воронежская поликлиника!
Если в начале беседы главврач сомневался в правильности выбора темы и не поверил, что у нашего корреспондента больная спина, то в конце у него не было уже никаких сомнений. «Вы правы, — сказал он, — это действительно распространённое заболевание. Я хотел вам предложить, если у вас будут какие-то вопросы к нам, мы всегда будем рады вам помочь. Вы можете напрямую к нам обращаться, мало ли что. Учитывая вашу сложную работу, вы же занятый человек, мы можем и время, и особые условия подобрать, для того, чтобы провести вам лечение. Поэтому, ради бога, обращайтесь, мы рады будем всегда помочь».
Признаться, была мысль пройти «по маршруту» по «особым условиям», и попросить какого-нибудь жителя Северного района пройти обычным способом, чтобы потом сравнить результат. Но мы решили, что пойдём в порядке общей очереди и напишем обо всём сами. Так что ждите следующий материал — приключения нашего журналиста в воронежской поликлинике!
Фото автора