В Воронеже на прошлой неделе подвели итоги первой всероссийской премии «Туристические города», по итогам которой столица Черноземья была признана лучшей сразу в нескольких номинациях.
Областной центр заполучил Гран-при в категориях «Город медицинского туризма», «Город гастрономического туризма» и «Город образовательного туризма», а еще взял первое место в номинации «Город детского туризма» и третье – в категории за лучший маркетинг.
Изучая список завоеванных наград, возникает вопрос: действительно ли этот успех отражает реальную картину или это опять все на бумаге и в лучшем случае – просто аванс? Готов ли Воронеж в действительности к стабильному потоку туристов?
Читайте также: Развивая туризм – развивать экономику: сможет ли Воронеж стать не просто точкой на карте
Эксперты верно замечают: туризм – та сфера экономики, которая тянет за собой остальные. Однако любое строительство нужно начинать с фундамента. В данном случае, чтобы город был привлекателен для туристов, он должен быть привлекателен для местных жителей. Должен быть удобен, безопасен, должен давать возможности для развития. Туристическая инфраструктура может развиваться следом или параллельно, но не наперед. Только так можно достичь успеха.
О том, какое город производит впечатление на путешественников, о перспективах развития туризма в Воронеже и итогах премии говорили сегодня, 3 апреля, в Доме журналистов.
Итак, премия «Туристические города» в этом году проходила в первый раз. На финал конкурса в столицу Черноземья съехались представители 55 городов из 36 регионов. Участники получили возможность не только заявить о себе, рассказать о своих регионах, но и увидеть Воронежскую область, а еще принять участие в событиях деловой программы.
Вице-мэр Людмила Бородина заверяет, что взятые награды, на ее взгляд, ничуть не аванс.
– Члены жюри оценивали конкурсантов жестко. У нас (прим. – воронежских представителей) права голоса не было, мы никак со своей стороны не могли на итоговую оценку повлиять.
Кроме того, – отмечает спикер, – мы получили уникальную возможность просмотреть все заявки, послушать всех выступающих, оценить качество подачи информации, перенять опыт.
Эксперты говорят, что признание Воронежа лучшим в плане гастротуризма и медицинского туризма – уже не мало.
В плане гастрономии регион активно развивается. Президент Ассоциации кулинаров и рестораторов Черноземья Дмитрий Выродов отмечает, что в регионе не только стараются угощать специалитетами и делать упор на местной продукции, но и активно занимаются «гастрономическими раскопками», превращая их в сувениры, делая упор на узнавании (прим. – чтобы какое-то блюдо, продукт, ассоциировались именно с Воронежем).
В плане медицинского туризма город может быть интересен в первую очередь жителям соседних регионов. В Воронеже медицина находится на достаточно высоком уровне, и очень важно, что чтобы получить какую-то услугу, не нужно ехать далеко, подчеркивает директор ООО «Воронеж-Мед-Тур» Геннадий Пластунов.
Екатерина Шрамко подтверждает, что в Воронеже по-прежнему очень много транзитных туристов (город находится между столицами и югом), от этого никуда не уйдешь, помимо этого, в столицу Черноземья едут на пару дней, что называется, в тур выходного дня.
– Наш турист – турист выходного дня, который приезжает на автомобиле или поезде из соседних регионов. По чеку, сити-брейк – это от 2,5 тыс. рублей до +5 тыс. за день.
Говоря о программе развития туризма на уровне города, мы делаем акцент на культурно-познавательный туризм в новом, современном формате, событийный туризм – календарь уже наполнен, делаем акцент на медицинский туризм и деловой туризм, бизнес-туризм (прим. – самый высокий средний чек) – их мы также стараемся вовлекать в экскурсионные активности.
А вот одна из слабых сторон развития туризма как городского, так и регионального – маркетинг, работа на узнавание.
– У Воронежа есть все, кроме мощного продвижения. Сравнивая качество жизни в различных городах, я понимаю, что мы по многим позициям выигрываем, но качество продвижения страдает, – признает Бородина. Над этим тоже будут работать, заверяют представители профильных структур.
Эксперты рассказывают, что большинство представителей регионов, которые приехали на финал конкурса, были у нас впервые. Однако впечатления от посещения столицы Черноземья у них остались самые положительные. Гости отмечают доброжелательность воронежцев, красоту города (прим.ред. – главное, приехать в правильный сезон) и много другое.
Не спорим, что у Воронежа действительно есть ряд достоинств, благодаря которым в перспективе можно будет говорить о столице Черноземья как о городе для путешествий. Однако создается такое впечатление, что все-таки на каком-то уровне происходит некоторая подмена понятий. Повторим мысль: город должен быть в первую очередь удобен для жизни. Остается только надеяться, что в попытках развивать туризм у нас подтянут и работу общественного транспорта (прим. – кошмар каждого жителя столицы Черноземья), и уборку улиц (прим. – зима прошла, грязь осталась), и другие сферы, на которые воронежцы жалуются изо дня в день.