В России в последние несколько лет четко прослеживается тренд на внутренний туризм. И если одни города – Москва, Петербург, Сочи, Нижний, Казань – были готовы к еще более пристальному вниманию со стороны путешественников, им не привыкать, то в других инфраструктура пока находится в зачаточном состоянии. Одно ясно: для российских регионов гости из других городов (и стран) – благо. Ведь активно развивающаяся туристическая отрасль подтягивает за собой и все остальные.
Привлекательность Воронежа в туристическом плане до недавних пор была не так очевидна. Власти признаются: предпринимать попытки по развитию направления начали примерно в 2016 году. До этого акцент ставили в основном именно на региональный туризм. Работы до сих пор очень много, столице Черноземья определенно есть чему учиться.
Как грамотно проработать бренд города, что для этого делается сейчас у нас и как с туристическим сектором работают в других регионах страны – об этом и многом другом эксперты говорили во время сессии «Туризм – драйвер развития современных городов». Событие провели в рамках первой Всероссийской премии «Туристические города», финал которой в эти дни проходит у нас. На подведение итогов премии в Воронеж съехались гости из 50 городов страны, эксперты федерального и муниципального уровней.
– У нас где-то в 20/21 году произошло смещение фокуса со столицы на регионы. Это значит, что между регионами усиливается конкуренция, что теперь нужно бороться за своего клиента, – отмечает в начале экспертной сессии генеральный директор Выставочного научно-исследовательского центра R&C и председатель жюри конкурса Дарья Островская (Москва).
Спикер рассказывает о совместном исследовании с Институтом дизайна ВШЭ, которое провели около года назад. Оно показало, что в России насчитывается 453 узнаваемых территориальных бренда – то есть именно столько городов/регионов являются узнаваемыми.
– Если смотреть на картину в целом, можно сказать, что за последние 10 лет количество региональных брендов увеличилось ровно в два раза. За последние 5 лет примерно на 10% выросло число городов, число конкретных локаций, у которых есть стратегия продвижения, – отмечает эксперт.
Если посмотреть на то, как создаются региональные бренды сейчас, можно отметить, что к этим процессам стали активнее привлекать местное бизнес-сообщество, бренды стали больше задумываться над смыслами (зачем приезжать в конкретный регион), кроме того, прослеживается максимальная интеграция бренда в городские пространства и активности.
Туризм – это не только про море, горы или пляжи. Существует множество направлений, в том числе, например, туризм деловой (форумы), событийный (прим.ред. – в Воронеж многие едут ради Платоновфеста), медицинский, промышленный и т.д.
Воронеж поздно «опомнился», что нельзя выпадать из приоритетной отрасли экономики, признает в ходе сессии вице-мэр областного центра Людмила Бородина, нельзя упускать возможности, которые есть и были. Зато сейчас в городе многое стараются делать с оглядкой на развитие туризма.
– Чтобы к тебе поехали гости, нужно навести дома порядок, – подчеркивает спикер.
Повышению туристической привлекательности способствуют реконструкция общественных пространств, восстановление объектов культурного наследия, развитие парков и скверов, насыщенная событийная программа. Если этим заниматься, то в конечном счете Воронеж действительно имеет все шансы стать одним из «туристических мощных хабов», уверена спикер.
Руководитель Центра управления проектами «ФОРТОФФ», эксперт в области ГЧП Надежда Санина (Воронеж) обращает внимание, что город, нацеленный на развитие туризма, в первую очередь должен быть удобен для самих горожан.
– Если бы у меня спросили, за что я люблю Воронеж, я бы, наверное, ответила, что в первую очередь – за атмосферу. По большому счету, где бы мы ни были, что бы нас ни окружало, самое главное – это наши эмоции. Я уверена, что прежде, чем приглашать к себе внешнего туриста, важно, чтобы каждый из нас в своем городе четко понимал, что он находится в дружественной атмосфере, которая закрывает максимальное количество как его базовых потребностей, так и потребностей более высокого уровня.
Поэтому нужно делать упор на формирование комфортной городской среды. Этому активно способствует такой инструмент, как концессия. Большинству воронежцев, наверное, термин уже хорошо знаком в связке с новостями о парке «Дельфин», а теперь и «Танаис». Один из них уже реконструировали за счет государственно-частного партнерства (прим. – когда концессионер получает государственное имущество на определенный срок, реконструирует его и может получать доход от использования), второй – только собираются.
Однако на самом деле в концессию можно отдавать все что угодно – от дорог до подземных и надземных переходов, в контексте туризма – в концессию уже отдают целые исторические кварталы. Кстати, в соответствии с недавно принятыми поправками концессионер вправе поменять целевое назначение объекта (до заключения соглашения, только если все стороны согласны). То есть, например, заброшенный детский лагерь может стать санаторием, а медицинское учреждение – отелем.
– Если говорить о динамике развития концессии, то в 2020 году в концессию общественных пространств у нас было передано 10 объектов, в 2023 году – 60 на сумму свыше 30 млрд рублей. 80% – это внебюджетные деньги. Предприниматели начинают понимать, что любить свой город - значит вкладывать в него, – говорит спикер.
Кстати, Воронеж – один из первых городов, отдавших в концессию целый парк. Ввиду недостатка бюджетного финансирования он – речь, разумеется, идет о левобережном «Дельфине» – долгое время был депрессивной территорией.
Многие не верили в коммерческий успех предприятия. Однако цифры говорят об обратном.
– По сути, концессионер из парка создал бизнес-инкубатор. Сейчас на территории «Дельфина» более 40 предпринимателей. В 2023 году там приняли более 2,5 млн гостей. Мы планировали, что доходность будет максимум 4 млн в месяц. При этом окупаемость должна была сложиться за 6 лет. Сейчас очевидно, что парк дает больше – 5-5,5 млн в месяц, а окупаемость выходит на 4-4,5 года.
В Воронеже уже запланированы торги по передаче в концессию парка «Танаис», который имеет все шансы повторить успех левобережного пространства.
Но общественные пространства – далеко не все, что нужно, чтобы город полюбили в первую очередь сами его жители, а затем туристы. Современная городская среда – это и про удобную транспортную инфраструктуру (безопасный и комфортный общественный транспорт, велодорожки, где же вы?), и про разнообразие досуга, доступность культурных пространств, спортивной инфраструктуры, развитость сферы услуг, безбарьерную среду и многое другое. Очевидно, что Воронежу, мягко говоря, есть над чем работать.