Гороскоп на 17 мая: не все ожидания оправдываются

Синоптики спрогнозировали в Воронеже теплые и дождливые выходные

Защита осужденного за присвоение 58 млн экс-ректора ВГТУ отозвала ходатайство о замене наказания

Сегодня необходимо тщательно продумывать все действия, тогда и результат будет вполне ожидаемым и даже лучше

Грозы обрушатся на Воронежскую область

На Московском проспекте ликвидируют парковочные карманы

Летние каникулы в воронежских школах стартуют с 26 мая

Воронежский суд постановил снести скандальный особняк на берегу Усманки

Миллиардный штраф за ущерб Воронежскому водохранилищу так и остался не оплачен

В Воронеже движение у площади Ленина будут закрывать в течение двух недель

Воронежцы берут своих домашних любимцев на отдых в Грузию и Турцию

Сегодня стоит играть первую скрипку лишь в тех сферах, где вы являетесь экспертом

Заболеваемость COVID-19 выросла в два раза в Воронежской области

Стало известно число пострадавших при взрыве в Острогожске 9 мая

Снова отложили снос стадиона профсоюзов в Воронеже

День не будет существенно отличаться от предыдущего, поэтому стоит мобилизовать все свое внимание, дабы неприятные происшествия не испортили картину дня

Начальнику ЮВЖД вынесли предупреждение за игнорирование обращений воронежцев

Воронежский губернатор: «Факел» уже переписал историю, подарив нам три сезона подряд в РПЛ

Следующие длинные выходные ждут воронежцев в июне

Торги на строительство школы на 1500 мест под Воронежем провалились

День накануне полнолуния будет довольно сложным, вполне вероятно, что можно столкнуться с предательством, так что сегодня важна неустанная бдительность
 

На учет в воронежских военкоматах поставлены 142 «новых» гражданина РФ

Более 16 часов Воронежская область находится под угрозой атаки БПЛА

Воронежцев начали пугать украинской акцией «Отравление» ко Дню Победы

Зарплаты в Воронежской области подскочили на 20% с начала года

 

Видео атаки БПЛА на Воронежскую область опубликовали в соцсетях

Экс-глава Ямного под Воронежем попал под уголовное дело

День очень чувственный, но при этом обойдется без перегибов и ссор

Мотопробег «Ночных волков» в честь юбилея Победы прошёл в Воронеже

Воронежцам пообещали единый номер и чат-ботов для обращения к врачам

 

Интервью

Новый ректор академии искусств Ольга Скрынникова: «Нам дерзкий пиар не нужен»

some alt text
То, что «власть сменилась», стало заметно уже на входе в институт. Раньше любой визит в здание в Северном районе сопровождался дружественным приветствием охраны на входе. В этот же раз новые ЧОПовцы (прежних сменили) всем своим видом показывали, как важна их работа. Агрессивный настрой как-то сразу испортил настроение. Но больше удивил неприятный вопрос «А у вас есть разрешение на съемку?», когда я стала фотографировать фасад вуза. Как будто теперь он какой-то режимный объект. Радует одно — непосредственно к работе вуза и творческим завоеваниям эти люди отношения не имеют. О том, каким видит вуз и какую политику будет проводить новый ректор — в нашем материале.
 

Ольга Скрынникова
 
 
«Бояков ехал не на пустое место»
 
— Что из себя представляла Академия до прихода Боякова?
 — Это было учебное заведение с очень солидной репутацией. Это отметил и сам Бояков, когда появился у нас: «Мне хвалили вуз в Министерстве культуры. Я ехал не на пустое место».
 
В 2011 году мы отметили 40-летие. Вуз, несмотря на «молодость», имеет свою историю, интересных педагогов, сложившуюся научную, творческую школу. Воронежская Академия в начале 2010-х годов неоднократно становилась победителем всероссийского конкурса образовательных программ по нескольким направлениям: инструментальное исполнительство, этномузыкология, театральное искусство.
 
Кстати, на базе нашего вуза в начале 90-х в Нальчике создавался Институт культуры и искусства как наш филиал. Сейчас это самостоятельное учебное заведение — Северо-Кавказский институт искусств. Но у нас до сих пор сохранились связи. Скажем, в 2012 году мы проводили творческие школы по направлению «Культура и искусство» в 8 федеральных округах — сопровождали работу по данному проекту вузов искусств во Владивостоке, на Урале, в Сибири, в Поволжье, в том числе и в Нальчике.
 
Наши выпускники известны по всей стране. Ещё в 80-х годах они работали далеко за пределами Воронежа. И сегодня наша география огромная: от центральной России и юга до Владивостока и Сибири, не говоря уже о зарубежье. Много наших выпускников работают в столичных театрах и оркестрах, например, в Большом театре, театре им. Маяковского, Современнике, БДТ, Моссовете. Есть они и в московской, петербургской и нижегородской консерваториях, в оркестре Башмета, в Михайловском, Александринском театрах, Мариинке.
— Почему предыдущий ректор Виктор Семёнов, который пользовался всеобщим уважением как среди ректоров других вузов, так и внутри академии, покинул свой пост?
— Смена руководства произошла в связи с возникновением новой концепции развития Академии, которая была связана с именем Эдуарда Боякова.
— Где сейчас Виктор Семёнов?
— Министерство культуры поддержало ходатайство ученого совета вуза и назначило Виктора Николаевича на должность президента Академии. В этой должности он находится и по сей день. Он делится своим опытом, ведёт общественную деятельность за пределами Академии. Также он остаётся заведующим кафедры Камерного ансамбля и концертмейстерского мастерства, активно занимается педагогической работой со студентами и ассистентами-стажерами.
 
 
«Любой вуз — это стандарт и жёсткие требования. Называть это бюрократией — глупо»
 
— Из общения с преподавателями, другими сотрудниками Академии и студентами я знаю, что Бояковым были недовольны. Почему?
— Они же вам как-то это объясняли?
— Студенты музыкального факультета опасались, что они не получат классического образования, их будут готовить для работы в мюзиклах. Студенты театрального жаловались на то, что в их программу включили сомнительные, на их взгляд, тексты современных драматургов вместо проверенных временем авторов. Часть студентов критически относилась к его внешнему виду, к тому, как он держится, впрочем, другая часть, наоборот, приветствовала это.
— У многих преподавателей причины недовольства были такие же: это вопросы вкуса, стиля, манеры, определённых пристрастий. Но каждый человек имеет право выбора, так ведь? 
 
В учебных заведениях есть общепринятый дресс-код. Естественно, Эдуард Вячеславович в этот дресс-код не вписывался. Он пришёл из театральной среды, был заточен на европейские тенденции стиля и моды, где предполагалось совершенно другое.
 

Эдуард Бояков
 
— А что касается его работы в качестве ректора?
— Я поделюсь, скорее, своими представлениями о работе ректора вообще. Ректор творческого вуза, вуза искусств в работу преподавателей в классе не должен вмешиваться и вносить каких-то радикальных изменений. Он должен выбрать и предложить определённое направление деятельности, выработать стратегию развития, создать созидательную атмосферу.
 
Любой вуз связан с определённой системой требований. И как бы ты себя не позиционировал, «человеком арт-кластера», современных позиций и прочее, или, наоборот, традиционалистом, в любом случае, обучение — это жёстко регламентированный процесс. По окончании вуза студент получает диплом государственного образца. Этот диплом — результат деятельности в рамках федерального образовательного стандарта. Там жёсткие рамки. И что бы тут не говорили, не называли это бюрократией, это и есть та самая повседневная работа, та данность, отрицать которую есть некая глупость.

Тем более, что в любом стандарте есть вариативная часть. И вот тут-то мы и можем развернуться, представлять в качестве новых учебных дисциплин, авторских курсов и методик то, что нам интересно, то, в чем мы сильны и чем отличаемся от других. Но и здесь, конечно, существуют определённые пределы. Абсолютной свободы нет.
 
 
«Бояков ставил задачу встроить вуз в региональную среду, но мы из неё и не выходили»
 
— На что была направлена политика Боякова?
— На расширение специальностей, факультетов, на бОльшие контакты с региональной властью, на формирование рычагов воздействия на культурную среду города. Главная задача была обозначена замечательно: встраивание вуза в региональную среду. Но здесь есть один нюанс: мы, на самом деле, всегда были встроены в эту среду.
 

Филармонический концерт Академии
 
— Тогда что же он пытался сделать?
(молча улыбается, — прим. авт.) Академия должна была стать генератором и катализатором идей, способных влиять на культурное пространство города. Но мы уже встроены в это пространство своими выпускниками и своей деятельностью. Только результаты нашей работы не были пропиарены. Информация-то всем была известна. Но пиар пиару рознь. Пиар ведь есть и дерзкий. Мы дерзко о своих завоеваниях никогда не говорили.
 
К слову, вы знаете, сколько наших выпускников работает в городе? Все коллективы в филармонии, артисты симфонических оркестров, солисты театра оперы и балета, детские школы искусств, два музыкальных колледжа, Камерный театр под управлением Бычкова, драматический театр под управлением Петрова, ТЮЗ — везде наши выпускники. Напомню, что и руководители департамента культуры области и управление культуры города — тоже наши выпускники (Э.А. Сухачева и И.П. Чухнов — прим. авт.).
 
А на днях я для себя ещё раз отметила, насколько мы глубоко встроены в культурную жизнь города. В ВГУ был концерт, посвящённый Дню знаний, в котором участвовал молодёжный симфонический оркестр под руководством Юрия Андросова. И основная часть его участников — включая дирижёра! — либо наши студенты, либо выпускники.
 
 
«Шокировать — не наша цель»

— Как вы считаете, академии нужен был такой «дерзкий» пиар?
— Я думаю, что пиар, конечно, нужен. Сейчас мы живём в новом времени, что при всей нашей богатой на творческие события внутренней жизни есть внешний мир, и о себе нужно рассказывать. Но пиар не должен быть провокационным. Сейчас это модно, и понятно, почему: поток информации настолько огромен, что читатель прежде всего обращает внимание на какое-то парадоксальное, шокирующее событие. Но это не наша цель. Мы не будем шокировать.
 

Оркестр народных инструментов Академии искусств
 
 
— Разве искусство не должно шокировать, будоражить?
— У искусства много функций и разных приёмов, методов и форм обращения к зрителю. Шок — не единственный и не самый первый приём.
 
Искусство, в первую очередь, связано с понятием «гармония». Оно должно духовно, нравственно наполнять человека, придавать ему сил, быть ему поддержкой, прививать философское отношение к жизни. Особенно в современном мире. Искусство должно заставлять человека думать, сопереживать, наслаждаться или, наоборот, негодовать. Помогать человеку развиваться, стремиться и ставить перед собой какие-то высокие цели. Я не ханжа. Все мы понимаем, что есть бытовая сторона жизни. Но не надо обытовленную повседневность с её пошлыми частностями или житейскими мерзостями социального «дна» делать единственно актуальным содержательным планом в искусстве. Искусство должно «вытягивать» из повседневности.
 
Эти суждения никак не отрицают эстетику безобразного в искусстве. Нам знакомы такие явления, как «Голова Медузы Горгоны» Караваджо, или «Крик» Мунка, или «Жизнь с идиотом» Шнитке, которые словно возникают в те определённые времена, когда человечеству надо дать эстетическую пощечину, чтобы привести его в чувство и заставить  очнуться от пребывания в  состоянии довольства тогда, когда рушится мир.
— Мне кажется, многие как раз восприняли Боякова как эстетическую пощечину. До сих пор говорят: приехал Бояков и в кои-то веки расшевелил наше болото.
— Я слышала такие мнения раньше. Но если об этом по-прежнему говорят — значит, нужно понять, почему. Думаю, что точки над «i» расставит время.
 
Бояков, несомненно, человек творческий и талантливый, не укладывающийся в привычные стереотипы, но по своей внутренней организации стремящийся к молниеносному результату, а это не всегда срабатывает при решении каких-то проблем.
— Насколько хорошо для вуза, когда многое, если не всё, держится на личности ректора, когда вуз ассоциируется с именем ректора?
— Ректор, несомненно, лицо вуза. Но должен быть баланс по отношению к коллективу, ведь за ректором стоит профессорско-преподавательский состав, а в нём есть личности более известные, чем ректор. Я ратую за то, чтобы именно таких ярких личностей среди преподавателей было как можно больше.
 
 
«Нам не хватает территории»
 
— Были проекты, которые Бояков, когда пришёл, завернул, остановил, потому что они ему не понравились? И будут ли они продолжены сейчас?
— Нет. Все фестивали, олимпиады, конкурсы — всё, что мы проводили, осталось. Более того, продолжает жить и набирать силу.
— Что из того, что привнёс Бояков, останется?
— У нас остаются два курса, которые набрали режиссёры Михаил Бычков и Руслан Маликов. Их студенты сейчас продолжают обучение. Остаётся курс, который набрал новый для Академии преподаватель — художник Александр Ходюк. Он очень интересный мастер, работает в разных жанрах: станковой живописи, скульптуре, графике, а это редкое сочетание.

Всероссийская конференция «Болховитиновские чтения»
 
— А как насчёт появления новых факультетов?
— Мне часто задают этот вопрос. Воплощать эту идею может и должен не только ректор — это работа и профессуры, и преподавателей, и вспомогательных служб Академии, в том числе и тех, кто кропотливо составляет учебные планы, и тех, кто сопровождает материально-хозяйственную сторону образовательного процесса. У нас подготовлен пакет документов для подачи заявки на лицензирование новых программ и направлений. Но мы не можем двигаться вперёд — нам просто не хватает территории, не хватает учебных площадей. На тех двух этажах, что у нас есть в корпусе Северного района на улице Генерала Лизюкова, это сделать пока невозможно.
— Бояков открыл и активно продвигал идею творческих мастерских. Можно ожидать, что они продолжат свою работу?
— Над академией творчества мы очень долго работали. Мастерские были очень востребованы: люди занимались в течение учебного года, потом звонили всё лето с единственным вопросом: «Когда начало занятий?» Мы, конечно же, будем это направление продолжать развивать. Но опять возникает вопрос — на каких площадях? Какие-то проекты останутся в Северном районе. Судьбу других будем оперативно решать. Мы надеемся, что нам удастся хотя бы частично получить какие-то помещения в Мариинской гимназии — свои предложения в департамент культуры мы направили. Нам ответили, что вопрос рассматривается, но итогового результата пока нет. Ждём решения.
— Будут ли по-прежнему приезжать и проводить мастер-классы и творческие встречи известные деятели культуры, как, например, Михаил Шемякин, Татьяна Гринденко и другие?
— У нас такой формат — творческие встречи и мастер-классы — существовал и раньше. К нам приезжали очень известные композиторы, ученые, исполнители, актеры, режиссёры: Владимир Мартынов, Борис Тищенко, Мстислав Ростропович, Петр Меркурьев, Родерик де Ман, Виктор Екимовский, Владимир Тарнопольский, Фридрих Липс, Иван Соколов, Александр Скульский, Валентина Холопова и многие другие.
 
 
«Воронеж — едва ли не единственный город в России, где институт искусств находится на окраине»

— Вы затронули вопрос помещения. Здание Дома офицеров было необходимо Академии, как воздух?    
— Конечно. Воронеж в этом смысле «уникальный». Мы едва ли не единственный город в российской провинции (я изучала этот вопрос), где вуз искусств расположен на окраине. Во всех крупных городах — Новосибирске, Екатеринбурге, Перми, Астрахани, Саратове, Ростове-на-Дону — такой вуз находится в историческом центре города.
 
Представьте, если бы Академия располагалась в центре Воронежа и регулярно представляла широкой публике свои проекты — открытые лекции, мастер-классы, выставки, спектакли. У нас же каждую неделю проходят какие-то значимые для нас мероприятия, и мы бы хотели, чтобы они были значимы для города. Это изменило бы культурную среду, привнесло бы в неё живой творческий импульс, связанный с молодым поколением. Но территориально мы расположены невыгодно. Вы знаете наши пробки, в Северный район добраться практически невозможно. Как только мы что-то проводим в центре, это даёт совершенно другой эффект.
 
Когда мы вели концертную деятельность на территории Дома офицеров, у нас практически на всех мероприятиях были полные залы. Например, в этом году был Пасхальный хоровой фестиваль. Для его проведения мы выбрали камерный зал, и пришлось добавлять стулья для слушателей: сидели на полу, стояли по периметру — был большой успех. Если бы мы выбрали для этого мероприятия большой зал, который вмещает 400 человек, он был бы заполнен.
 

Дом офицеров
 
— Здание Дома офицеров вам не принадлежит?
— Нет. Оно находится на балансе департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области. В филармонии это здание находилось в оперативном управлении. В 2014 году филармония заключила с нами договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом.
— На основании чего договор был расторгнут?
— В договоре был пункт, согласно которому он мог быть расторгнут по инициативе филармонии в любой момент с формулировкой "государственная необходимость".
— Есть ли сейчас какая-то возможность переехать в центр города?
— Мы — федеральный вуз, поэтому переехать можем только в здание, которое находится на балансе федерации.

Чтобы разместить институт искусств в центре города, в здании должен быть концертный зал, пространство для выставок, театральные площадки и т.д.
— Дом офицеров отвечал этим требованиям?
— Да, полностью.
 

Дом офицеров изнутри
 
— Получается, что сейчас в этой ситуации поможет лишь политическое решение.
— Думаю, да.
 
«Возвращение Музы — не та тема, которая волнует меня сейчас как ректора»
 
— Я слышала, что вы хотите вернуть Музу.
— Вокруг Музы очень много разговоров. Но это не та тема, которая в настоящий момент меня, как ректора, волнует. Есть множество других задач, которые нужно решить. Муза находится на нашей территории — в гаражах, и вечно там она находиться не может. Но что с ней делать — мы пока не решили. Во всяком случае, крепить Музу на прежнее место не будем. Это очень дорогостоящий проект, он потребует около 3,5 млн рублей.
— Откуда такая заоблачная цифра?
— Она не заоблачная. Муза — тяжелая скульптурная группа. Для того, чтобы её закрепить, нужно демонтировать всё то, что есть сейчас. Зачем? (Имеется в виду П-образная арка, которая была сооружена по заказу Боякова по примеру той, что установлена в Перми, — прим. авт.)
— Есть идеи, что с ней сделать?
— Муза может быть закреплена на земле в зоне аллеи нашей академии. Но просто так её поставить нельзя, нужно создавать определённую ландшафную среду.
— У вас есть какие-то идеальные представления об облике Академии и о том, где она должна размещаться?
— Моя мечта большая — чтобы академия искусств развивалась в центре Воронежа. Малая — надстроенный лёгкий утепленный третий этаж со стеклянными конструкциями на нашем двухэтажном корпусе в Северном районе. Это, кстати, не отягощающий проект. Там могли бы расположиться репетиционные залы, хореографический зал, мастерские для художников — им как раз нужно много света. Очень заманчивая концепция, над которой интересно было бы работать.
 

Фестиваль «Открыто»
 
Какие последние события в жизни Академии вы бы отметили и какие планы у вуза на ближайший период?
— С удовольствием назову победу нашей выпускницы Антонины Весениной на Международном конкурсе им.Чайковского в номинации «Академическое пение», IV премия. Со всего мира соревновались певцы, из сотен заявок выбрано около 20 человек, и из них — наша воронежская девочка стала четвертой. В последнем туре финалисты исполняли свою конкурсную программу с оркестром Мариинского театра, дирижировал Валерий Гергиев.
 
Мощный успех был у нашего фольклорного ансамбля «Воля» на фестивале в Македонии в июле, куда коллектив был приглашен правительством государства.
 
В августе группа наших студентов по результатам конкурса получила возможность участвовать в Крыму во Всероссийском молодежном форуме «Таврида», который проводился при поддержке администрации президента России. В форуме приняли участие более 500 молодых людей, в том числе и из других стран. На форум в качестве педагогов были приглашены Н. Бабкина, О. Кормухина, Ю. Розум, А. Малышев, группа "Уматурман". Наша студентка 4 курса вокального отделения Татьяна Абдулина представила проект «Постановка оперы "Евгений Онегин" на Тамбовской земле» и выиграла грант на его реализацию. Всего было представлено 120 проектов и отобрано 20, и проект Татьяны вошел в их число.
— Какие планы у академии на ближайший период?
— На ближайшие три–четыре месяца — несколько интересных проектов и программ. На следующей неделе наши фольклористы приглашают всех желающих на творческую встречу с профессором, доктором этномузыкологии Родны Величковска из Республики Македония. Величковска — известный этномузыколог, профессор Университета Святых Кирилла и Мефодия в городе Скопье в Македонии.
 
В начале октября проводим конференцию к 175-летию Петра Ильича Чайковского. В рамках конференции будет творческая встреча с правнучатой племянницей Чайковского — Натальей Бурмейстер-Чайковской.
 
В октябре ждем встречи с искусствоведом, главным редактором журнала iXBT Сергеем Уваровым, который прочитает открытые лекции о режиссерах Сокурове и Хамдамове.
 
В ноябре ждем в гости солистов Московского ансамбля современной музыки, невероятно интересного коллектива с концертной программой и творческой встречей.
 
В декабре проводим научную конференцию "VIII Болховитиновские чтения", в рамках которой тоже планируем мастер-классы и лекции.
 
Ну а в скором времени, в конце сентября, пройдут бесплатные мастер-классы для одарённых детей, обучающихся в школах искусств и колледжах Воронежа. Этот проект проводим по гранту федеральной целевой программы «Культура России».
 
И, конечно же, не заставит себя долго ждать Академия творчества для взрослых и детей, программу нового учебного года планируем запустить в октябре.
 
 
P.S.: По настоятельной просьбе героини интервью текст был изменён практически до неузнаваемости. Редакция не берёт на себя ответственность за 100% авторство данной публикации.

Читайте также:
«Итоги года работы Эдуарда Боякова на посту ректора Воронежской Академии искусств»
Фото из архива Воронежской Академии искусств, Кирилла Усольцева и Алины Полунчуковой