10 октября в антиковидный указ губернатора Воронежской области были внесены очередные изменения. Одно из них — рекомендация высшим образовательным учреждениям перевести процесс обучения в дистанционный формат начиная с 12 октября. Этому совету уже последовали ведущие вузы областного центра. Но готовы ли учащиеся к новой «удаленке» и что они о ней думают?
Корреспондент 36on.ru опросил будущих врача, психолога, экономиста, юриста и журналиста, получающих образование в разных учебных заведениях Воронежа. Студенты рассказали нам о преимуществах и недостатках дистанта, вспоминая предыдущий опыт получения знаний в таком формате.
Однообразный учебный процесс и слабая компьютерная грамотность преподавателей
Большинство студентов негативно относится к дистанционному обучению именно из-за того, что многим сложно выдерживать несколько часов монотонных лекций. Учащимся не хватает интерактива. Но они отмечают и положительные стороны «удаленки».
– Вообще в переходе на дистанционное обучение есть что-то хорошее. По крайне мере, для здоровья студентов и преподавателей, – рассказывает Алиса Ситникова, третьекурсница психолого-педагогического факультета ВГПУ. – Я не особо ощутила какие-то ухудшения в самом образовательном процессе от внедрения в него компьютерных технологий. Наоборот, даже как-то приятно, что преподаватели постепенно учатся пользоваться новыми социальными платформами и медиа. Но, если честно, поначалу с мотивацией было сложно. Находясь дома, трудно заставить себя что-то сделать. Особенно задания по физкультуре или по другим предметам, не особо относящимся к твоей специальности.
Если говорить о том, как проходит образовательный процесс в этот период, то можно сказать, что не слишком хорошо, но и не слишком плохо. Пары в основном ведутся в ZOOM, общение с преподавателями – в WhatsApp или по электронной почте. Немного досадно, что занятия проходят, как обычная лекция, с монотонной подачей материала, хотя есть все способы показать нам презентацию, видео, что-нибудь интересное и интерактивное. Такое происходит из-за некомпетентности преподавателей в цифровой сфере. Большинство из них просто не знает о существующих сервисах со всякими интерактивными досками и прочих платформах.
Отсутствие практики
Будущим врачам, как никому другому, необходима постоянная практика, чего лишает обучение по компьютеру. Это волнует как студентов, так и их будущих пациентов.
– Так как я учусь в медицинском, то переход на дистанционное обучение я воспринимаю с отрицательной стороны, так как в моей профессии важна практика, а уже потом теория. А при дистанционном обучении я этой практики, к сожалению, не имею, – делится Маргарита Григорова, студентка 4 курса педиатрического факультета ВГМУ им. Н. Н. Бурденко. – Ну а с другой стороны, как человек, который к медицине имеет прямое отношение, я понимаю, что в сложившейся ситуации это вынужденные меры, необходимые для того, чтобы снизить число заболевших, так как больницы реально переполнены, и эту жуткую картину я наблюдала собственными глазами.
Мои пары в основном проходят в больницах и преимущественно в детских, а это означает, что если у меня будут скрытые симптомы заболевания ковидной инфекцией, то я буду подвергать опасности не только своих одногруппников, но также и детей с матерями, у которых уже может быть ослабленный иммунитет. Что касается образовательного процесса, то я думаю, что должны подключаться все электронные ресурсы, которые имеются у вуза. В моем, например, это платформы Webinar и Moodle. В приоритете Webinar, где большинство пар у нас и проходят, за исключением ряда предметов, так как некоторые преподаватели уже пожилого возраста. От них мы получаем задания по электронной почте. Кроме того, студенты сами должны искать какую-то дополнительную информацию в своих же интересах.
Легче сдавать сессию
Потребность в общении – ключевая составляющая в социализации. Из-за удаленки человек теряет коммуникативные навыки, которые так важны для будущих юристов.
– Мне кажется, что у перевода на дистанционное образование есть как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, не будет такого большого роста заболеваемости, плюс сдавать сессию в Moodle нам гораздо удобнее. К тому же не нужно вставать и ехать на пары, зачастую в другой конец города, по пробкам и в забитых маршрутках. Но с другой стороны, обучение из дома уже порядком поднадоело, хочется побыть в университете, пообщаться с друзьями. Однако, несмотря на этот минус, мы все равно переходим на дистанционку, – говорит Иван Логунов, студент 3 курса юридического факультета ЦФ РГУП.
Непродуктивный образовательный процесс
Эффективность получения образования по интернету до сих пор является спорным вопросом: с одной стороны, образовательный процесс из любой точки мира очень привлекателен своей доступностью, с другой же, сохранить внимание, находясь в самом учебном заведении, гораздо проще.
– Перевод на дистанционное обучение в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации был предсказуем. Наверное, пройди большинство людей вакцинацию, вновь уходить на Moodle не пришлось бы. Лично мне гораздо проще учиться очно – учебный процесс проходит продуктивнее, а информация воспринимается легче. В отличие от дистанционного обучения у тебя есть возможность подойти к преподавателю и что-то спросить лично. Все же мне необходим зрительный контакт с педагогом. Но другого сейчас не остается, поэтому довольствуемся тем, что имеем, – сетует Валерия Лепехина, студентка третьего курса экономического факультета ВГУ.
Самое главное – здоровье
Кто-то больше переживает о качестве получаемого образования, а кто-то – о своем организме. Сколько людей, столько и мнений. Нам лишь остается принимать новые меры и подстраиваться под них.
– Переход на дистанционное образование был просто необходим. Количество новых заболевших будет только расти, если не ограничивать массовые мероприятия, вроде тех же пар в университете. Будь большинство их посещающих людей вакцинированы, было бы, на мой взгляд, меньше новых заболевших. Что касается перехода на дистанционное обучение – мне нравится. Пары не теряют смысловой нагрузки, просто все сидят по домам, а не в аудиториях. Плюс больше времени появляется на свои дела, работу, общение с близкими, а риск заболеть и, что хуже, заразить других коронавирусом – уменьшается, – подытоживает студент 4 курса факультета журналистики ВГУ Максим Третьяков.
В поисках ответа на вопрос, что думают о новой «удаленке» учащиеся вузов, мы также изучили страницы их образовательных организаций во «ВКонтакте». Мнение пользователей социальных сетей разделилось: кто-то рад введению дистанционного обучения, кто-то же, наоборот, мечтает скорее вернуться в аудиторию. Свои эмоции участники обсуждений выражают через картинки:
Также среди участников обсуждений популярно мнение о том, что запущенная эпидемиологическая обстановка – вина самих же людей: многие пренебрегают ношением масок, а также не пользуются санитайзерами:
Напомним, что изначально вузы планировали ввести смешанный вариант проведения занятий: с лекциями по интернету и с практикой в самом учебном заведении. Однако ежедневное ухудшение эпидемиологической ситуации с новыми рекордами по количеству погибших от COVID-19 и числу инфицированных, а также нежелание большинства жителей региона прививаться вынудили власти ввести более жесткие рекомендации и ограничения. С начала недели в Воронежской области заработала система QR-кодов. Каким был первый день для бизнеса и посетителей заведений, читайте в репортаже журналиста 36on.ru. Что думают по поводу сложившейся ситуации рестораторы, рассказываем в нашем специальном материале.
Фото – Pixabay.