«Буран» завершил выступление в Кубке Шелкового пути. Исполняющий обязанности главного тренера, генеральный директор ХК «Буран» Михаил Бирюков предельно откровенно ответил на вопросы, интересующие тех, кто неравнодушен к хоккею в Воронеже.
– Михаил Олегович, что получилось в прошедшем сезоне, а что нет? Что Вас неприятно удивило – именно удивило, и наоборот?
– Начало сезона
– врагу не пожелаешь. Имеется в виду обрушившаяся на команду
пандемия. Но раз уж попали – это надо пережить. Подобного негативного опыта еще ни у кого не было и по факту мы оказались к ситуации не готовы. Причина банальна – отсутствие надлежащих условий. У нас, по сути, новый коллектив. Некоторые ребята уже жили на квартирах, остальные – в гостиницах. Когда закрыли гостиницу и парни остались на улице, понравилось, как они отнеслись друг к другу – протягивали руку помощи, помогали с жильем, лекарствами – за что я их поблагодарил. Был польщен и по-хорошему удивлен – есть, оказывается, еще человечность и такое понятие, как «плечо товарища». Я убедился – у нас получился неплохой коллектив, который хотелось бы сохранить. Это многие отмечали – тренерский состав, сами ребята. К примеру, когда несколько наших хоккеистов попали в больницу, ребята скидывались финансами, под окнами стояли, передачи приносили. Подобное сплачивает. Участвовать в этом было очень приятно. Это и есть самый положительный момент.
Неприятен итоговый результат. Ту задачу, которую не кто-то, а мы сами перед собой поставили, не выполнили. По большому счету, кроме президента Воронежской областной федерации хоккея, задачу и ставить-то некому. Поневоле приходишь к такому выводу, что, кроме немногочисленной армии болельщиков и президента, задача мало кому интересна. Естественно, тому есть объективные причины.
– Михаил Олегович, можно ли говорить о том, что в случае с ковидом «Буран» оказался в худшем положении или в других командах были еще более сложные ситуации?
– Трудности испытывали все коллективы. В иных командах заболевало по нескольку человек, где-то десять – уже много. Но так одновременно и жестко, как у нас… Возможно, у других подобного не было. Самое неприятное – в «Буране» это случилось после того, как мы заложили первый сбор и неплохо его провели, но уже тогда не по нашей причине перенесли два товарищеских матча и не смогли найти спарринг-партнера. Наверное, одна из основных причин плохого старта – мы пропустили два турнира. А в Пензе на вторую игру предсезонки не смогли собрать даже три пятерки. Естественно, без этих турниров непросто до конца понять возможности и состояние ребят, наиграть в деле какие-то сочетания. Вся предсезонка – это двусторонняя игра с «Россошью» и матчи с подмосковным «Динамо», которые тогда сами только вышли с карантина. Да и игра с динамовцами не совсем показательна, они на тот момент «никакие», а мы свежие. Как здесь определить реальный уровень?
Далее, на первую календарную
игру с
«Барсом», некоторые из наших хоккеистов вышли на лед всего за два дня до матча, а кто-то после месячного простоя вообще раскатывался в день игры. Естественно, все это не могло не сказаться на старте
Кубка Шелкового пути, который мы провалили – восемь поражений подряд. В принципе,
«Буран» все игры начинал неплохо, но нас хватало максимум на период. Потом потихоньку ребята приходили в себя, наращивали кондиции.
– Что дает положительного сотрудничество с ярославским «Локомотивом»? А в чем минус?
– Скажу как есть. Однозначно положительно то, что благодаря сотрудничеству с «Локомотивом» и учитывая молодость и мастерство их ребят, мы можем более-менее создать боеспособный коллектив. Хотя бы, как говорится, на бумаге. Если откажемся, то в том бюджете, в каком мы есть, «Буран» не сможет рассчитывать на некоторых игроков. Тех же Андрея Демидова, Данила Макарова. И не только. Мы не сможем дать ребятам такие зарплаты. Хотя они не заоблачные, абсолютно средние зарплаты Высшей лиги. Если не будет поддержки от Ярославля, то в чемпионате Высшей хоккейной лиги мы будем играть практически «Россошью», и вы сами понимаете, к чему это приведет. Мы и так внизу турнирной таблицы, в противном же случае картина будет выглядеть еще печальнее.
Минусы? Они просты. Наигрывая какие-то варианты, сочетания, как тренер понимаешь, что они в любой момент могут оборваться. Именно так у нас и произошло в конце сезона – уехали Максим Денежкин, Илья Николаев, чуть ранее Миша Беляев, убыл в Альметьевск на игры плей-офф Кирилл Слепец. Безусловно, это минус. Будь эти ребята в команде до конца, строчки на две-три мы могли быть выше. Ни в коем случае не виню в этом «Локомотив». У них своя ситуация, свои травмы, болезни. Условия есть условия. Это необходимость, без которой, наверное, можно существовать лишь молодежной командой Высшей лиги, но, я думаю, это не совсем правильно и никому не нужно.
– Как можно охарактеризовать действия воронежской молодежи?
– Если говорить о воронежцах, то Дмитрия Кузнецова, Александра Шипилова и Вадима Ефимова к молодежи мы уже не относим. Из молодежи – Дима Попов и Егор Баланов. Еще в прошлом сезоне я был первым заинтересованным лицом, чтобы привлечь Баланова в команду. Не побоялся подпустить парня 2002 года рождения. Егор свой шанс получил, но в каком состоянии он пришел на предсезонку! Я крайне недоволен. Надеюсь, это ему урок на будущее. Если молодой человек хочет расти и на что-то рассчитывает, он должен ходить в оптимальной физической форме и не выпадать из тренировочного процесса. Это, прежде всего, отношение к себе, это твои профессиональные качества. Думаю, Егор услышал и понял. Концовку он провел с нами, неплохо действовал. Но большую часть сезона я был недоволен. Сейчас он лидер в «Россоши». На следующую предсезонку Егор придет в надлежащем состоянии, с другой мотивацией, будет готовым не выпадать из тренировочного процесса и завоевывать место в основе среди мужиков.
Крайне неудачно начал сезон Дмитрий Попов – ковид, травма. В конце ему дали шанс, он показал бойцовские качества, сейчас тоже лидер «Россоши». Посмотрим, как сыграет в плей-офф. Попову обязательно дадим шанс, и все зависит только от него.
– Что бы Вы лично поменяли в структуре нашего хоккейного хозяйства, если бы от Вас зависело абсолютно все?
– Насущная проблема – реконструкция ледового дворца спорта. В этом вопросе мы, наверное, в лиге на последнем месте. В адрес нашего
«Юбилейного» поступали жалобы, причем адекватные. Спасибо президенту нашей областной федерации хоккея, господину
Александру Николаевичу Трубецкому. Своими усилиями он навел «точечный» порядок – в гостевой раздевалке, в тренерской. Сантехнику подновили, где-то бытовые моменты немного подтянули. А менять надо очень многое.
Но самое главное – это отсутствие заинтересованности руководства области именно к команде. У меня создается такое ощущение, что, кроме Трубецкого, команда по большому счету никому не интересна. Как только изменится отношение к «Бурану» – и если изменится – то и реконструкция дворца начнется, и команда приобретет другой окрас в виде усиления и не только. Когда команда нужна руководству, тогда к ней другой интерес, появятся результаты и, соответственно, болельщики на трибунах. Остальные клубы, не вышедшие в плей-офф, уже ведут подготовку на следующий сезон. Они определились с руководством, тренерским штабом и у них уже идет полноценная подготовка. У нас из года в год одно и то же. Дай Бог закрыть этот сезон до конца. Что дальше – мы не знаем… Как можно сейчас строить команду?
По окончании прошлого сезона в мае получили
согласие от
Вячеслава Уваева (бывшего главного тренера ХК –
прим. ред.), стали «лопатить» рынок, нашли 190 игроков. И что? Нет заинтересованности – нет стабильности. Показательный пример: отношение к хоккею в
Пензе. У них шикарный дворец, своя молодежка. Правда, не самый большой бюджет, но у них губернатор – большой поклонник
«Дизеля». Да,
«Дизель» до поры не мог выйти в плей-офф. А в прошлом сезоне вышли. В этом
пензенцы пошли еще дальше. Такой подход заслуживает большого уважения.
(в бытность Сергея Колиуха, экс-мэра Воронежа, при его заинтересованности и поддержке команда «Буран» стала серебряным призёром ВХЛ 2013 года - прим. ред.).
– Михаил Олегович, охарактеризуйте, пожалуйста, действия вратарей, защиты и нападения «Бурана».
– И здесь все неоднозначно. Вратари – не самая слабая наша линия. На роль основного голкипера мы брали Дениса Перевозчикова, смогли найти на него хорошие деньги. Денис – абсолютно надежный вратарь. Расстались мы с ним потому, что поняли – раз не прошли в плей-офф, нет смысла платить такие деньги. Перевозчикову нашли вариант в Европе.
Молодец Захар Виноградов, вратарь с очень большим потенциалом. Он воспользовался предоставленным шансом и заявил о себе. К нему появился интерес со стороны КХЛ. Даниил Исаев и Владислав Окоряк сыграли слабо.
Из защитников большего ждали от Дениса Ванина. Увы, знакомый «набор» – ковид, тяжелая травма. Измучился в сезоне Александр Микулович - снова-таки ковид, перелом, повреждение сустава. Зато находкой для нас стал пришедший из «Северстали» Максим Афанасьев. За малые деньги мы получили отличного игрока! Кстати, хорошего защитника найти на рынке очень тяжело. Максим, бывало, по 28 минут играл за матч! Он – топ в ВХЛ. На следующий сезон Афанасьев точно будет в КХЛ.
На своем уровне отыграл Дмитрий Кузнецов. Но вот лидером пока стать никак не может. Две или три игры хорош, затем сбой. В игре Кузнецова – имеется в виду в течение сезона – надо добиться не резкой синусоиды, но относительно ровного выступления. Хочу от него большего и надеюсь, что потенциал у Дмитрия есть.
Так выходит, что Вадим Ефимов играет, когда на тренерском мостике стоит Михаил Бирюков. Остальные его словно не видят. Старательный парень. А по итогу, защита – самая слабая линия в команде.
Повеселей дело с нападающими. Один показатель: «Буран» второй в лиге по игре в большинстве. Безусловно, весь тренерский штаб, сами ребята и работа Сергея Михайловича Королева дала именно такие плоды по большинству. В исполнении капитана Андрея Демидова увидели то, что от него и ждали. Раскрылся Максим Денежкин, разыгрался Данил Макаров, начал «стрелять» дублями. Правда, лишь к концу. Все объяснимо – ковид, осложнение на спину, восстановление.
Очень понравился Илья Николаев. Не могу сказать, что разочарованием стал Иван Яценко. Были хорошие игры и у Никиты Лукина, но от него ждали большего. Надеялись на Тимура Шингареева, разочаровал Илья Иванов. Он честный по работе, но не сошлось – Иванов игрок другого плана.
Тяжелее всех перенес ковид Саша Чиглинцев. Думали, вообще сезон пропустит.
Большего ждали от Александра Шипилова. Пора, пора становиться лидером! Он много работает, но в игре Шипилову порой не хватает завершающего штриха, действия. Да, он горит на площадке, живет игрой. Возможно, перегорает и оттого ошибается. Но видно же, что человек старается. Я прощу любую ошибку. Но не равнодушие. Максималист по духу, ненавижу проигрывать.
Артем Подшендялов – находка! Увы, и его подкосила травма. А он бы сто процентов помог.
– «Буран» показал, что с характером у коллектива все в порядке. Даже в проигранных матчах команда за просто так очки не дарила.
– Это один из плюсов сезона. Да, он такой – кардинальный, синусоидный. Провалы можно пересчитать по пальцам одной руки. Даже при 0:6 люди руки ломали, прыгали под шайбу. Правильные слова и мотивацию находил тренерский штаб и в этом, безусловно, заслуга всего коллектива.
– Михаил Олегович, какой матч в сезоне Вы считаете самым неудачным, а какой лучшим в исполнении «Бурана»?
– Самый неудачный – в Ростове. 1:6! Там вообще все пошло не так. Умудрились сами себе забить, два рикошета от стекла. В каждом игровом эпизоде ростовчане первые. Такое впечатление, что у нас навешаны двадцатикилограммовые жилеты, а они свежаки!
Лучшая игра – победа 6:0 на выезде со «СКА-Невой». Дело не только в счете. Я тогда затемпературил. Ребята же должны видеть мои эмоции. Но с первого вбрасывания стоял и понимал, что мне вообще ничего не надо говорить. Никого не надо было будить, заводить. Наоборот, успокаивать. После игры зашел в раздевалку и сказал: «Респект и низкий поклон». Всей команде.
Беседовал Игорь Маркин.
Фото – Кирилл Нестеров.